История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

Материалистическое понимание истории:

 

Главной философской  новацией марксизма явилось материалистическое понимание истории или исторический материализм, то есть материализм был распространен на понимание человеческой истории и общества. Движущие причины материализм видел не в духовном начале, а в материальной жизни людей, что материальное производство является главной сферой жизни человечества определяющей развитие всех других сфер. Сущность этого была сформулирована Марксом: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ".

Общественное  бытие - материальная жизнь общества и, прежде всего, производственно-экономические отношения.

Маркс вывел  понятие способа производства, который  включает 2 стороны:

- Производственные силы.

- Производственные отношения, главным из которых является отношение собственности.

Маркс вывел  закон соответствия производственных отношений: Производственные отношения всегда соответствуют своим производственным силам.

Производственные силы элемент наиболее подвижный, а производственные отношения более стабильные, консервативные. Природа приводит к тому, что все становится тормозом. Это производство надо заменить.

Подчеркивая важность производственных экономических отношений, Маркс употреблял термин "базис". А над базисом возвышается надстройка, то есть совокупность общественных идей и соответствующие им учреждения и организации.

Взаимосвязь:

- Экономический базис определяет содержание и структуру надстройки, это значит, что господство в базисе позволяет господствовать и в надстройке.

- Надстройка обладает относительной самостоятельностью и активностью и может оказывать обратное влияние на базис и экономику. На них могут влиять косвенно все идеи, но непосредственное влияние оказывают формы надстройки: политика, государство, право. Государство может управлять экономикой, особая роль здесь была у политики. Если бы политическая власть не была бы столь бессильной, не было бы такой ожесточенной политической борьбы.

- Базис и надстройка - общественно-информационные структуры.

Общественно - политические формации обозначают исторически конкретный тип общества, основанный на определенном способе производства. Периодизацию всемирной истории марксизм строит, как периодизацию способов производств. Всего 5 общественно - политических формаций:

    1. первобытно - общинная
    2. рабовладельческая
    3. феодальная
    4. капиталистическая
    5. коммунистическая

Марксизм признавал  прогресс в истории, для него прогресс способов производства и смена формаций происходит в результате социальных революций. Это характерно для той эпохи, поэтому марксисты считали, что революционный способ смены формаций является единственно правильным. Они призывали к классовой борьбе, революции, к диктатуре пролетариата. Мыслили, как герои своего времени. Современный мир выбрал путь эволюции.

 

Западная философия (конец XIX – XX века).

 

В целом являет большое многообразие школ и течений. Наиболее влиятельные течения:

- позитивизм,

- экзистенциализм, 

- "философия  жизни"

- прагматизм

Среди всех названых течений особо выделяется иррационализм. Иррационализм - философские течения противоположные рационализму.

Иррационалисты:

- Ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания.

- Считают основой миропонимания другое, неразумное начало. Например: волю, интуицию, инстинкт.

Ярким примером явилась "Философия жизни" - иррационалистическое философское направление, сформировавшееся в Германии, оппозиционное культу науки и разума течение. Противопоставило науке и разуму - интуицию и инстинкт. Представители этого течения видят все существующее, как проявление некой первоначальной реальности, а именно интуитивной жизни.

 

 

 

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

 

Немецкий философ. Родился в Данциге (Гданьск). Учился в Берлинском Университете. Изучал сначала медицину и естествознание, а потом философию. Работал в Берлинском университете, но преподавательская карьера не сложилась. В 1831 году в Берлине разразилась холера, . Шопенгауэр уехал из города очень быстро и поселился во Франкфурте на Майне, где и умер.

 Характер стал притчей: строптивый и неуживчивый, крайне подозрительный (до мании преследования). Он всегда селился на первом этаже, спать ложился с оружием, никогда не ходил в цирюльни, не пил из чужого стакана. Отличался нелюдимым образом жизни, любил только собак, чурался политической деятельности, был амбициозен. Не был признан при жизни, его признали перед смертью. "Закат моей жизни стал расцветом моей славы". Однако был очень образованный человек, глубоко разбирался в философии и естествознании. Он обладал библиотекой, в которой было более 1000 книг.

 

способствующих этому, музыка имеет наивысший приоритет.

Пессимизм у него проявился  в социально Сочинения: "Мир, как воля и представление" - это главное его сочинение.

- "Афоризмы житейской  мудрости"

- "О женщинах"

- "Метафизика молодой  любви".

 

Он называл три источника  своей философии: божественный Платон, изумительный Кант, древнеиндийская  философия.

 

Онтология Шопенгауэра: Он воспринял Кантовское распределение опыта на явления и вещи в себе, и то, что человек имеет дело лишь с явлениями, но Шопенгауэр назвал чувственный образ и сознание или явления представлениями. "Все вещи вокруг нас всего лишь представления. Мы не знаем солнца и земли, а только глаз видящий солнце, руку, осязающую землю. Окружающий человека мир всего лишь представления и кроме представления мира нет". Это положение является субъективным идеализмом, поскольку для него нет объекта без явления.

Майя - имя богини, воплощающей  принцип обмана, в философии буддизма. Оно означало иллюзорность бытия. Шопенгауэр сравнивает мир с покрывалом Майя и под ним мир кажется сном, подобен солнечному блеску на песке, миражу. У него встает 2 вопроса:

- Что же мир  на самом деле?

- Способен ли человек  познать эту сущность`?

Да, способен, но только не с помощью разума. Коренной ошибкой он считал разум. Шопенгауэр отстаивает иррациональный путь познания вещей с помощью интуиции. Он считал так, прибегая к методу аналогии: чтобы познать сущность мира, человек должен познать сначала свою собственную сущность. "Ты из себя должен познать природу, а не себя из природы". "Что такое сущность человека?" - "Воля". Он говорит, что в принципе внутреннюю жизнь человека представляют разум и чувства, но все чувства можно свести к двум: удовольствия и неудовольствия. Если мы испытываем чувство удовольствия, то мы хотим предмет, а если неудовольствие то нет. Мысли приобретают силу только тогда, когда они схвачены страстями или волей, мысли только тогда действенны, когда они охвачены волей. Сущность человека есть воля, значит и сущность всего мира - воля. Мировая воля - вечное стремление и хотение, сила. Воля беспричинна и неразумна, находится вне времени и пространства. Объективация или проявление воли проявляется на всех уровнях организации материи:

- Неорганический  уровень - низшее проявление воли. Воля здесь в первозданном  виде (силы природы).

- Органический  уровень - борьба за существование, инстинкт.

- Человек - характер, воля, инстинкты.

Воля действует  повсюду, причем воли сосуществуют между собой, они постоянно борются друг с другом.

 

Философия Шопенгауэра: Он впервые формирует волюнтаризм (voluntas - воля)_ - философское направление, рассматривающее волю в качестве высшего бытия. Волюнтаризм становится самостоятельным движением.

 

Этика Шопенгауэра: Его философские выводы имеют выход в этику, которая занимает центральное место в его философии. Сущность человека - воля, а разум играет подчиненную роль. Разум служит воле, как фонарь ночному пешеходу. Важнейшее понятие в ero этике - воля к жизни. Это сокровеннейшая пружина в человеке и проявляется в 2 случаях:

- инстинкт самосохранения

- стремление  к счастью

Но воля к  жизни имеет и негативную сторону  – эгоизм. Это главная пружина человеческого организма. Он первый основательно исследовал два вида эгоизма:

- Желание собственного  блага.

- Желание чужого  горя.

Что же такое  человеческая жизнь? - постоянные желания. Глядя на мир, Шопенгауэр задается вопросом: "Есть ли в этом цель и смысл?" и отвечает: "Нет". В целом мир, человеческая судьба - путь лишений и страданий, венчаемых смертью. Подобный взгляд на человеческую жизнь характеризуется как пессимизм - мировоззрение, в котором преобладает негативное отношение к будущему и существующему. Философия Шопенгауэра - всеобъемлющая система пессимизма. Его называют "философ скорби". Человек должен перестать хотеть и потакать своим желаниям, но не отказывается от жизни (литургия воли).

Литургия воли - освобождение от ее ярма - очень схожа  с таким состоянием, как нирвана ("прекращение, угасание") - полная исчерпанность всех перерождений. Но нирвана удел очень немногих людей, а для других он предлагает замену - искусство, дающее временное освобождение от воли. Из всех искусств, наиболее - политических взглядах, так как он высмеивал оптимизм. "Наш мир самый худший из возможных миров".

Он сторонник  абсолютной монархии. Отвергал все  представления об историческом процессе. "Мир - госпиталь неизлечимых!"

 

Фридрих Ницше (1844 – 1900).

 

Немецкий философ, оказавший сильнейшее влияние на европейскую культуру, искусство  и политику 20-го века.

Родился в семье  сельского священника в Саксонии. Учился в университетах Бонна  и Лейпцига сначала на теологическом, потом на философском факультетах. В 24 года Ницше - профессор классической филологии, но с 1879 году по состоянию здоровья он был вынужден оставить преподавание, т.к. с 1876 года Ницше страдал сильнейшими головными болями, поэтому был вынужден вести изолированный образ жизни, все силы и все время он посвящал работе.

Болезнь обусловила и стиль сочинений Ницше: короткие фрагменты, афоризмы - надо было успеть сказать, пока болезнь отпустила.

Но у него не было ненависти к своей болезни, его любимый афоризм: "Возлюби судьбу" ("Amor fat").

В 1889 году творческая деятельность Ницше оборвалась: ero настигло безумие, которого он страшился, помня судьбу своего отца. Он был переведен в Эймер, где за ним до смерти ухаживала его сестра.

 

Сочинения: можно разбить на две группы, связанные с периодами жизни.

1872-1882 Период исканий, формирование мировоззрения, Ницше увлекается идеями Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера, но позже он проявляет интерес к естественным наукам, увлекается позитивизмом. Работы в основном культурологические "Рождение трагедии из духа музыки" (о греческой культуре), "Человеческая, слишком человеческая ".

1883-1888 Период собственно ницшеанский, период "переоценки всех ценностей". В этот, период были написаны главные произведения Ницше, в которых излагается его философская концепция.

"Так говорил Заратустра " - самое знаменитое произведение Ницше. Это философская поэма, написанная почти библейским языком, эту работу он считал самой глупой из всех книг. В этой книге Ницше изложил свое учение о сверхчеловеке.

"Воля к власти" монументальное сочинение, но не законченное, Ницше хотел сделать эту книгу своим программным произведением, но не успел, ее закончила сестра.

 

Философия:

 

Значительное  влияние на философию Ницше оказал и волюнтаризм, и закон борьбы за существование Дарвина.

Философия Ницше не представляет собой, какой-либо системы, но в его творчестве можно выделить ряд важных тем, которые и составили его философию.

 

Учение о воли к власти.

Ницше считал, что первоосновой всего сущего является воля, но он ее называет воля к власти. Она не имеет лишь политического смысла: это энергия, сила, непобедимый инстинкт к жизни.

Мир в учении Ницше - вечное, без начала и конца становление, в основе которого лежит борьба сил и энергии, соперничество воль. Становление не подчинено никаким законам, не имеет направления и цели, в нем нет ни логики, ни смысла. Такой становящейся мир непознаваем, недоступен разуму, этот мир результат состязаний между волями. А поскольку у него нет конечной цели, то он не может приближаться к какому-то совершенству (Ницше отрицает исторический прогресс).

Вместо идеи, прогресса Н выдвинул идею вечного возвращения. Суть ее в следующем. По мнению Ницше, количество силы во вселенной конечно. Следовательно число комбинаций этой силы хотя и огромно, но не бесконечно, ограниченно, время же бесконечно, поэтому через громадные промежутки времени должны наступать в мироздании все те же комбинации сил и картины жизни будут повторяться в бесконечности, бесконечное число раз. Все вещи вечно возвращаются, а сними и мы сами. Ницше разделял идею исторического круговорота (эту идею выдвинули еще в Древней Греции).

Онтология (метафизика): все существующее в человеческой теории и человеческом познании есть только проявление воли к власти, никакого абсолютного бытия нет. Бытие - становление, но не беспристранное появление чего-то нового, а лишь вечный круговорот всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз.

 

Учение о переоценке всех ценностей.

Ницше действительно  подверг критике современные  ему общество и культуру, главной  чертой которых он считал нигилизм (отрицание) - такое состояние в обществе, когда ценности теряют свою ценность и нет веры ни во что, когда господствует пессимизм, разочарование. Выход - переоценить все старые ценности и установить новые.

Критерий  переоценки всех ценностей - воля к  власти. "Что хорошо?" – " Все от чего возрастает в человеке воля к власти ". "Что плохо?" – "Все что идет от слабости".

Отсюда вывод все, что умаляет волю к власти должно быть отвергнуто и забыто

Социальные ценности:

Демократия – Ницше отрицает демократию, фактически являясь ее врагом, т.к. демократия увнивает людей, поддерживая и тех, кого и так слишком много.

Социализм – Ницше враг социализма, т.к. считал, что социализм подавляет индивидуальность, проповедуя коллективизм, и тем самым развивает стадные инстинкты. Идеал социализма - безмятежное баранье счастье.

Информация о работе История философии. Теория философии