Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция
Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.
Субъект познания – тот, кто познает.
В узком смысле слова это отдельный человек. В широком смысле – общество в целом. К субъективному фактору познания относятся познавательные способности человека. Они сформировались в ходе эволюции человека, обеспечили способность его выживания, поэтому они соответствуют реальности.
Виды познания.
Познание – процесс сложный и многостадийный, и за длительную историю человечества сложились разные виды познавательной деятельности (способы постижения мира):
- Обыденное познание – житейское, в основе которого лежит опыт повседневной жизни.
Пример: верования и приметы, обычаи и обряды, традиции и ритуалы, праздники, игры, танцы, нравственные предписания и запреты и пр. Информационно – самая емкая форма знаний. Чаще всего обыденное познание хаотично и представляет собой набор сведений.
- Мифологическое познание – фантастическое отражение реальности, переработка природного и социального бытия народной фантазии. В мифологии содержится определенные знания о природе, о космосе, о самих людях, формах общения и т.д. В мифологии давалось своеобразное объяснение природным и социальным явлениям.
- Художественное познание, выраженное в искусстве, которое помимо всех прочих играет очень важную познавательную функцию. В произведениях искусства содержаться знания о самых разных сторонах бытия (страны и народы, быт, обычаи и т.д.) это мощный пласт в познавательном спектре.
- Религиозное познание – определяется верой в бога. Важнейшие религиозные источники (библия, Коран) являются сокровищнице религиозных и прочих знаний, накопленный веками и тысячелетиями. Религия – система истин.
Философское познание. Философия формирует общее представление о мире в целом, его соотнесенности с человеком.
Эзотерическое познание (esoteric – тайный) – тайное познание. Это знание только для посвященных; нет доказательств, основана на вере. Пример: магия, алхимия, астрология, теософия, антропософия.
Научное познание – высшая форма познавательной деятельности человека, в основе которой лежит принцип рационального постижения мира.
3. Познавательные способности
ПСЧ составляют субъективную сторону процессов познания. Важнейшие ПСЧ: чувства и разум. По вопросу об их значении в познании существовали две противоположные точки зрения.
сенсуализм – признавал
рационализм – отводил решающую роль в познании разуму – источник истинного знания, признавал существование врожденных идей – истин, не выводимых из опыта. Пример: Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Оба направления во многом правы, но односторонни – чрезмерно увеличивается значение какой-то одной способности, уменьшается значение какой-то другой.
Единство двух сторон: чувственной (доставляет разуму факты) и рациональной (разум обобщает их).
Без чувств нет работы разума, а чувства всегда осмыслены.
Чувственное познание.
Общая характеристика.
Осуществляется посредством
Органы чувств – ворота, через которые в наше сознание проникают сведения об окружающем мире.
«Органы чувств – клавиши фортепиано, по которым природа ударяет, вызывая музыку чувств». Органы чувств образовались в результате эволюции, в результате естественного отбора, они относительно ограничены своей отражательной способностью (пример: зрение орла, обоняние собаки и т.д.), однако человек способен расширять диапазон чувствительности.
Факторы: 1. трудовая деятельность, которая
позволяет настолько
2. техника.
Приборы делают фактически безграничным человеческое восприятие, искусственные орудия познания способны осуществить прорывы в такие глубины бытия, которые не доступны другим живым существам.
3. мышление.
Разум руководит чувствами, направляет их на познание действительности.
Т.е. естественная ограниченность человеческих чувств не является преградой на пути познания.
Формы чувственного познания.
Ощущения – простейший элемент чувственного познания, отражает отдельные свойства предметов (пример: зрительные ощущения – цвет и т.д.) Каждый орган чувств отвечает за свои ощущения. Нижний порог ощущения – минимальное воздействие, которое человек способен ощущать. Верхний порог – максимальное воздействие, которое человек способен ощущать, граничит с болью.
Восприятие – целостный образ предмета, совокупность отдельных ощущений (пример: образ яблока)
Представление – образ предмета по памяти, т.е. который в данный момент не воспринимается.
Представление всегда расплывчато. Разновидности: - воображение – способность создавать новые чувственные образы, подчас лишенные реальной основы.
- фантазия – воображение особой силы, которая отличается яркостью и необычностью создаваемых образов.
В реальном процессе познания эти формы существуют не обособлено, а в тесном единстве, неразрывно связаны друг с другом.
Диалектика объективного и субъективного в чувственном познании.
Образная природа ощущений.
Для раскрытия этой диалектики (связи) дадим гносеологическое определение ощущения.
Ощущение – субъективный образ объективного мира.
С одной стороны ощущение объективно по своему источнику, т.е. оно порождается воздействием какого-либо внешнего предмета на органы чувств. Но с другой стороны ощущение субъективно, поскольку оно – определенная ответная реакция субъекта на полученное воздействие.
пример: цветовые ощущения – единство этих двух сторон. Объективная сторона – каждому цвету соответствует соответствующая длина электромагнитных волн. Но волны сами по себе бесцветны. Субъективная сторона кроется в глазе (орган зрения), который имеет сетчатку, покрытую особым слоем клеток, ответственных за цвет. Человек видит все цвета спектра. Все отклонения - нарушения функций сетчатки. Другой пример: болевые ощущения.
Существует двойная
Образная природа ощущений.
Ощущение - всегда образ. Образ – идеальная форма отражения человеком действительности (объектов действительности). Главная особенность образов заключается в том, что он имеет сходства с предметом. Хотя это сходство не абсолютная копия. Называя ощущения образом, мы подчеркиваем информационный характер ощущений. Ощущения как образы дают информацию о свойствах предмета, благодаря чему человек смог ориентироваться в окружающем мире.
В воспроизведении образа участвуют не только органы чувств человека, но и мозг, который автоматически корректирует полученные восприятия.
познавательное значение чувственного познания: это единственный канал, который непосредственно связывает человека с окружающим миром; чувства дают материал для рационального мышления.
Рациональное познание.
Общая характеристика.
Осуществляется с помощью
Мышление – процесс
Мышление связано с миром не напрямую, а через своих посредников, которыми являются органы чувств человека – мышление опосредованный процесс.
Т.о. мышление – процесс опосредованного (через чувства) и обобщенного (через понятия) отражения действительности.
В соответствии с давней философской традицией выделяют два вида мышления: рассудок и разум.
Рассудок – логическое мышление. Оперирует понятиями, но в пределах установленных правил (законов логики). Отличительные черты: строгость рассуждений, умение правильно строить свои мысли и правильно их выражать, стремление все классифицировать, привести все знания в систему. Но рассудку присущи схематизм, негибкость, жесткая определенность.
Разум – диалектическое мышление. Для него характерно творческое оперирование понятиями, присуще гибкость, стремление к новым идеям, творчество. Разум стремиться постигнуть сущность вещей и явлений, выявить их причины и закономерности.
В реальной жизни, процессе познания разум и рассудок тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга; разум творит, рассудок выполняет рутинную работу.
Формы рационального познания:
понятия, суждения, умозаключения.
1. Понятие – простейшая клетка мышления, отражающая сущность предмета.
Все понятия образуются путем выделения, а затем обобщения общих существенных признаков предмета при отбрасывании индивидуальных и второстепенных признаков. Пример: понятие сосна – наличие ствола, хвои и т.д. Если отсекать признаки дальше, то получим понятие дерево – растение и т.д.
Такие понятия, которые отражают общее, не фиксируя индивидуальное, называются абстрактными. Они составляют содержание любой науки, роль их в познании огромна, без них невозможно человеческое познание, т.к. в сокращенной форме они аккумулируют человеческий опыт.
2. Суждение – форма, которая выражает связь понятий между собой.
Мыслить – высказывать суждения. Суждение обычно выступает в роли предложения, в котором что-то утверждается или отрицается. В отличие от понятий суждения могут фиксировать различные признаки предмета (не главные).
3. Умозаключение – выведение из некоторых исходных суждений нового суждения (вывода).
Простейшее умозаключение
Важнейшим условием достижения истинного знания является не только истинность первых двух суждений, но и не нарушение правил вывода (логики). Этим занимается логика.
Значение рационального
Интуитивное познание.
Важнейшую роль в познавательном процессе играет интуиция – сложное явление. Интуиция относится к иррациональным способам познания. В истории философии проблема интуиции не осталась без внимания. Пример: Платон, Аристотель, Августин, средневековые мистики, Декарт.
В 20 веке возникло философское течение – интуитивизм (Анри Бердсон – французский философ)
Интуиция (intuitus – взгляд) – внутреннее озарение, духовное видение, созерцание, наитие, предчувствие; это способность прямого непосредственного постижения истин без предварительных логических рассуждений и доказательств.
Характерные черты: 1. непосредственность (сущность явлений постигается сразу – «моментальный скачок ума», когда одним махом проскакиваются логические ступени и доказательства)
2. внезапность (озарение может прийти неожиданно, случайно в любом месте). Пример: немец. химик Кекуле увидел во сне змею, схватившую себя за хвост наутро он вывел циклическую формулу бензола. Свившаяся в кольцо змея явилась символическим выражением замкнутого углеродистого кольца;
Менделеев во сне увидел периодическую систему.
3. неосознанность – человек не может понять, каким путем он пришел к результату. Не умея объяснить это, люди склоны были приписывать это действию высших сил. Пример: Декарт стал на колени и молился, когда к нему пришла идея аналитической геометрии.
В современной науке имеется объяснение сферы интуиции – бессознательная; на бессознательном уровне переработка информации происходит гораздо быстрее, чем на сознательном, т.е. подсознание за короткий срок может проводить большую работу. Скрытая работа мысли на подсознательном уровне происходит при отключенности от проблем (во время сна, прогулки и т.д.)àвременное отключение от решения проблем и переключения на другие виды деятельности оказываются полезным.
Интуитивное познание присутствует в разных сферах человеческой деятельностиàделение на научную, врачебную, художественную и т.д.
Интуитивная способность по значению соспоставима с рациональным и чувственным познанием.
Для формирования и проявления интуиции необходимы следующие условия:
1. основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы. Интуитивное озарение посещает людей не случайно, а тех кто долго и основательно работал в своей области знания.
2. поисковая ситуация состояния проблемности: ученый не просто работает в своей области, а прилагает напряженные усилия для решения конкретной задачи.
3. наличие «подсказки».
Значение интуитивного познания: интуиция как бы поставляет готовые решения сознанию, позволяет предвидеть явления, составляет важнейшую пружину творчества.
Учение об истине.
Понятие истины, ее характерные черты и свойства.
Проблема истины является одной из центральных в гносеологии, понятие истины находится в одном ряду с категориями добро.