Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Существует много концепций, ставящих вопрос о смысле существования, но выделяются три наиболее известных.
Первая - существование ради самореализации, вторая - существование ради социального служения и, наконец, третья - существование ради совершенствования духа. Ясно, что вторая концепция отождествляет собой фактическую бесконечность (с духовной точки зрения) существования человечества, она во многом отражает идеи гуманистов о существовании в пользу других.

Содержание

Введение
Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека.
Философская концепция человека
Природа человека
Сущность человека
Проблема смысла человеческого существования. Смерть как философская проблема.
Философия о смысле человеческого бытия
Смерть как философская проблема.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

 

Филиал МГУТУ  г. Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №_____

 

 

 

 

 

 

 

по философии_вариант №

Ф.И.О.__Павлова Екатерина Ивановна_

Курс       1    группа________________

Учебный шифр____________________________

Домашний  адрес     Самарская обл.,

 г. Чапаевск ул. Черняховкого, 20-45

Место работы_____________________________

Оценка ___________«__»_____________20___г.

Преподаватель ____________________________

_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

  1. Современные концепции взаимосвязи  сущности и существования человека.
    1. Философская концепция человека
    2. Природа человека
    3. Сущность человека
  2. Проблема смысла человеческого существования. Смерть как философская проблема.
    1. Философия о смысле человеческого бытия
    2. Смерть как философская проблема.

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существует  много концепций, ставящих вопрос о  смысле существования, но выделяются три  наиболее известных.

Первая - существование ради самореализации, вторая - существование ради социального  служения и, наконец, третья - существование  ради совершенствования духа. Ясно, что вторая концепция отождествляет  собой фактическую бесконечность (с духовной точки зрения) существования  человечества, она во многом отражает идеи гуманистов о существовании  в пользу других. Неясно, к чему ведет  первая концепция, так как посредством  полной самореализации лишь увеличиваются  темпы прогресса человечества, хотя, возможно, в этом можно увидеть  кратчайший путь к некой крайней  точке существования, какой, например, можно считать нирвану. Но, скорее всего состояние нирваны можно  отнести в третьей концепции - существования ради совершенствования  духа. Согласно буддизму, человеку (не в прямом смысле слова) дано свыше семь материальных жизней на земле, за которые он должен добиться максимального совершенствования своего духа. После прохождения семи жизненных кругов, человек возвращается в мир более низшей материи - неживой природы - в случае далекого от идеального состояния души, либо, в противном случае, поднимается в более высокий астральный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные концепции взаимосвязи  сущности и существования человека.
    1. Философская концепция человека

 

Среди важнейших мировоззренческих  вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных  мест занимали проблемы человека. Его  природа и смысл существования. Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить  на две группы: объективистские и  субъективистские.

Объективистские - такие, где человек  и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и  норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей. божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.

Субъективистские - такие где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного “Я”, через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы: “философская антропология” и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских школах проблема человека.

 

 

 

 

 

    1. Природа человека

Человек разумный сформировался около 50 тысяч  лет назад, хотя предыстория человека уходит на глубину до 1,5 – 2 миллионов  лет, когда на Земле появился человек  прямоходящий. Произошло это в  Восточной Африке в силу ряда причин, о которых до сих пор идет горячая  дискуссия среди антропологов, геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в  это время создалось достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения  климата, и колебания радиационного  фона планеты, и возможные воздействия  ближнего Космоса на Землю. Почти  все согласны с тем, что этот процесс  был длительным, знал свои скачки и  периоды плавного развития.

Очевидно также, что не мало линий  в эволюции приматов оказались тупиковыми, а их представители (например неандерталец) вымерли. Современные генетики считают, что человечество произошло от так называемой «африканской Евы», - женщины, жившей в Африке примерно 100 – 200 тысяч лет назад.

Для философского осмысления данного  процесса наиболее важен факт увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было связанно с переходом ко все большему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий. Кроме того, для человеческого мозга очень характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира. Это имеет отношение и к особенностям мышления и поведения людей в странах Востока и Запада, и к объяснению таких явлений, как право- и леворукость, восприятие времени и т.д

 

Итак, природное развитие подготовило  субстрат для возникновения принципиально  нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека. Этот способ носит название человеческой культуры. Ее сущность – в передаче по каналам информации способов общения, индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом. В человеке, таким образом, два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность:

- генетический, лежащий в основе биологической эволюции;

- культурно-лингвистический, характеризующий специфику человека.

 

1.3. Сущность человека

 

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это  отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное».

Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха  произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало  это в конце XX в., когда появилась  возможность самоуничтожения всего  человечества и, в то же время стало  ясно, что единственная подлинная  ценность – это человек.

Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и  даже «покорив» природу, познав в  какой – то мере основные законы развития общества, человек чувствует  себя не уверенно и жизнь его часто  полна трагизма? Ответить на эти  вопросы не просто, и первое что  нужно уяснить, - это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что – то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия, антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос – занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на человека?

Очевидно, что человека изучают  с разных сторон такие науки, как  антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они  составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Эти два основных понятия, т.е. «природа»  и «сущность» человека, близки между  собой по содержанию, но различаются  по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, - значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия.

Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам  одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии.

Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема смысла человеческого существования. Смерть как философская проблема.

 

    1. Философия о смысле человеческого бытия

Вопрос о смысле жизни - это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна  люди задавались этим вопросом, пытаясь  найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной  ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл - в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте), в служений обществу (Н.С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные подходы  к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

* смысл жизни в ее духовных  основах, в самой жизни;

* смысл жизни выносится за  пределы самой жизни;

* смысл жизни привносится самим  человеком в свою жизнь;

* не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни  человека был задан Богом уже  в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил  его при этом свободой воли. И  смысл жизни человека состоит  в достижении им заданного подобия  с Богом. А поэтому человек  не переделывает мир, и уж тем более  не творит его сам, а действует  лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя  мир. Смысл человеческой жизни в-сохранении и очищении своей бессмертной  души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований  и ее социальной сущности на началах  добра. «Смысл жизни в обретении  добра» (В.С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки  зрения, здесь утверждается, что  смысл жизни человек находит  в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"