Исходные принципы основных философских направлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости».

Вложенные файлы: 1 файл

филос..doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

    б). Сущность и явление.

    Диалектический  материализм требует от науки - не скользить по поверхности явлений, а видеть сущность явлений, те глубинные процессы, которые сразу не заметны, однако определяют развитие событий. Сущность - это внутренние органические связи в явлениях, устойчивые, повторяющиеся, определяющие направление и характер развития явлений природы и общества. Сущность выступает как объективный закон явлений. Знание этих объективных законов даёт возможность управлять явлениями. Классики марксизма-ленинизма не раз указывали на то, что если бы сущность лежала на поверхности явлений и законы природы были бы сразу видны, то наука была бы не нужна, она была бы излишней. А между тем задача подлинной науки как раз и заключается в том, чтобы за явлениями открывать сущность, законы природы и общества. В противоположность позитивистам-агностикам, которые утверждают, что нельзя в науке идти дальше описания явлений природы, диалектический материализм доказывает возможность и необходимость проникновения в глубокую сущность явлений. В противоположности кантианцам, которые отрывают явление от сущности и считают, что сущность принципиально непознаваема, потустороння, а явления чисто субъективны и являются продуктами нашего познавательного аппарата, - в противоположность всем этим антинаучным измышлениям диалектический материализм признает неразрывное единство сущности и явления, которые существуют в природе вне и независимо от нашего сознания. Чтобы за внешним обликом явлений вскрыть их сущность, нужна деятельность мышления, опирающегося на данные ощущений и проверяемого практикой. Законы природы и истории объективны, но это вовсе не значит, что они находятся на поверхности явлений и непосредственно открываются взору. Законы выражают не внешние, поверхностные, неустойчивые связи между явлениями, а соотношение и развитие основных сил в природе и обществе, закон - это естественная и историческая необходимость, это глубинные процессы, происходящие в недрах природы и общества. Поэтому необходимо проводить строгое различие между глубинными процессами развития и поверхностными явлениями. Наука потому и является наукой, а не досужим вымыслом, что открываемые ею законы суть законы, присущие самой объективной действительности. Раскрывая диалектику явления и сущности, Ленин писал о том, что сущность глубже, а явление богаче. Сущность глубже, поскольку речь идёт о законах природы и общества, о наиболее глубоких внутренних связях, определяющих направление развития явлений. Сущность глубже потому, что она повторяется как общий закон развития во многих различных явлениях. Явление богаче потому, что оно помимо общей многим явлениям одной и той же сущности всегда содержит и чисто индивидуальные моменты, присущие только данному явлению в отличие от других. Явление богаче своеобразием, спецификой выражения сущности. Явление богаче, поскольку в нём налицо единство существенного и преходящего, несущественного. Например, сущностью социалистического соревнования в CCCP являются отношении сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. Эта сущность проявляется в самых разнообразных формах соревнования, проявляется индивидуально, богато, красочно. Всё многообразие форм соревнования есть проявление его социалистической сущности. Отдельные открываемые наукой объективные законы явлений есть всегда проявление общих законов, охватывающих более широкий круг явлений в безграничной закономерно развивающейся материальной вселенной. В самой сущности предметов и явлений имеются противоречия, без чего нет развития. Необходимо иметь в виду, что явления выражают вою сущность в одних условиях правильно, а в других извращённо, в «перевёрнутом», так сказать, виде, обманчиво. Так, например, при капитализме отношения людей в процессе производства проявляются в виде отношений самих вещей. За отношением вещей скрыты отношения людей. Эту действительную сущность социальных отношений буржуазная политическая экономия не могла вскрыть. Буржуазные экономисты наделяли сами вещи-товары особым свойством вступать в отношения друг с другом. Это вело к идеалистическим и даже религиозным представлениям о природе общественных отношений, товарного обращения и т. д. Маркс назвал это явление товарным фетишизмом. Товарный фетишизм-пример того, как явления иррационально выражают сущность. Итак, объективный процесс развития предметов и явлений не прост; а сложен, содержит внутренние противоречия, представляет единство сущности и явлений.

    в). Роль ощущений, абстрактного мышления и языка  в познании мира.

    Живое созерцание- познание природы и общества человеком в ходе его общественно-производственной деятельности начинается с живого созерцания. Уже в мире животных ощущения являются важным средством приспособления организмов к внешнему миру посредством их ориентировки в меняющейся внешней среде. Выделение человека из животного мира, активное воздействие человека в процессе труда на внешний мир создало качественно новые условия для дальнейшего развития ощущений, а также для возникновения и развития мышления и речи. При этом важнейшим условием была материальная производственная деятельность людей. В ходе этой производственной деятельности люди с помощью орудий труда и своих органов чувств, мозга и речи узнавали всё новые свойства предметов и явлений вне него мира, учились управлять ими и ставить себе на службу, создавали необходимые для жизни общества материальные блага. Человек получает многообразные ощущения от предметов внешнего мира. Эти ощущения являются чувственным отражением (копией, снимком, образом) тех объективно реальных свойств предметов внешнего мира, которые воздействуют на органы чувств человека и являются поэтому доступными для непосредственно-чувственного познания. Объективные, существующие независимо от ощущений человека, физические, химические и т. п. свойства предметов отражаются в сознании как ощущения цвета, запаха, звука, вкуса и т.д. В природе, однако, нет изолированных друг от друга свойств, а есть целостные предметы, явления и процессы, связанные друг с другом и обладающие совокупностью определённых свойств. Человек при помощи своих органов чувств воспринимает не одно какое-либо свойство предмета природы, изолированное от других свойств, а предметы природы в целом, обладающие многими свойствами. Непосредственное, наглядное, живое восприятие лещей и явлений природы, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром,- это и есть живое созерцание. Живое созерцание на основе практики даёт правильное отражение воспринимаемых людьми свойств предметов. Современная наука располагает средствами экспериментального доказательства правильности ощущений и восприятий. Так, зная физическую сущность отображаемых в ощущениях явлений, например цвета (длину и частоту электромагнитной волны и т. д.), учёные могут проверить правильность или ложность ощущения цвета не только путём сравнения ощущений цвета у одного человека с ощущением цвета у другого, по и путём экспериментальной проверки цвета исследуемых предметов при помощи специальных приборов. Поскольку ощущения способны правильно отражать окружающий мир, постольку они по своему содержанию, по своему источнику объективны. Итак, процесс познания человеком окружающего мира начинается с чувственного познания, с ощущений. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» Ощущения непосредственно связывают человека с внешним миром. Данные живого созерцания служат исходным, отправным материалом для работы мышления, которое способно более глубоко и полно отражать внешний мир. Воспринимая органами чувств, предметы и явления внешнего мира, человек вместе с тем воспринимает не только отдельные стороны явлений, но и определенные связи, отношения между явлениями. Это оказывается возможным в силу того, что сами предметы внешнего мира представляют единство отдельного и общего, явления и сущности. Уже в ощущении всегда дано общее в конкретном, частном. Абстрактное мышление. Познание глубинных процессов в природе и общество осуществляется в ходе многосторонней практики общественного человека и закрепляется в понятиях. Мышление человека есть более высокая ступень отражения закономерностей и связей объективного мира. Нельзя непосредственно услышать или увидеть магнитное поле электрического тока и многие друг реальные явления объективного мира, но все эти явления человек познаёт в ходе практической деятельности при помощи мышления. Отражение при помощи понятий сущности явлений глубинных процессов объективного развития, отражение, позволяющее человеку в процессе познания законов природы мысленно выходить далеко за пределы того, что он непосредственно может воспринять органами чувств, есть научное, абстрактное мышление. Абстрактное человеческое мышление, познающее сущность предметов объективного мира через данные, получаемые органами чувств, есть вместе с тем и обобщающее отражение внешнего мира. В отличие от чувственных восприятий, которые являются наглядными, чувственными образами, копиями предметов окружающего мира, понятия являются опосредованными образами внешнего мира, отображенными при помощи слов и предложений. Понятия, как и ощущения, являются субъективными образами объективного мира. Абстрактность научных понятий вовсе не означает, что они субъективны по своему содержанию, что они оторваны от действительности. Научная абстракция - это мысль, выраженная в понятиях и отражающая внутреннюю сущность материальных процессов природы или общества. Абстрактное мышление человека, выраженное в понятиях, так же как и ощущения человека, возникло как закономерный продукт развития общественно-производственной деятельности людей. Человек в процессе общественно-производственной деятельности углублял свои познания объективных связей природы, учился выделять разные свойства реальных предметов, отделить главное от неглавного, основное от второстепенного. Анализ и синтез на практике явились основой и стимулом для усовершенствования анализа и синтеза в мыслях, причиной дальнейшего усовершенствовании абстракции и обобщении. Практика выступала показателем того, что нужно человеку в используемых им предметах природы, того, что в них существенно. Мышление в понятиях является результатом не только непосредственного индивидуального опыта какого-то одного человека (переработка личных его впечатлений), но и совокупного опыта многих поколений людей, закреплённого при помощи речи и письма. Абстрактное мышление, мышление в понятиях - качественно новая форма отражении природы. В логическом мышлении нет наглядности, которая присуща живому созерцанию. Человек отвлекается от чувственно воспринимаемых свойств отдельных предметов, но лишь для того, чтобы глубже понять природу и отобразить связь явлений в их главном и существенном. Однако живое созерцание и абстрактное мышление, т. е. чувственное и рациональное познание, не составляют двух совершенно обособленных друг от друга ступеней. Различие между чувственным восприятием и теоретическим, мышлением не абсолютно, а относительно. В конкретном процессе познания человека живое созерцание и абстрактное мышление составляют одно целое. Научная абстракция, отражая совокупность существенных свойств предметов и явлений, представляет собой обобщение опыта, фактов, знаний. Поэтому всякая научная абстракция глубже отражает внешний мир, приближая нас к внешнему миру, а не отдаляет от него. Абстрактное мышление даёт человеку возможность на основе познания объективных законов действительности научно предвидеть тенденции развития предметов и явлений и предсказать бытие ещё непосредственно не данных в “живом созерцании”, но существующих вне сознания явлений природы. История науки даёт множество примеров того, как учёные, пользуясь научной абстракцией, предсказали существование и свойства ещё не открытых предметов и явлений, а затем практика, наблюдение, эксперимент подтвердили выводы теории. Так, например, физическая теория света предсказала, что свет - это электромагнитные волны; спустя ряд лет это было установлено экспериментально. Д. И. Менделеев на основе открытого им периодического закона элементов с большой точностью предсказал свойства трёх в его время ещё не известных химических элементов. В 1781 г. была открыта новая планета солнечной системы, которая была названа Ураном. В результате астрономических наблюдений и вычислений, исходивших из открытий Коперника, Кеплера и Ньютона, была определена орбита Урана т. е. путь, который эта планета совершает вокруг Солнца. Однако в дальнейшем было обнаружено расхождение между той орбитой Урана, которую теоретически вычислили учёные, и той, которую они наблюдали при помощи телескопа. Последующие наблюдения с ещё большей очевидностью указали на отклонение Урана от расчетной орбиты. Перед астрономической наукой возник вопрос: в чем заключаются причины отклонения планеты Уран от пути, вычисленного астрономами. Член Петербургской академии наук Лексель высказал предположение, что несогласие между результатами вычисления и наблюдаемыми фактами имеет место потому, что существует, очевидно, ещё никому не известная планета, взаимодействующая с планетами солнечной системы. Впоследствии Леверье, исходя из величины видимого отклонения Урана, теоретически вычислил предполагаемый путь (орбиту) другой, никому ещё не известной в то время планеты; он заявил, что если его расчёт верен, то в определённое время в определённом месте небесного свода эту планету можно будет увидеть в телескоп. Берлинский астроном Галле, получив письмо Леверье, 23 сентября 1846 г. при помощи телескопа обнаружил предсказанную Леверье планету. Так была открыта новая планета, названная Нептуном. Впоследствии таким же путём, но уже на основе данных отклонений наблюдаемой орбиты Нептуна от вычисленной, было научно предсказано существование ещё одной планеты; она была открыта в 1930 г. и названа Плутоном. В XIX в. в Европе было модным учение буржуазного философа-позитивиста Огюста Конта, который утверждал, что задачей наук будто бы является только описание явлений, но отнюдь не открытие законов природы, ибо сущность явлений будто бы непознаваема. Конт утверждал в частности, что человечество никогда не сможет узнать даже химического состава звёзд. Но прошло всего немногим более 10 лет после этого заявления, и учёные получили возможность точно определять химический состав звёзд благодаря разработке метода спектрального анализа (1859 г.).  Современная астрономия и астрофизика проникают в глубинные процессы развития вселенной, познают процессы, происходящие внутри звёзд, раскрывают тайны рождения, развития и угасания звёзд, астроботаника исследует растительные формы жизни на планетах и т. д. Исключительно большую роль играет научная абстракция в вопросах общественной науки. Исследователь экономических и других общественных отношений не может пользоваться теми методами научного эксперимента, которые предоставляют исследователям физика, химия или другие специальные естественные науки. Социолог не может ставить опыты в лаборатории и проверять теоретические расчёты с помощью научного инструментария. Всё это заменяется и восполняется в общественной науке силой научной абстракции. Выводы общественно науки проверяются не в лаборатории научно-исследовательского института, а в живой практической общественно-производственной деятельности людей. Примером глубоких научных абстракций являются основные понятия диалектического и исторического материализма. Эти понятия отображают в сознании человека материальный мир и его закономерности в существенном, в целом. Итак, научное, абстрактное мышление представляет качественно новую форму отражения природы в сознании человека. Научная абстракция есть отражение в мышлении (путём выделения общего из единичного) сущности явлений, глубинных процессов развития, объективных законов природы и общества. Абстрактное мышление в разных областях духовной деятельности имеет свою специфику. Например, абстрактное мышление в художественном творчестве отличается своими специфическими особенностями. Искусство, художественное творчество отражает действительность в художественных образах. Но это не значит, что образность в искусстве отвергает понятия и логическую связь понятий. Ощущения и понятия являются отражением внешнего мира и при всём качественном различии не могут быть оторваны друг от друга. Таким образом, ещё задолго до того, как появились идеалисты-агностики, отрицавшие познаваемость мира, практическая, общественно-производственная деятельность людей доказывала познаваемость мира и его закономерностей. В противоположность идеализму все материалистические направления в философии враждебны агностицизму и утверждают познаваемое. 
 
 
 

          
 
 
 

Заключение

         Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно

удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в

их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно

иметь ввиду, что с точки зрения научной  философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. 
 
 
 
 
 
 

Вариант теста №3.

  1. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:

а) индукция;

б) абстрагирование;

в)  аналогия;

г) дедукция.

2. Отрасль  философского знания, изучающая  всеобщие проблемы познания, совокупность, приемов научного исследования:

а) этика;

б) аксиология;

в) мировоззрение;

г) праксиология;

д) методология.

3. Сущность  вещей,,,,,,,

а)  осязаема;

б) очевидна;

в) непознаваема;

г) скрыта;

д) условна.

4. Структура  общества и отдельных его слоев,  система признаков социальной  дифференциации

- это  социальная,,,,,,,,

а) динамика;

б) философия;

в) стратификация;

г) статика;

д) мобильность.

5. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития-,,,

6. Сторона  социального познания, рассматривающая  ценностные ориентиры общественных  явлений;

а) аксиологическая;

б) онтологичекая;

в) гносиологическая;

г) антропологическая;

д) социологическая.

7. Функции  социальной философии, позволяющие  проникнуть в глубь социальных  процессов и судить о них  на уровне теории:

а) мировоззренческая ;

б) теоретическая;

в) методологическая;

г) прогностическая;

д) гуманитарная.

8. Понятие,  характеризующее нерасчлененность  мировоззренческих представлений  в первобытном обществе-,,,,

9. Первая  историческая форма сознания  людей, переносящая на мир и  его законы свойства человека  и рода, совокупность мифов-,,,,,,,

10.Фамилия  мыслителя, который первым ввел  в науку термин «социология»-,,,.

11. Философское  направление, утверждающее, что подлинное  знание- совокупный результат специальных  наук-,,,.

12. Позитивистские  идеи О.Конта развивал:

а) Лессинг;

б) Энгельс;

в) Спенсер;

г) Парсонс;

д) Поппер.

13. Направление  социальной философии, развивающееся  параллельно с позитивизмом-,,,,,.

14. Фактор, являющийся важнейшим содержанием  общественного бытия людей, согласно  материалистическому пониманию  истории-,,,

15. Индивидуальные  особенности личности, являющимися  субъективными условиями успешного  осуществления определенного рода  деятельности-… 
 
 

Ответы  на тест №3.

  1. г.
  2. д.
  3. г.
  4. в.
  5. Онтологическая сторона социального познания, объясняет бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития.
  6. а.
  7. б.
  8. Синкретизм-это понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе.
  9. Мифология- это первая историческая форма  сознания людей, переносящая на мир и его законы свойства человека и рода, совокупность мифов.
  10. О.Конт – мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология».
  11. Позитивизм – это философское направление, утверждающее что подлинное знание- совокупный результат социальных наук.
  12. 12.в.
  13. Марксизм- это направление социальной философии, развивающееся параллельно с позитивизмом.
  14. Материальное производство, производство- являются, важнейшими факторами общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории.
  15. Способности- это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
 
 
 
 
 

         Список используемой литературы:

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник / -М., 2007г.
  2. Лавриненко В.Н. Философия: учебник / -М., 2009г.
  3. В.В. Соколов «Спиноза».
  4. .А.Г.Спиркин Философия: учебник/- М.,.2010 г.
  5. Философский словарь. М. 2009 г.

6. Интернет-ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                           Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. 1.Исходные принципы основных философских направлений…………….4
  3. 1.1. Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм

- два  противоположных монистических  направления в философии……….9

4. 2. Познаваемость  мира и его законов   ……………………………………..10

5. Заключение ……   …………………………………………………………....21

6. Тесты  вариант №3………   …………………………………………………..22

7. Ответы  на тесты…..…………………………………………………………. 25

8. Список  используемой литературы..................................................................26


Информация о работе Исходные принципы основных философских направлений