Контрольная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика и метафизика 4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания 8
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей.

Высшей  исторической формой диалектики явилась  ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и  материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам  Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы  вскрыть под мистической оболочкой  рациональное зерно»5.

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной  и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как  едином взаимосвязанном целом. Она  не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная  же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная  диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит  от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку  она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним  и тем же всеобщим законам6.

3. Отличие диалектики марксизма  от диалектики Г. Гегеля.

В марксизме, который обобщил все ценное в  истории развития диалектической мысли  и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает  как учение о всеобщих связях, о  наиболее общих законах развития бытия и мышления.

К.Маркс решительно противопоставляет научную, материалистическую диалектику ненаучной, идеалистической диалектике Гегеля, раскрывая существующую между ними непримиримую противоположность: «Мой диалектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»7.

Это классическое положение полностью разоблачает  идеалистический характер диалектики Гегеля, которой рассматривал процесс  мышления как сверхприродную, божественную силу. В противовес Гегелю Маркс  показывает, что процесс мышления является отражением материальной действительности, что категорически отвергал Гегель. Маркс применяет диалектику к  процессу отражения в сознании людей  материальной действительности, рассматривая научный диалектический метод как  отражение объективных законов  развития мира.

Гегель всячески стремился доказать, что диалектика на базе материализма невозможна, что  движение, изменение, развитие присущи  лишь духовному. Этим самым Гегель фактически отрицал диалектику природы и, следовательно, отвергал сформулированное им самим  положение о всеобщности диалектики. В противоположность Гегелю Маркс  доказал, что научный, последовательный диалектический метод возможен лишь на материалистической основе. Лишь материалистическая диалектика вскрывает наиболее общие  законы развития как объективные (т. е. независимые от сознания), как  действительно всеобщие, т. е. присущие всему существующему.

Таким образом, марксистский диалектический метод  в корне противоположен гегелевской  диалектике. Метод Маркса - материалистическая диалектика, в то время как методом  Гегеля являлась идеалистическая диалектика. Марксистская диалектика вскрывает  всеобщий характер развития и борьбы противоположностей; идеалистическая  диалектика Гегеля ограничивает сферу  развития пределами духа, а вместо борьбы противоположностей проповедует  примирение старого и нового. Именно поэтому в противоположность  гегелевской идеалистической диалектике марксистский диалектический метод  является единственно научным, единственно  революционным подходом к изучению действительности, к её практическому  преобразованию.

 

Заключение.

Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство  вести беседу, рассуждать, постигать  истину в споре. В этом заключается  движение мысли и ее развитие. Так  понималась диалектика в Древней  Греции, в том числе Сократом и  Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое  время, прежде всего, в философии Гегеля диалектика понимается как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества.

Противоположный диалектическому  – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе  к явлениям действительности без  учета их всеобщей взаимосвязи, как  существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге  метафизики рассматривают явления  как неизменяющиеся и не порождающие  ничего нового.     

Итак, для метафизического метода рассмотрение предметов и явлений  характерны черты:

1) явления природы и общества  рассматриваются как неизменные, в статистике;

2) связь между явлениями отрицается;

3) источники движения и развития мира остаются за гранью исследований.

Принцип диалектического метода: всё  находится в движении, развитии и  взаимосвязи.

Философские методы находятся во взаимосвязи, представляют собой систему, которая  и является общей методологией познания, мира и человека.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974.
  3. Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004.
  4. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарика, 2004.
  5. Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб., 2003. 
  6. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974. – С. 32.

2 Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 190.

3 Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб., 2003. – С. 103-107. 

4 Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004. – С. 98-103.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 21 С. 302.

6 Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарика, 2004. - С. 65-71.

7 Маркс К. Указ. соч. Т. 1 С. 5.


Информация о работе Контрольная