Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:05, контрольная работа
В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. В каком-то плане появление психологического направления было реакцией социологической мысли на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни, равно как и на некоторые погрешности марксизма — недостаточное внимание к проблемам общественной психологии.
Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Психологический эволюционизм Л. Уорда………………………………...4-7
2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий
В. Парето……………………………………..……………………………8-15
3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснений явлений общественной жизни в русской социологической мысли.......…16-20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Психологический эволюционизм Л. Уорда………………………………...4-7
2. «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий
В. Парето……………………………………..……………………
3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснений явлений общественной жизни в русской социологической мысли.......…16-20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. В каком-то плане появление психологического направления было реакцией социологической мысли на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни, равно как и на некоторые погрешности марксизма — недостаточное внимание к проблемам общественной психологии.
Под психологическим направлением имеются в виду те философские школы, которые ищут объяснения сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и т.п.). Что же касается попыток интерпретировать поведение личности и общества, исходя из индивидуальной психологии, то такие попытки вполне вписываются в русло биологического детерминизма с его гипертрофированием роли бессознательного, инстинктов и т.д.
У больших
социальных групп действительно
имеются отличительные
Психологическое направление представлено, прежде всего, в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей о которых и пойдет речь в моей контрольной работе.
1 Психологический эволюционизм Л. Уорда
Одной из самых влиятельных школ американской социологии была так называемая «психологическая» школа, пытавшаяся подменить объективные закономерности общественного развития психическими факторами, человеческими желаниями, волей и т. д., которым приписывалась определяющая роль в развитии общества. Капиталистический способ производства рассматривается представителями психологического направления в социологии в качестве необходимого выражения нормальной человеческой психики и, таким образом, провозглашается надысторической системой.
Зачинателем психологического направления в американской социологии был Лестер Франк Уорд (1841—1913), написавший ряд социологических исследований, в том числе двухтомную «Динамическую социологию» (1883), «Психологические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898).
В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В своих трудах он пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. «Социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества»1, — писал Уорд.
Наряду со слепой, стихийно действующей волей Уорд считает движущей силой общественного развития и осознаваемые человеческие желания. Наиболее могущественными из них он провозглашает голод и жажду, непосредственно связанные с поддержанием жизни. Уорд конструирует целую «иерархию» желаний — эстетических, моральных, интеллектуальных — и заканчивает ее абстрактными желаниями красоты, добра и истины. Он характеризовал желания людей как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности»2. Обосновывая «философию желаний», Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданской свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания. Желания людей, — пишет Уорд, — порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества»3. Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества.
В конечном счете он рассматривает их как весьма динамические психологические силы, действующие чаше всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что «с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор»4.
Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.
Изучение этих законов Уорд относил к области социальной философии или теоретической социологии. Последняя, по его словам, «в значительной степени является философией», поскольку «помогает понять законы общества»5. Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности людей и в конечном счете как законы человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их-то Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда.
Сознательное воздействие на них, насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Уорд как ученый и политик, социально-политические взгляды которого выражали в свое время интересы широких демократических кругов США.
Уорд является одним из создателей так называемого мелиоризма, т. е. учения о разумной деятельности людей в целях постепенного улучшения общественной жизни. Само собой разумеется, что борьба классов, освободительное движение трудящихся, социальные революции — все это исключается из понятия разумной деятельности. Мелиоризм отвергает также существование объективных закономерностей, сводя все «улучшение» общественной жизни к одним лишь реформам, осуществляемым выдающимися историческими деятелями. Что касается народных масс, то они, конечно, не принимаются во внимание. Мелиорация общественной жизни приводит, по мнению Уорда, к идеальному общественному строю — социократии. Уорд противопоставляет социократию капитализму и социализму. Он утверждает, что при социократии преодолевается как буржуазный принцип индивидуализма, так и социалистический принцип коллективизма. Однако на самом деле социократия Уорда — только подправленный капитализм, капитализм, преодолевший фритредерство и ставший на путь государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Сам Уорд вынужден признать, что отличие социократии от буржуазного строя «будет не столь велико, чтобы для осуществления его потребовалась революция»6.
2 «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий
В. Парето
В конце XIX столетия среди французских буржуазных социологов усиленно распространяется психологическая теория общественного развития. Напуганные Парижской Коммуной, идеологи буржуазии изыскивают новые способы борьбы с революционным движением рабочего класса. Они стремятся широко использовать данные психологии, которая к тому времени уже выделилась в самостоятельную область знания и достигла некоторых успехов в результате применения экспериментального метода исследования психических явлений. Вместе с тем, среди буржуазных психологов открыто господствовали субъективно-идеалистические теории, которые в свою очередь широко использовались буржуазными социологами, в особенности же сторонниками психологического направления в социологии.
Наряду
с психологическим
Одна из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, — взаимодействие личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858—1917). Если для Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, формирующее человека во многом по своему образу и подобию, то для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.
Как и Уорд, Тард решал проблему движущихся сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил эти силы в индивидуальной и групповой психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены, по сути, проблемам социальной психологии. Более того, Тард называет социологию «простой социальной психологией»7.
Он исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.
Социальный
организм по сути своей — подражательный,
— считал Г. Тард. И пояснял, что
подражание играет в обществе такую
же роль, как и наследственность
в живых организмах. Он рассматривал
подражание как усвоение и повторение
людьми того нового, что появляется
в той или иной сфере общественной
жизни. Этим новым могут быть малые
и большие изобретения и
Тард «объясняет» все процессы и явления социальной жизни двумя психологическими факторами: стремлением к изобретению и стремлением к подражанию. Меньшинство, учит он, изобретает; огромное большинство — подражает гениальным одиночкам — изобретателям. В своей работе Гард рассматривает общественный организм как «по существу своему подражательный... Подражание,— пишет он,— играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах...»9.
Всякие новации, будь то изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.
Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. Открытию Америки, писал он, подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, отпрыском на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей10.
«Общество — это подражание», — заключает Тард. Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.
При этом Тард указывал на три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе: