Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Философия Беларуси - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком смысле - это история философии Беларуси (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной философии Беларуси). В более широком смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей относительно социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием "Беларусь" или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ).

Содержание

Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания
Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси.
Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как
консолидирующей духовной силы современного белорусского общества.
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР тема 20.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

      8. В ХХ  в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

      9. В конце  20-х гг. 20 века заканчивается очередной  период в развитии философской  мысли Беларуси, ее эволюция протекала  далее в контексте советской  философии. Распад Советского  Союза и образование суверенной  Республики Беларусь дали новые  импульсы поискам национальной  идентификации белорусов, стимулировали  обращение к национальной духовной  традиции, освоению ценностей, выработанных  в белорусской философской культуре.

3. Значение идей белорусского  Просвещения в реализации программы  национального Возрождения и  становлении национальной идеи  как консолидирующей духовной  силы современного белорусского  общества

 

 

      Особое  место в белорусском Возрождении  занимает Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель  и мыслитель-гуманист, деятельность  которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Скорина не только совершил на белорусской земле революцию, подобную революции Гуттенберга. Великий гуманист был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности.

      Скорина  делает также попытку пересмотреть  ортодоксально-христианскую трактовку  проблемы человеческого существования.  Белорусский гуманист утверждает  самоценность человеческой жизни. В предисловии к "Притчам Соломоновым" он говорит о том, что главное предназначение человека заключено в совершенной земной жизни. В комментариях к "Екклезиасту" Скорина фиксирует множественность смысло-жизненных позиций реального человека, плюрализм его ценностных ориентации. Для Скорины высшее благо — благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этической концепции Скорины лежит идея о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы. Он твердо убежден, что именно это определяет совершенство общественной жизни. Согласно белорусскому гуманисту, понятие морали имеет двойственную основу — индивидуальный разум и божественное откровение. Естественный нравственный закон "написан в сердце каждого человека", он дан ему Богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек имеет возможность сделать свой нравственный выбор. Истоки нравственности Скорина видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. Тем самым философ подрывал этический онтологизм Аврелия Августина и Фомы Аквинского (добро объективно по природе, существует до человека и приобщение к нему возможно при посредничестве церкви). По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, "познавать мудрость и истину", заниматься науками. Без мудрости и без добрых обычаев невозможно достойно жить на земле. И в этом взгляды Скорины совпадают со взглядами наиболее видных гуманистов Европы.

      Преемниками  традиций Скорины стали Сымон Будный

(прим. 1530—1593) и Василий  Тяпинский (прим. 1540—1603). Деятельность  Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения — открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке лютеранского "Катехизиса" и оригинального произведения "Оправдание грешного человека перед Богом" нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа. С помощью родного языка Будный хотел научить "истинной вере" свой народ.

      В своих  взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой прежде всего было характерно обращение к человеческому разуму.

      Большой   интерес вызывает гуманистическая  трактовка Будным сущности человека. Человеческая личность, по мнению Будного, должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода, считает он, дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. В решении проблемы свободы Будный уже отходит от признания божественной предопределенности и допускает наличие свободной воли. Именно отсюда вытекает его обоснование права неприкосновенности личности, закрепляемое за шляхтой и мещанами соответствующими положениями. Этим объясняется также отрицательное отношение гуманиста к смертной казни. Подобные взгляды были, безусловно, прогрессивными для своего времени. Будный осознавал их радикализм и не рассчитывал на широкое признание современников, но он выражал надежду, что его мысли будут по достоинству оценены потомками.

      Сочинения  Будного, его идеи оказали значительное влияние на деятельность В. Тяпинского — видного белорусского гуманиста-просветителя и переводчика. В "Предисловии" к Евангелию Тяпинский подверг резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке, доступных простому народу. Любовь к Родине, горячее стремление помочь ее духовному возрождению красной нитью проходят через все "Предисловие" Тяпинского. Здесь получает свое дальнейшее развитие идея Скорины об огромном значении родного языка для развития культуры белорусского народа. Как и знаменитые предшественники, просветитель-гуманист стремился с его помощью пробудить национальное самосознание народа. Тяпинский говорит о славном прошлом белорусского народа. Этот народ "зацный и достипный", заслуги его велики, однако настоящее положение безотрадно. Равнодушие к родному языку, религиозная неразвитость, низкая общая культура — тому подтверждение. В действительности "зацные" уже отреклись от своей национальности, а среди народа из-за недостатка науки господствует "простота грубая". В этом общем падении духовности прежде всего виноваты служители церкви — высшие и низшие. "Духовные учители" сами не знают родного языка. Возрождение народа Тяпинский видит в распространении просвещения, поэтому "с зычливости ку моей отчизне" он берется за перевод Евангелия на белорусский язык.

      Идея правового  общества и государства получила  обоснование в произведениях  Льва Сапеги (1557—1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

      Философы  и юристы школы естественного  права, как известно, считали,  что человек от природы наделен  вечными и неизменными, общими  для всех людей основными правами.  Сапега не был согласен с ними. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, — гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Философ считал, что назначение права — пресечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. Он рассматривал его как узду, которая сдерживает каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу.

      В "Предисловии"  к Статуту Сапега подчеркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: "Где правит человек по своему усмотрению, там господствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Бог". Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он считал, что гражданин, который своей свободой похваляется, а "прав своих знать и понимать не хочет", заслуживает осуждения и презрения. Особенно стыдно не знать тех прав, которые "не чужим, а своим языком написаны".

      Гуманизм  с его критической и рационалистической  мыслью способствовал активизации  реформационного движения, распространению  просвещения и научных знаний. Он пробудил от средневекового  сна общественную мысль Беларуси.

      Во второй  половине XVI в. Великое княжество  Литовское было втянуто в изнурительную  и кровопролитную Ливонскую войну,  длившуюся 25 лет (с 1558 по 1583). В  этот же период католическая  церковь, потесненная Реформацией  в Западной Европе, предприняла  духовную экспансию на белорусских  землях. В 1569 г. (год заключения  Люблинской унии) в Великом княжестве Литовском начал свою деятельность орден иезуитов. В 1579 г. им была основана Виленская иезуитская академия. Одновременно в ряде городов Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Гродно, Хойниках, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) возникают иезуитские школы антипротестантской, а позднее и антиправославной направленности. В основу иезуитского образования была положена доктрина трех ступеней послушания, сформулированная еще Игнатием Лойолой: неукоснительное исполнение учеником того, что ему предписано; принятие воли Всевышнего (через учителя) как своей собственной; допустимость любых поступков за счет стирания грани между моральным и аморальным.

      Подчинив себе всю систему образования на землях Великого княжества Литовского, орден иезуитов за полвека уничтожил протестантизм, вытеснил православие, осуществил через массовое окатоличивание денационализацию белорусского народа. Поэтому возвращение к традиционной вере — православию и ее защита в данных условиях были равнозначны утверждению национально-культурного самоопределения белорусов.

      В XVII в.  вместе с католицизмом на смену  возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — Мелетий Смотрицкий (прим. 1575—1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К числу их исследователи справедливо относят Симеона Полоцкого (1629—1680), "виленского магистра философии" Альберта Дыблинского и др.

      В данный  период открыто заявило о себе  материалистическое мировоззрение  в лице мыслителей-атеистов. Наиболее  яркими представителями были  мозырский земский судья Стефан Лован и уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634—1689).

      Лыщинский окончил иезуитскую школу в Бресте и Виленскую духовную академию, однако впоследствии резко переменил свои взгляды. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде "О несуществовании Бога". Иезуиты не простили ему отступничества и радикализма воззрений. Лыщинский был привлечен к суду и приговорен к сожжению на костре вместе с его произведением. На просьбу смягчить приговор король Речи Посполитой оказал ему "милость", повелев казнить путем отсечения головы. (Казнь состоялась 30 марта 1689 г. на площади Старый рынок в Варшаве).

      Отрицание  существования Бога — основное  и высшее достижение атеистической  мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского – вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

      Наступление  католической реакции в лице  ордена иезуитов сопровождалось  яростными атаками на белорусский  язык. Хорошо понимая, что язык  является "кровью духа" народа, его исторической памятью, они  добивались повсеместного искоренения  этой памяти родной культуры. В 1697 г. белорусский язык был  официально запрещен в государственном  делопроизводстве и книгопечатании  Речи Посполитой.

      Однако, несмотря  на это, в последней трети  XVIII в. в Беларуси под влиянием  не только французского Просвещения,  но и творчества прогрессивных  белорусских мыслителей конца  XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории "натурального права", которая была изложена в труде Т. Млоцкого "Свидетельство об истоках натурального права" (1779). Автор не был согласен с тезисом Гоббса о решающей роли силы в историческом процессе, склоняясь в своих воззрениях к теории "общественного договора" Руссо.

      Последующие  события (война 1812 г., а также  русификаторская политика царизма)  вызвали кризис идеологии и  философии Просвещения и вместе  с тем их своеобразный ренессанс  в Виленском университете. Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, "военных друзей" и др.

 

 

 

 

      Список  использованных источников

 

 

      1. История  философии: Учеб. для студентов  философских и соц.-гуманит. специальностей вузов/ А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. — Мн.: Новое знание, 2001.

      2. Спиркин  А.Г.. Философия: Учеб. — М.: Гардарики, 2001.

      3. Хрестоматия  по истории философии. В 3 ч. 4.2. Западная философия. Вторая  половина XIX - начало XX века. XX век. на пороге XXI века: Учеб. пособие / Н. С. Автономов, В. И. Баранова, М. Н. Грецкий и др. - М.: Владос, 1997.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"