Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:24, контрольная работа
Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.
Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.
1. Функции философии
2. Философия XX века об особенностях информационного общества
3. Понятие материального и идеального
4. Проблема критериев истины
5. Сознание и самосознание
6. Ненасилие и самосовершенствование человека
7. Традиции и новаторство в развитии общества
8. Сущность экологического кризиса
9. Определение ноосферы и схоластики
Список использованной литературы
Перспектива развития демократии
связывается с распространением
информационной техники. Тоффлер и
Дж. Мартин отводят главную роль
в этом телекоммуникационной "кабельной
сети", которая обеспечит двустороннюю
связь граждан с правительством
Концепция информационного общества вызывает
критику со стороны гуманистически ориентированных
философов и ученых, отмечающих несостоятельность
технологического детерминизма, указывающих
на негативные последствия компьютеризации
общества.
Последствия информатизации общества,
как и последствия предшествовавших великих
социотехнологических революций, будут
различными для разных регионов, стран
и народов. Свободное движение и производство
информации и информационных услуг, неограниченный
доступ к информации и использование ее
для стремительного технологического
и социального прогресса, для научных
инноваций, развития знаний, решения экологических
и демографических проблем возможны лишь
в свободных обществах, обществах демократических,
обществах признающих права человека
и представляющих каждому индивиду возможности
для свободы социальной и экономической
инициативы и деятельности. Конечно, при
этом нужно ясно понимать, что понятие
демократии, свободы варьируются от одной
социальной системы к другой. Информатизация
и медиатизация общества сами есть продукт
определенной социально-экономической
системы и плохо прививаются в отсутствие
рыночной экономики, демократического
общественного строя, гарантированного
законом свободного доступа к любой информации,
необходимой для жизнедеятельности и
свободного развития человека.
3. Понятие материального и идеального
Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное –это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности.
4. Проблема критериев истины
Проблема истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:
Критерием различения истинного и неистинного считается такая мысленная или практическая процедура, которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии знания, т.е. познавательного образа, познаваемому объекту. Таким образом, проблема критерия истины сводится к вопросу о связующем звене, объединяющем субъективное и объективное, и выступающем основанием для сравнения реальности и ее отражения в сознании человека. Этот вопрос не нов, в истории философии существует три варианта ответа на него.
Первый: отождествление познавательного образа с материальным объектом, устранение различия между ними. В такой интерпретации содержание сознания субъекта ставится в полную зависимость от объекта: познавательный образ есть отпечаток в мозгу человека. Такая позиция характерна для механистического материализма XVIII в.в.. Если сознание полностью сводимо к понятию вещественной материи, то между ними нет никакого различия, и вопрос о соотношении содержания знания и объекта не имеет смысла: знание - просто буквальный вещественный отпечаток одного объекта в другом.
Второй: помещение познаваемого объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании человек сталкивается только с такими предметностями, которые конструирует его сознание. Эта позиция характерна для трансцендентального идеализма И. Канта. В этом случае разрыва между субъектом и объектом, а значит, познавательным образом и познаваемым предметом также не существует: познаваемый предмет находится в сознании.
Третий: поиск связующего звена между субъектом и объектом, объединяющим в себе характеристики и того, и другого. Таким третьим элементом, позволяющим соотнести знание об объекте и сам объект знания, является практика. Практика определяется как предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Именно она рассматривается в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практическая деятельность будет успешной. Напротив, если практическая деятельность признается неудачной, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным.
Критерий практики, однако, не всегда
может быть использован, поскольку
существуют такие знания, которые
напрямую непереводимы в материально-чувственный
план. Например, невозможно найти такой
тип практики, который позволил бы проверить
теоретические идеи высшей математики
или квантовой физики, суждения о прошлом
в исторической науке, философское знание.
Для подтверждения или опровержения такого
рода знания используются другие критерии
истины: логическая непротиворечивость,
когерентность (системность), эвристичность,
красота, простота. Эти критерии описываются
в неклассических концепциях истины.
Критерий непротиворечивости предполагает,
что истинное знание должно выражаться
в логически непротиворечивых формах.
Логическое противоречие свидетельствует
либо о заблуждении, либо о лжи.
Когерентность (системность)
предполагает, что новое знание должно
быть хорошо согласовано с теми результатами,
которые уже оцениваются как истинные.
В качестве такого фундаментального знания
выступают философские принципы причинности,
единства мира, сохранения энергии, самоорганизации
мира и т.п. Критерий когерентности позволяет
выбрать между двумя теориями, которые
не могут быть проверены на практике и
обе являются логически непротиворечивыми.
Из двух теорий истинной признается та,
которая более совместима с фундаментальным
знанием.
Критерий эвристичности вступает в силу,
когда перечисленные выше способы отграничения
истинного знания от неистинного не позволяют
принять решение. Эвристичность характеризует
потенцию знания к росту. Из двух теорий
более эвристичной, а, следовательно, истинной,
является та, в которой теоретический
рост опережает эмпирический. Т.е. более
эвристична та теория, которая помогает
предсказывать новые факты, обеспечивает
прирост знания, а не просто систематизирует
уже известные факты.
Суть критерия простоты в следующем: из
двух теорий предпочтение следует отдать
той, которая объясняет действительность,
опираясь на меньшее количество независимых
допущений, т.е. более просто. Критерий
простоты восходит к таким принципам,
сформулированным в истории философии,
как требование минимизации допущений
при объяснении Аристотеля, "бритва
Оккама" (не умножай сущности без необходимости),
требование простоты знания Г. Лейбница.
Человеку свойственно искать простейшее
решение. Но свойство простоты знания
трудно описать однозначно. В оценке самого
критерия простоты нет единства, одни
философы считают его действенным, другие
теоретической химерой, которую следует
убрать из науки и философии.
Красота еще более субъективный критерий,
выражающий личностную удовлетворенность
результатами познания. Английский ученый
- физик П. Дирак утверждал, что красивая,
внутренне согласованная теория не может
быть неверной. Суть принципа красоты
в том, что хорошая теория отличается особой
эстетической гармонией, элегантностью,
ясностью и стройностью. Как считает Т.Кун,
значение эстетических оценок может иногда
оказываться решающим. Хотя эти оценки
привлекают к новой теории только немногих
ученых, бывает так, что это именно те ученые,
от которых зависит окончательный триумф
новой концепции. Т.е. несмотря на неопределенность,
критерий красоты вполне функционален.
В качестве неклассического дополнительного
критерия истины может также использоваться
полезность: знание, которое обеспечивает
деятельность, ведущую к успеху, следует
рассматривать как истинное независимо
от его содержания.
Необходимо отметить, что ни одни из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других, очевидно, что только в комплексе они позволяют с большей точностью отграничить истинное от неистинного.
5. Сознание и самосознание
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся, по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.
6. Ненасилие и самосовершенствование человека
Под философией ненасилия подразумевается система этических, нравственных, психологических, социологических и собственно философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии. Несмотря на все теории нравственного совершенствования человечества, ХХ век многие ученые называют веком тоталитаризма. На рубеже третьего тысячелетия вопросы войны и мира продолжают оставаться самыми актуальными наряду с такими, как всемирный экологический кризис, исчерпание природных ресурсов и т. д.
Концепция ненасилия
встречается и у древних
…благожелательность, если она искренняя,
а не напускная, есть нечто неодолимое.
Ненасилие представляет собой философию,
образ жизни, которые на основе верховенства
правды любви, предполагают личные, социальные
и межнациональные изменения ради преодоления
несправедливости в достижении мира, примирения.
Цель ненасилия - не достижение победы
над противником или врагом, но в преодолении
несправедливости, в решении конфликтов
и посредством этого в создании условий
для всех. Ненасилие устанавливает власть
справедливости, правды и любви. Ненасилие
разворачивает борьбу за преодоление
несправедливости на уровне совести. Оно
организованно отказывается повиноваться
несправедливым порядкам и законам или
действовать в ситуации несправедливости
и подавления прав человека. Ненасилие
делает невозможным функционирование
несправедливой системы, не разрушая человеческие
жизни и не уничтожая материальные ценности.
Принцип ненасилия в разрешении конфликтов
предполагает своеобразную концепцию
человека и своеобразное отношение к человеку:
Человек является высшей ценностью среди всего, что существует. Поэтому к нему следует относиться с безусловным уважением, не допускающим каких бы то ни было исключений (даже в отношении к врагу). Человечество рассматривается как единое и неразобщенное, и все люди равны в своем достоинстве и праве на уважение.
Каждый человек обладает совестью, и, значит, несет в себе возможность к развитию, сознавая справедливость и будучи готовым к изменению своей позиции. Сознание развивается, когда оно может противопоставить себя реальности, когда она стремиться к истине. Ненасилие направлено против несправедливости, а не против людей. Участие в ненасильственной акции чревато потерей жизни.
Необходимость изучать основанную на ненасилии деятельность, методы и стратегию ненасилия. Это предполагает самосовершенствование и самодисциплину, понимание несправедливости, как она обнаруживается в различных ситуациях, обучение ненасилию и практическим действиям ненасилия, ведению диалога, медитации, а также неучастию и гражданскому неповиновению, нужно учиться формулировать альтернативы и осуществлять их.
Ненасилие может выступать как практически эффективный опыт действия и как принципиальная позиция. Уяснение различия этих двух аспектов ненасилия - практического и принципиально - мировоззренческого - имеет важное значение для понимания его природы. Философия ненасилия может быть нормативной или ненормативной. Ненасилие как общезначимая социальная позиция определяется разными мотивами: моральными и внеморальными, а другими словами принципиальным и прагматическим ненасилием.
Принципиальное ненасилие реализуется в определенном типе личности или в определенном образе действий, или же и в том, и в другом, он может сообщать нам ненасильственный модус бытия и действия. Принципиальное и прагматическое ненасилие отличаются друг от друга широтой использования ненасилия. Прагматическое ненасилие руководствуется политическими, социальными, или государственными соображениями, а принципиальное ненасилие в дополнение к ним или вместо них руководствуется еще высокими моральными целями. Важным является моральная эффективность, а не практическая. В обоих случаях ненасилие получает обоснование, но принципиальное ненасилие получает моральное обоснование, в то время как прагматическое ненасилие может иметь лишь практическую целесообразность, а моральные мотивы не являются обязательными. Получается, что прагматическое ненасилие может быть использовано ради аморальных целей с тем же успехом, как и ради моральных. Принципиальное ненасилие не может быть использовано ради аморальных целей.