Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция
Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.
- С течением времени понятие диалектики приобрело другой смысл, он связан с определенным взглядом на мир, согласно которому мир представлялся непрерывно движущимся, изменчивым. Все явления в нем взаимосвязаны.
Один из первых, кто увидел этот подвижный характер бытия – Гераклит ("огонь или поток реки, в который нельзя войти дважды"). Представления об изменчивости бытия были у Спинозы, Канта, Гегеля.
Т.о. второй смысл понятия: диалектика – это такой способ мышления, при котором разум явления рассматривается во взаимной связи, изменении и развитии.
- В мире все движется и соответственно изменяется. Наиболее сложная форма изменений – развитие.
Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
Направленные, т.е. это не хаотичные изменения, они имеют определенную направленность:
- от низшего к высшему – усложнение структуры, повышение уровня организации – прогресс.
- от высшего к низшему – от более совершенных форм к менее совершенным – регресс.
Необратимость означает изменения, которые не позволяют системе вернуться в прежнее состояние.
Качественность означает появление в системе нового качества, которого не было прежде.
Т.о. совокупность всех этих процессов и дает развитие.
Категория движения (изменения) шире по объему, чем категория развития. Всякое развитие есть движение, но не всякое движение может быть развитием.
Развитие – основной предмет изучения диалектики, это и определило третий, более узкий смысл понятия диалектики.
Диалектика – философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.
Виды диалектики.
Впервые диалектика, как учение о развитии, предстала в философии Гегеля: он создал систему идеалистической диалектики. Гегель сформулировал основные законы и категории диалектики.
В противовес концепции Гегеля Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику, которая рассматривает развитие как атрибут материи, а не только духа, они расширили сферу диалектики, не ограничивая ее только духом. Они распространили действие ее законов на природу человеческой истории, общество и на научное познание.
Т.о. существует два основных вида диалектики по содержанию: идеалистическая и материалистическая.
По сфере проявления диалектика подразделяется на:
Объективную. Это процессы развития в природе (эволюционные процессы, рост организмов) и обществе (рост науки и техники, производства, изменение социальных отношений)
Субъективную. Это развитие сознания, т.е. развитие понятий, появление новых идей, теорий.
Понятие закона. Виды законов. Законы диалектики.
В мире, как гласит диалектика, все находится во взаимной связи изменений и развития, причем начиная с элементарных частиц и кончая космосом.
Этот состояние порядка и правильности выражается законом. Закон выражает всеобщую, необходимую, существенную, устойчивую, повторяющуюся связь с проявлениями действительности.
Признаки закона:
- Всеобщность, т.е. связь характерна для всех явлений, попадающих под сферу действия закона.
- Необходимость и
- Устойчивость и повторимость – связь носит не единичный характер, она проявляется всегда, во всех случаях.
Совокупность этих признаков и устанавливает связь между явлением и законом. В отличие от правила, закон не имеет исключений. Понятие закона является общенаучным.
По степени распространенности законы можно разделить:
- Универсальные законы. Они действуют во всем мире, в материальной и духовной сферах (в природе, обществе, человеческом сознании). Сюда относятся законы диалектики.
- Общие законы, которые действительны в какой-то одной сфере (В природе, обществе, в сфере сознания).
Частные законы, действующие в некоторой области из одной сферы. (Законы экономики, логики).
Законы диалектики.
Впервые законы диалектики были открыты Гегелем. Выделяют 3 основных закона диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
- Закон отрицания "отрицания" или закон диалектического синтеза.
Их считают основными, т.к. они выражают суть развития и отвечают на несколько самых важных вопроса означающих суть развития:
- Почему происходит развитие?
- Какова причина? (Ответ на этот вопрос дает закон единства и борьбы противоположностей, а именно - противоречие).
- Как происходит развитие? (Ответ на этот вопрос дает закон перехода количественных изменений в качественные, а именно – качественный скачок – механизм развития).
- В каком направлении происходит развитие?
- Какова форма?
- Есть ли связь между старым и новым? (Ответ дает закон отрицания "отрицания", а именно – диалектическое отрицание дает связь старого и нового, а диалектическая спираль выражает форму развития).
Закон единства и борьбы противоположностей.
Его называют ядром диалектики. Именно он отвечает на один из самых важных вопросов, касающихся развития - почему? Ответ на него и составляет содержание закона.
Внутренней причинной развития, его импульсом является противоречие, понимаемое как диалектическое единство противоположных сторон. Импульс необязательно должен быть внешним, он может быть внутри системы, вещи, наконец, ее противоречием.
Основные понятия закона: тождество, различие, противоположность.
Тождество – совпадение, сходство вещей, их одинаковость. Два предмета тождественны. Когда все свойства одного совпадают со всеми свойствами другого, но в мире нет ничего абсолютно тождественного. Вещи различаются по возникновению, по характеру изменения, поэтому они не могут быть тождественными при всех их сходстве. Даже отдельная вещь меняется и не тождественна самой себе в прошлом. Абсолютное тождество может быт только в абстракции. В реальной действительности существует лишь конкретная тождественность, которая содержит в себе различия.
Различие – несовпадение, несходство сторон вещей, неодинаковость. Два предмета различны, если об одном из них можно сказать о свойстве, которого не было бы в другом. В реальной действительности различия тоже конкретны, они содержат внутри себя тождество:
- О различие можно говорить лишь по отношению к тем предметам, которые изначально имеют некое подобие. Тождество выступает характеристикой вещей.
- Различие не может быть абсолютным. Какие бы изменения не происходили с предметом, он остается самим собой. Тождественность выступает, как сохранность, устойчивость предмета или самотождественность - идентичность. Таким образом, тождество и различие очень тесно друг с другом связаны. Тождество предполагает различие, а различие тождество. Когда различие достигает предельной степени возникает противоположность.
Противоположность – это предельная степень различия, взаимное исключение сторон, предметов, явлений. Самые древние люди выделяли противоположности: земля-небо, свет-тьма, добро-зло. В 20 веке ученые заглянули вглубь материи и увидели ту же полярность: атом состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц. Таким образом, в самом фундаменте материи мы находим противоположность. Все явления в действительности полярны. Но диалектика не ограничивается фиксацией полярностей, она стремится понять их природу, сущность, особенности и взаимодействие, процессы развития. Результатом этого явилось понятие диалектического противоречия.
Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположностей, при котором они взаимно проникают и взаимоотрицают друг друга. Не всякая пара противоположностей создает противоречие.
Характерные черты:
- Противоположности должны находиться в единстве, т.е. быть резкими сторонами предмета или явления, но при этом так взаимопроникать, так зависеть друг от друга, что не одна из сторон не могла бы существовать без другой. Убери одну из сторон и исчезнет целое. Например, кусок магнита, если мы распилим его, то каждая из частей образует новый магнит, если разрядим, то магнит перестанет быть магнитом. Такие противоположности можно назвать диалектическими противоположностями
- Противоположности должны находится в состоянии борьбы. Борьба в прямом смысле присутствует только в природе. Обычно слово борьба понимается метафорически, оно означает взаимоотрицание, взаимоисключение противоположных сторон.
Таким образом, когда выполняются эти 2 признака, мы имеем диалектическое противоречие.
Диалектическое противоречие – единство и борьба противоположностей одновременно.
Виды противоречий
- (по сферам действительности):
- В природе. Они объективны, т.к. существуют независимо от людей. Изучаются естественными науками. В физике – движение и покой. В механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие. В химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация. В биологии – ассимиляция и диссимиляция, жизнь и смерть. В математике – плюс и минус, умножение и деление и т.д.
- В обществе или социальные противоречия. Существуют объективно, но связанны с деятельностью людей (объективно-субъективно): производство – потребление, спрос – предложение, продавец – покупатель, производственные силы - производственные отношения. Особенность: антагонистический характер. Антагонизм – это противоречие, которое приобрело характер острого конфликта, непримиримой борьбы противоположных сил. Такое противоречие может быть разрешено только путем уничтожения одной из сторон: государство – терроризм. Антагонизм – черта только общества.
- Противоречия мышления или познания. Антиномия – противоречие между двумя противоположными утверждениями, каждое из которых имеет законную силу или истинно. Впервые были открыты Кантом: антиномия человеческого поведения.
Тезис: поведение человека подчиненно естественной причинности. Оно детерминировано обстоятельствами, т.е. человек действует в соответствие с обстоятельствами.
Антитезис: поведение человека может быть охарактеризовано, как свободная причинность. Хотя человек и подчиняется законам природы и общества, вместе с тем, он обладает нравственностью, важнейшее место в которой занимают понятия долга, совести, чести, достоинства. Человек может совершать поступки, руководствуясь этими понятиями. Он свободен делать выбор в этом смысле.
Парадокс – то же, что и антиномия.
Дилемма – (двойное предположение) – выбор между 2-мя одинаковыми возможностями.
Апория – безвыходное положение, неразрешимая проблема. Следует различать диалектическое противоречие от формально-логического.
В формальной логике существует закон противоречия: два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. В отличие от диалектического противоречия, логическое противоречие недопустимо, оно свидетельствует о путаности мыслей, о непоследованности мышления.
- по месту в системе:
- внутренние
- внешние (между системами)
- по роли в развитии:
- основные, которые оказывают решающее воздействие на развитие системы.
- не основные, модифицирующие основные виды развития.
Стадии развития противоречий:
Гармония – состояние системы, когда противоположности взаимоукрепляют друг друга, обеспечивая надежность, устойчивость.
Дисгармония – одна сторона усиливается за счет другой, нарастание взаимоотрицания, что приводит к конфликту.
Конфликт – крайняя степень дисгармонии.
Способы разрешения противоречий:
- Прекращение существования самого противоречия, когда достигается стадия конфликта.
- Сохранение противоречия, поддержка на стадии гармонии, не доведение до конфликта.
- Воссоздание на новой ступени развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Непрерывные количественные изменения системы, достигая определенного предела, который называется мерой, вызывает скачок, в результате которого на смену прежнему качеству приходит новое. Это новое качество приводит к изменению прежних количественных изменений. Этот закон универсален (природа, общественная, духовная сферы).
Качество, свойство, количество, мера, скачок.
Качество – внутренняя и существенная определенность предмета, совокупность его необходимых, важнейших свойств, теряя которые, предмет перестает быть тем, что он есть.
Качество совпадет с бытием самой вещи. Отнять у вещи ее качество, и вещь перестает быть самой собой.
Свойство – внешнее проявление качества при взаимодействии его с другими предметами или явлениями. Свойство не порождается в результате этого взаимодействия, а лишь обнаруживается. Каждый предмет – это пучок свойств, но их бесконечное множество. Они могут быть случайными, несущественными, они могут исчезать, появляться заново. Но лишь некоторые свойства вещи создают качества. Это существенные свойства вещи не отделимые от нее.
Идея – существенные свойство.
Количество – внешняя определенность предмета, выраженная числом, величиной, степенью. "Количество – это безразличная к бытию вещи определенность" (Гегель). Философская категория количество сходно с этим понятием в математике. Но не всегда количество выражается в числах и математических формулах, например: уровень интеллекта и т.д.
Мера – единство качества и количества. Это границы, пределы которые безразличны к количественным изменениям, т.к. они не меняют качества предмета. Мера часто выражается числом, но не всегда она подвержена точному численному описанию. Часто резкие грани отсутствуют и последующая ступень сливается с предыдущей. Эту хитрость количественных изменений знали еще древние греки: "Одно зерно кучи не составляет. Прибавь еще одно – кучи нет. Где же куча".