Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:00, реферат
Краткое описание
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования собственно науки.
Содержание
Введение. Возникновение науки 2 Теории возникновение науки 4 Исторические этапы развития науки 5 Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки 16 Периодизация науки 16 Развитие классической науки 20 Неклассическая наука 26 Постнеклассическая наука 32 Заключение 33 Список литературы 37
С первых двух глобальных революций
в развитии научных знаний, происходивших
в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое
по сравнению с античностью и средневековьем
понимание мира, и началась классическая
наука, ознаменовавшая генезис науки как
таковой, как целостного триединства,
т.е. особой системы знания, своеобразного
духовного феномена и социального института.
Закрепление самостоятельного
статуса науки в XVI-XVII в.в. было связано
с деятельностью целой плеяды великих
ученых. Именно к этому времени математика
становится универсальным языком науки,
базисом аналитических исследований (Р.
Декарт), а центральное место начинают
занимать методологии, основанные на опытном
установлении отношений между фактами
и дальнейшем их обобщении индуктивными
методами (Ф. Бэкон). Исходным пунктом формирующейся
классической науки стала гелиоцентрическая
система мира (Н. Коперник). Тот переворот,
который совершил в астрономии польский
астроном Николай Коперник (1473-1543), имел
огромное значение для развития науки
и философии и их отделения друг от друга.
В год своей смерти он публикует труд "Об
обращении небесных тел", в котором
в качестве постулата утверждает, что
все небесные тела являются сферами, вращающимися
по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего
на царском престоле и управляющего всеми
светилами.
В этой гелиоцентрической концепции
сформулировано новое миропонимание,
согласно которому Земля - одна из планет,
движущаяся по круговой орбите вокруг
Солнца. Совершая обращение вокруг Солнца,
она вращается и вокруг своей оси. Кажущиеся
движения планет принадлежат не им, а Земле
и через ее движение можно объяснить их
неравномерности. Идея движения как естественного
свойства небесных и земных тел - ценное
достижение концепции Коперника. Кроме
того, им высказана мысль о том, что движение
тел подчинено некоторым общим закономерностям.
Но он был убежден в конечности мироздания
и считал, что Вселенная где-то заканчивается
неподвижной твердой сферой, на которой
закреплены неподвижные звезды.
Убеждение Коперника в ограниченности
Вселенной твердой сферой было опровергнуто
датским астрономом Тихо Браге (1546-1601),
который сумел рассчитать орбиту кометы,
проходившей вблизи планеты Венера. Согласно
его расчетам, получалось, что эта комета
должна была натолкнуться на твердую поверхность
сферы, если бы та существовала, чего не
произошло.
С Галилея начинается рассмотрение
проблемы движения, лежащей в основе классической
науки. До него господствовало представление
о движении, сформированное еще Аристотелем,
согласно которому оно происходит, если
существует сила, приводящая тело в движение;
нет силы, действующей на тело, нет и движения
тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось,
необходимо сопротивление, другими словами,
в пустоте движение невозможно, так как
в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.
Галилей предположил, что, если
допустить существование абсолютно горизонтальной
поверхности, убрать трение, то движение
тела будет продолжаться. В этом предположении
заключен закон инерции, сформулированный
позже И. Ньютоном. Галилей был одним из
первых мыслителей, кто показал, что непосредственное
данные опыта не являются исходным материалом
познания, что они всегда нуждаются в определенных
теоретических предпосылках, другими
словами, опыт "теоретически нагружен".
Идеи закона инерции и примененный
Галилеем метод заложили основы классической
физики. К его научным достижениям относятся:
установление того, что скорость свободного
падения тела не зависит от его массы,
а пройденный путь пропорционален квадрату
времени падения; создание теории параболического
движения, теории прочности и сопротивления
материалов, создание телескопа, открытие
закона колебания маятника, экспериментальное
установление того, что воздух обладает
весом. В области астрономических исследований
Галилей обосновал гелиоцентрическую
систему Коперника в работе "Диалог
о двух системах мира - Птолемеевской и
Коперниковой", дополнив ее своими открытиями,
что Солнце вращается вокруг своей оси,
что на его поверхности есть пятна, обнаружил
у Юпитера 4 спутника (сейчас их известно
13), что Млечный путь состоит из звезд.
Принцип относительности Галилея,
преобразования Галилея, принцип инерции
и другие понятия непосредственно вошли
в механику Ньютона, с которой и началось
классическое естествознание. Наконец,
нельзя не отметить важность создания
огромного объема экспериментальной информации,
накопленной к XVII веку, особенно в области
астрономии, а также предварительной эмпирической
обработки этой информации.
Начало первого - классического
- периода в истории науки обычно связывают
с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона
и в математику, и в оптику, однако, фундаментом
классического естествознания стала созданная
им механика, которая не только навела
порядок в огромном эмпирическом материале,
накопленном многими поколениями ученых,
но и дала в руки людей мощный инструмент
однозначного предсказания будущего в
широкой области объектов и явлений природы.
Причины перемещения тел в пространстве,
закономерности этих перемещений, способы
их адекватного описания всегда были в
центре внимания человека, так как непосредственно
касались наиболее близкой религиозному
сознанию области естествознания, а именно
- движения небесных тел. Поиск закономерностей
этих движений был для человека не столько
связан с удовлетворением научной любознательности,
сколько преследовал глубокую религиозно-философскую
цель: познать смысл бытия. Поэтому такое
значение во все времена уделялось астрономическим
наблюдениям, тщательной фиксации мельчайших
подробностей в поведении небесных тел,
интерпретации повторяющихся событий.
Одним из величайших достижений
на этом поприще стали эмпирические законы
И. Кеплера, которые убедительно показали
существование порядка в движении планет
Солнечной системы. Решающий же шаг в понимании
причин этого порядка был сделан И. Ньютоном.
Созданная им классическая механика в
чрезвычайно лаконичной форме обобщила
весь предшествующий опыт человечества
в изучении движений. Оказалось, что все
многообразие перемещений макроскопических
тел в пространстве может быть описано
всего лишь двумя законами: законом инерции
(F = ma) и законом всемирного тяготения (F
= Gm1m2 / r2). И не только законы Кеплера, относящиеся
к Солнечной системе, оказались следствием
законов Ньютона, но и все наблюдаемые
человеком в естественных условиях перемещения
тел стали доступными аналитическому
расчету. Точность, с которой такие расчеты
позволяли делать предсказания, удовлетворяли
любые запросы. Сильнейшее впечатление
на людей произвело обнаружение в 1846 году
ранее неизвестной планеты Нептун, положение
которой было рассчитано заранее на основании
уравнений Ньютона (Адамс и Леверье).
В Новое время сложилась механическая
картина мира, утверждающая: вся Вселенная
- совокупность большого числа неизменных
и неделимых частиц, перемещающихся в
абсолютном пространстве и времени, связанных
силами тяготения, подчиненных законам
классической механики; природа выступает
в роли простой машины, части которой жестко
детерминированы; все процессы в ней сведены
к механическим.
Механическая картина мира
сыграла во многом положительную роль,
дав естественнонаучное понимание многих
явлений природы. Таких представлений
придерживались практически все выдающиеся
мыслители XVII в. - Галилей, Ньютон, Лейбниц,
Декарт. Для их творчества характерно
построение целостной картины мироздания.
Учеными не просто ставились отдельные
опыты, они создавали натурфилософские
системы, в которых соотносили полученные
опытным путем знания с существующей картиной
мира, внося в последнюю необходимые изменения.
Без обращения к фундаментальным научным
основаниям считалось невозможным дать
полное объяснение частным физическим
явлениям. Именно с этих позиций начинало
формироваться теоретическое естествознание,
и в первую очередь - физика.
В основе механистической картины
мира лежит метафизический подход к изучаемым
явлениям природы как не связанным между
собой, неизменным и не развивающимся.
К середине XIX века авторитет
классической механики возрос настолько,
что она стала считаться эталоном научного
подхода в естествознании. Широта охвата
явлений природы, однозначная определенность
(детерминизм) выводов, характерные для
механики Ньютона, были настолько убедительны,
что сформировалось своеобразное мировоззрение,
в соответствии с которым механистический
подход следует применять ко всем явлениям
природы, включая физиологические и социальные,
и что надо только определить начальные
условия, чтобы проследить эволюцию природы
во всем ее многообразии. Это мировоззрение
часто называют "детерминизмом Лапласа",
в память о великом французском ученом
П-С. Лапласе, внесшем большой вклад в небесную
механику, физику и математику.
Очень образно об этом сказал
сам Лаплас: "Ум, которому были бы известны
для какого-либо момента времени все силы,
одушевляющие природу, обнял бы в одной
формуле движение величайших тел Вселенной
наравне с движением атомов. И будущее,
также как и прошедшее предстало бы перед
его взором".
Однако, эта программа - сведение
всех природных явлений к механическому
движению под действием сил - оказалась
не реализованной, прежде всего, из-за
проблем с описанием световых, электрических
и магнитных явлений. Во второй половине
XIX века стало ясно, что материальный мир
не сводится только к механическим перемещениям
вещества. Еще одной формой существования
материи было признано электромагнитное
поле, наиболее полную теорию, которого
создал Дж.К. Максвелл.
После этого, в конце XIX в., большинство
ученых считало, что создание полной и
окончательной естественнонаучной картины
мира практически завершено. Все явления
природы, в соответствии с этой картиной
мира, являются следствием электромагнитных
и гравитационных взаимодействий между
зарядами и массами, которые приводят
к однозначному, полностью определенному
начальными условиями поведению тел (концепция
детерминизма). Критериями истинности
в такой картине мира являются, с одной
стороны, эксперимент ("практика - критерий
истины"), а с другой стороны - однозначный
логический вывод (с XVII века, как правило,
математический) из более общих посылок
(дедукция). Отметим здесь также, что одним
из главных методологических принципов
классического естествознания являлась
независимость объективных процессов
в природе от субъекта познания, отделенность
объекта от средств познания.
Дальнейшее развитие науки
вносит существенные отклонения от классических
ее канонов.
Неклассическая
наука
Подрыву классических представлений
в естествознании способствовали некоторые
идеи, которые зародились еще в середине
XIX века, когда классическая наука находилась
в зените славы. Среди этих первых неклассических
идей, в первую очередь, следует отметить
эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно,
в соответствии с этой теорией биологические
процессы в природе протекают сложным,
необратимым, зигзагообразным путем, который
на индивидуальном уровне совершенно
непредсказуем. Явно не вписывались в
рамки классического детерминизма и первые
попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить
вероятностно-статистические методы к
исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц,
А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце
XIX века начали развивать идеи релятивизма,
подвергая критике устоявшиеся представления
об абсолютном характере пространства
и времени. Эти и другие революционные
с точки зрения классической науки идеи
привели в самом начале XX века к кризису
естествознания, коренной переоценке
ценностей, доставшихся от классического
наследия.
Научная революция, ознаменовавшая
переход к неклассическому этапу в истории
естествознания, в первую очередь, связана
с именами двух великих ученых XX века -
М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел
в науку представление о квантах электромагнитного
поля, но по истине революционный переворот
в физической картине мира совершил великий
физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший
специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Как мы помним из предыдущего
раздела, в механике Ньютона существуют
две абсолютные величины - пространство
и время. Пространство неизменно и не связано
с материей. Время - абсолютно и никак не
связано ни с пространством, ни с материей.
Эйнштейн отвергает эти положения, считая,
что пространство и время органически
связаны с материей и между собой. Тем
самым задачей теории относительности
становится определение законов четырехмерного
пространства, где четвертая координата
- время. Эйнштейн, приступая к разработке
своей теории, принял в качестве исходных
два положения: скорость света в вакууме
неизменна и одинакова во всех системах,
движущихся прямолинейно и равномерно
друг относительно друга, и для всех инерциальных
систем все законы природы одинаковы,
а понятие абсолютной скорости теряет
значение, так как нет возможности ее обнаружить.
Кроме того, он построил математическую
теорию броуновского движения, разработал
квантовую концепцию света, а за открытие
фотоэффекта в 1921г. ему была присуждена
Нобелевская премия, дал физическое истолкование
геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).
Буквально в течение первой
четверти века был полностью перестроен
весь фундамент естествознания, который
в целом остается достаточно прочным и
в настоящее время.
Что же принципиально нового
в понимании природы принесло с собой
неклассическое естествознание?
1. Прежде всего, следует
иметь в виду, что решающие
шаги в становлении новых представлений
были сделаны в области атомной
и субатомной физики, где человек
попал в совершенно новую познавательную
ситуацию. Те понятия (положение
в пространстве, скорость, сила, траектория
движения и т.п.), которые с успехом
работали при объяснении поведения
макроскопических природных тел,
оказались неадекватными и, следовательно,
непригодными для отображения явлений
микромира. И причина этого заключалась
в том, что исследователь непосредственно
имел дело не с микрообъектами самими
по себе, как он к этому привык в рамках
представлений классической науки, а лишь
с "проекциями" микрообъектов на
макроскопические "приборы". В связи
с этим в теоретический аппарат естествознания
были введены понятия, которые не являются
наблюдаемыми в эксперименте величинами,
а лишь позволяют определить вероятность
того, что соответствующие наблюдаемые
величины будут иметь те или иные значения
в тех или иных ситуациях. Более того, эти
ненаблюдаемые теоретические объекты
(например, y - функция Шредингера в квантовой
механике или кварки в современной теории
адронов) становятся ядром естественнонаучных
представлений, именно для них записываются
базовые соотношения теории.