История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Истина – цель человеческого  познания, это абсолютная познавательная ценность («Платон мне друг, но истина дороже»)

 Что есть истина? Истина –  знание, соответствующее своему  предмету, это правильное, адекватное отражение действительности познающим субъектом - это классическое определение истины, еще со времен древних греков (Аристотеля). Такое понимание истины разделяли многие философы. Этого понимания придерживаются материалисты и идеалисты, поэтому это определение истины очень солидно по своему представительству.

Характерные черты истины:  наличие  двух сторон: субъективной и объективной.

Объективная сторона означает, что  содержание истинных знаний объективно, т.е. не зависит от человека, а определяется особенностями самих предметов и явлений.

Субъективная сторона – истина относится не к реальному миру (физическому), а к миру субъективному, она находится в человеке, его сознании, т.е. качеством истинности обладают не предметы и явления действительности, а наши знания о них.

Пример: всемирное тяготение не может быть истинным или ложным, но закон всемирного тяготения может  быть истинным.

Т.о. истина не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

 

Свойства истины: 1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека (понятие «объективная истина»). Игнорирование этого свойства приводит к полному произволу, субъективизму, когда истинным может объявляться все, что угодно.

2) конкретность – означает зависимость  знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.

Пример: вода кипит при 1000С, но при  одной атмосфере,  сумма углов =1800, только в евклидовой геометрии (в геометрии Лобачевского это не истинно)

 

Т.о. нет истин, пригодных на все  случаи жизни. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» Гегель.

 

Формы истины.

 

Истина – процесс получения  знания. Для характеристики этого процесса используются категории абсолютного (устойчивое, неизменное явление) и относительного (неустойчивое, изменяющееся явление)è 2 формы истины: абсолютная и относительная.

Абсолютная истина - знание, тождественное  своему предмету, это полное исчерпывающее знание о предмете.

Разновидности: 1) абсолютная истина –  окончательное знание определенных сторон действительности, которое уже не может быть опровергнуто в дальнейшем, но не редко такое утверждение выступает в виде банальных утверждений, простых элементарных истин («вечные истины»).  Пример: 2+2=4, люди смертны.

 

2) истины факта, в которых  констатируется какой-то факт или явление.

Пример: ВОВ закончилась в 1945г, Москва – столица России.

 

3) полное исчерпывающее знание  о действительности в целом. В этом смысле абсолютная истина выступает как гносеологический идеал, к которому стремиться познание человека, но которого она никогда не сможет достигнуть.

 

4) каждая наука стремиться к  максимальному знанию своего  предмета à к абсолютной истине.

 Относительная истина – неполное  знание о предмете, приблизительное знание; значение верное в основном.

Выражает незавершенность знания, его изменчивость, его уточнение, углубление по мере развития.

При этом относительные истины либо окончательно утверждаются и становятся абсолютно банальными, либо опровергаются и становятся заблуждениями.

Все научные знания в основном состоят  из относительных истин.

 

Соотношение абсолютных и относительных истин.

 

Они не разделены, это не отдельное  знание, а одно знание, различающееся лишь по степени точности и полноты.

Их диалектическую связь можно  выразить в двух моментах:

в каждой относительной истине есть зерна истины абсолютной

абсолютная истина сама складывается из тех зерен абсолютного знания, которые есть в любой относительной истине.

Непонимание этой диалектики приводит к крайностям.

1) догматизм (dogma - мнение) – преувеличение  значения устойчивости в познании, преувеличение значения абсолютной истины: для догматика истина существует всегда в форме абсолютной (как вечная на все времена).

Пример: культовое отношение к  предмету.

В науке нет догматизма (Истина дочь времени, а не авторитета» Бекон), он характерен для религии.

 

2) релятивизм (relativus – относительность)  – преувеличение момента изменчивости в познании, преувеличение момента относительной истины.

Релятивисты считали, что если знание непрерывно изменяется, то в них нет ничего абсолютного. Но когда релятивист утверждает, что все относительно, он возводит этот принцип в абсолют – противоречие.

Догматизм и релятивизм при всей их противоположности дополняют друг друга, они сходятся в одном – отрицании конкретности истины.

Так сколько же истин? Одна – объективная. Абсолютная и относительная – лишь ее формы, в которых она существует.

 

Виды истины.

Выделяются в зависимости от видов познания. Традиционно выделяют два основных вида истин: практические и научные.

Практические истины – результат  повседневной практической жизни людей, это своеобразная житейская мудрость.

Научные истины – результат развития науки. В отличие от практических истин, в них дается не просто констатация факта, а рациональное и аргументированное объяснение факта. Разновидности научных истин выделяются по областям научного знания.

Понятие практики. Ее сущность.

 

Основные виды практики.

Практика (praxis – действие, деятельность) – это чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, специфически человеческий способ отношения к миру.

Во-первых, практика – деятельность, но не поведение, т.к. для поведения  характерно приспособление к окружающей среде, деятельность же включает в себя не только приспособление, но и изменение окружающей среды, как природной, так и социальной.

Во-вторых, практика – чувственно-предметная деятельность, т.е. она всегда ориентирована на действие с предметами, на их изменение и преобразование, поэтому – практика деятельность предметная (теория – духовная).

В-третьих, практика – духовная деятельность; цель предваряет материальную деятельность. Цель – определяет и предает осмысленность действиям человека.

К. Маркс: «Самый плохой архитектор от самой лучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в голове».

Совокупность всех трех моментов составляет практику, как специфический способ жизнедеятельности.

Основные виды практики:1) материально-производственная – промышленность и сельское хозяйство.

2) социально-политическая – деятельность  государственных, политических органов, партий и т.д.

3) научно-экспериментальная.

4) врачебная (медицинская)

5) семейно-бытовая      6) повседневная     7) хозяйственная

Связь практики с познанием выражается в следующих трех моментах: 1. практика – основа познания

2. цель познания     3. критерий  истин

1. Это означает, что она является  источником и движущей силой познания. Почему человек познает мир? Ответ может быть самым разным, однако, в конечном счете, главной побудительной силой познания выступает практика. Пример: в античную эпоху из практических потребностей возникли и развились такие науки, геометрия, механика, астрономия (потребность мореплавания). Даже понятие отрицательное число возникло не в математике, его ввел один купец (обозначение долгов)

2. Практика является целью познания. Ради чего человек познает? Для того чтобы успешно воздействовать на действительность, чтобы получать знания, использовать в практике.

3. Практика – критерий истин.

Проблема отграничения истины от заблуждения.

Критерий истин.

Вопрос отграничения истинного  знания от ложного всегда интересовал философию и науку. Criterion – мерило, средство проверки. В истории философии и науки выдвигались разные критерии проверки истинности знаний:

1. Сенсуалистический критерий.

 Истинно то, что можно проверить  с помощью чувств восприятия человека. Эмпирическое наблюдение является одним из способов проверки знаний и практикуется во многих науках. Однако далеко не все доступно чувственной проверки. Истинность единичных утверждений можно проверить чувствами, но общие суждения нельзя таким образом подтвердить («Все люди смертны»).

Кроме того, чувства обманчивы и  не всегда им удается проникнуть в сущность вещей. Существуют такие области познания, которые вообще чувствами не наблюдаются (пример: квантовая механика)

Т.о. этот критерий важен, но ограничен.

      2. Рационалистический  критерий.

Заключается в ясности и отчетливости положений, их очевидности, сомнение в истинности просто не возможно. Его в свое время провозгласил Декарт и все рационалисты придерживались его. Тем не менее, и это критерий встретил выражения. Пример: Лобачевский опроверг пятый постулат Евклида.

Ясность и отчетливость – субъективное состояние сознания, т.к. очевидное одному вовсе не очевидно другому. Т.о. и этот критерий оказался слишком зыбким.

       3. Критерий общезначимости.

Истинно то, что принимается всеми  или большинством людей. На первый взгляд это убедительно, но еще Декарт говорил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

Т.о. связь между истинностью  и общезначимостью такова: истинное может и должно стать общезначимым, но не все общезначимое истинно.

       4. Прагматический  критерий, pragma – дело, действие.

истинно то, что полезно. Однако в  принципе истинное знание может приносить  пользу, но истинное знание в конкретной ситуации может быть совершенно бесполезным. Пример: правильный диагноз при отсутствии средств лечения.

Т.о. не все истинное полезно, но и не все полезное – истинно.

     5. Логический критерий.

Т.е. логическая правильность знания, соответствие законам логики, непрерывность знания. Логическое противоречие – показатель ошибки, неистинности. Этот критерий применим во многих областях научного знания, особенно в математике, но не следует и логический критерий абсолютизировать, т.к. логика может приводить к ошибкам (соединяя ошибочные знания, мы получим ошибку).

Все перечисленные критерии содержат в себе рациональные идеи, однако каждый из этих критериев сам по себе является лишь частичным, универсальным критерием является практика, которая включает в себя все критерии. В разных видах знания выступают разные виды практики. Пример: в естественных науках – научный эксперимент и техническая проверка. Если невозможно непосредственно опереться используют логический критерий.

Практика является диалектическим критерием – она одновременно и абсолютна и относительна. Абсолютность заключается в том, что она является главным и решающим критерием истины, остальные критерии являются лишь дополнительными.

Относительность заключается в  том, что практика меняется, страдает исторической ограниченностью. В этом смысле практика развивается и совершенствуется. Практика дает верное, но вместе с тем и относительное знание.

 

 

 

 

Бухвалов А.Н. CDD. Философия. Конспекты 2002-2003.

                                


Информация о работе История философии. Теория философии