Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является раскрытие определения познания, эволюции его форм, исследование проблем теории познания, обозначение роли практики в процессе познания.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его формы;
рассмотреть особенности чувственного, рационального и интуитивного этапов познания;
выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев;
определить роль практики в процессе познания.

Содержание

Введение

1. Эволюция форм познавательной деятельности человека 4
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание 7
3. Философское учение об истине 12
4. Практика и ее роль в познании 14

Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Познание.docx

— 84.81 Кб (Скачать файл)

Роль чувственного познания велика, так как органы чувств являются единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению; потеря части чувств затрудняет познание; рациональное же познание почти всегда базируется на анализе предоставленного чувствами материала.

Рациональное познание осуществляется с помощью процессов мышления. Мышление представляет собой активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщениями и способами опосредованного познания действительности [5, с. 144]. Мышление по большей части связано с практикой и решением, стоящих перед человеком задач. Мышление непосредственно связано с языком, и в большинстве случаев носит вербальный характер. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в определённом отношении несущественными. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия. Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Понятие выделяет, представляя в обобщенном виде, предметы некоторого класса по некоторым определённым, существенным, общим признакам. Один и тот же объект может выступать и в качестве чувственного образа и в качестве понятия. Существует закон обратного отношения объёма и содержания понятий. Чем шире по объёму понятие, тем менее оно содержательнее, менее информативно. Понятия всегда фиксируют общие, существенные свойства, отношения предметов и явлений. Понятия – это наиболее простые формы мышления, на основе которых возникают более сложные. Следующей по сложности после понятий формой мышления является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия включаются в состав суждений как их элементы. Задача суждений – отражать связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть утвердительные или отрицательные; могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают определенную ситуацию. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения [6, с. 202].

Итак, рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно способно к отражению общего и существенного в предметах. Мышление познаёт действительность глубже, чем чувственное познание; движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине. По сравнению с формами чувственного познания оно более опосредованно связано с внешним миром и имеет больше возможностей для отрыва от реальности. Мышление способно к конструированию на основе познанной сущности предметов понятий и идей, подлежащих опредмечиванию в процессе практики.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства [6, с. 204]. Интуиция не опирается на логическое доказательство, представляет собой некое озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. Происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать. Наиболее известным примером научных открытий, сделанных интуитивно, является открытие Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок. И. Кант полагал, что в отличие от обычного таланта гений действует интуитивно. Если талантливый художник может рассказать, с помощью каких средств ему удалось создать шедевр, то гений не может объяснить, каким образом он смог создать образцовое произведение искусства.

 

 

 

 

 

  1. Философское учение об истине

 

Одной из главных проблематик гносеологии является проблема истины. В некоторых религиозных учениях, Бог является истиной, Абсолют – первооснова всего. Полным овладением истины является слияние божественного начала и человеческой души (буддизм, йога, христианство).

Например, Платон, полагал, что в первооснове каждого предмета лежит определенная сверхчувственная идея, познание которой и означает постижение истины об этом предмете. В средневековой философии под истиной понимается соответствие существования вещи ее собственной божественной сущности. Гегель понимал под истиной соответствие вещи понятию о нем. Все эти философские определения схожи тем, что истина рассматривается как нечто, имеющее онтологические основания.

Классическим  в теории познание стало, сформулированное Аристотелем, определение истины. Согласно определения Аристотеля, истина – это знание, соответствующее действительности [7, с. 87]. Но у этого определения имеется серьезный недостаток: как возможно определить это соответствие достоверно, ведь любая информация о действительности нам представлена в виде знания о ней.

Таким образом, приходим к следующему определению истины сформулированным сторонниками позитивистской традиции: истина – это такое знание об объекте, которое согласуется с другими знаниями о нем. В философии науки оно развивалось А. Пуанкаре (1854–1912) и получило название конвенциализма [7, с. 91]. Определение истины как знания, согласованного с другими знаниями, является, пожалуй, наиболее приемлемым из ее определений.

Заблуждение является противоположностью истине, однако оно отличается от лжи, в силу того, что не является преднамеренным.  Противоположностью лжи же является правда, а не истина, которая включает в себя истину, однако не сводится к ней – в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину.

Не является истиной и правильность знания. Правильность – это логическая характеристика знания, выражающая, прежде всего, его непротиворечивость [9, с. 137]. Знание может быть правильным, но не являться истинным, так как кроме соответствия логическим нормам, она должна соответствовать и другим знаниям, например, полученным практическим путем.

Как же тогда отличить истину от заблуждения? Главным моментом является проблема сравнения знания об объекте с самим объектом. Любая информация об объекте нам может быть дана только в виде его отражения нашей же психикой. Если изначально мы получаем знание об объекте из теоретических источников, а затем проверяем его соответствие действительности, то вся процедура такой проверки оказывается операцией сравнения теоретической информации об объекте с информацией о нем, полученной с помощью органов чувств. Если полученное эмпирическое знание не противоречит знанию теоретическому, то последнее выносится как истина.

В процессе проверки истины участвует также и мировоззренческое знание. Это знание концентрирует наиболее ценный жизненный опыт личности и носит характер убеждения. Если теоретическое знание вписывается в границы практического и мировоззренческого знаний, то у человека, соответственно, создается чувство уверенности в его истинности.

Однако процесс проверки истины является куда более сложным. Новое теоретическое знание сопоставляется с другими теориями и существующими в данной области принципами. То же происходит и в процессе получения эмпирических результатов: меняются условия наблюдения и эксперимента, рассматриваются аналогичные ситуации в других областях знания, возникшие при иных обстоятельствах.

Так, например, в процессе получения истины по уголовному делу, имеет место согласование различных знаний: данных различных экспертиз, результатов следственного эксперимента, показаний свидетелей и т.д.

Таким образом, критериями истины являются:

а) соответствие знания логическим нормам;

б) согласованность знания с господствующими в этой области теориями, истинность которых не вызывает сомнения;

в) соответствие знания убеждениям субъекта (мировоззренческий критерий);

г) согласованность знаний, полученных теоретическим, умозрительным путем, со знаниями эмпирического характера.

 

  1. Практика и ее роль в познании

Согласно принципов теории познания, гносеология исходит из признания следующего момента: знания человечества о законах природы, которые проверенные опытом, общественно-исторической практикою, являются достоверными знаниями и, имеют значение истины. Основой основ всего познания является практика.

Античные материалисты считали, что люди познают предметы и явления природы в силу того, что последние действуют непосредственно на органы человека пассивного. Они не могли принять, что человек - существо действующее, в силу чего изменяет природу и общество; что между человеком и природой существует взаимодействие, определяющая роль в которой безусловно принадлежит человеческому труду. В процессе труда человек познает природу и, соответственно, ее законы. В работах материалистов возможно встретить понятие "опыт" и "практика", однако в них шла речь об эксперименте, как о личном (индивидуальном) опыте философа. В понимании Гегеля, который отводил важную роль практики в познании, практика отражалась только как духовная деятельность, "волевая деятельность идеи" [10, с. 111] .

Несмотря на внутреннее единство между практикой и теорией, приоритет принадлежит именно практической деятельности. При этом теория призвана опережать практику, выявляя объективные потребности и тенденции социального развития.

Практика - деятельность человека (материальная, чувственно-предметная, несущая в себе определенные цели), имеющего своим содержанием усвоение и преобразование природных и социальных объектов и, составляет общую основу, движущую силу развития всего человеческого общества и познания.

Структура практики включает в себя: потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность в виде ее некоторых актов, предмет, к которому непосредственно направлена деятельность; средства, с помощью которых достигается определенная цель и, безусловно, результат деятельности

Практика - это осознанная, целенаправленная, многогранная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, на приспособление природного и общественной среды к потребностям людей и общества в целом, ведущая к преобразованиям объективного мира [10, с. 113].

 

Важнейшие виды практической деятельности:

  1. материально-производственная деятельность людей. Указанный вид практической деятельности связан с созданием материальных благ для жизни людей. На ее основе формируется и развивается общественное бытие, непосредственно сам процесс жизни людей и их общественное сознание;
  2. социальная деятельность. Здесь имеются в виду: классовые отношения, отношения межнациональные, межгосударственные, деятельность государства, политических партий, деятельность в области науки, искусства и т.д.;
  3. научно-познавательная деятельность: к понятию практики входит также эксперимент (производственный, естественнонаучный и социальный);
  4. деятельность людей в сфере семейной и бытовой жизни.

В таком обширном понимании практика и составляет основу самого процесса познания, выполняя при этом, огромную теоретико-познавательную и гносеологическую роль

Проблема практики в познании - это взаимодействие субъекта и объекта. От периода античности и до периода немецкой классической философии, субъект - это человек, как особое существо природы, которому присущи сознание, способность осознавать себя и свою деятельность. Социальная сущность человека не играла никакой роли в преобразовании окружающего мира. Объект познания - весь материальный мир, существующий вне субъекта и его деятельности, а также, активно влияющий на субъект. По этой причине, связь между субъектом и объектом сводилась, в большинстве своем, к тому, что субъект пассивно воспринимает объективный мир.

В теории познания диалектического материализма, субъектом познания выступает человек как биологическое и уже социальное существо, находящийся в определенных отношениях с другими людьми.

Субъект и объект носят общественный характер, взаимоотношения между ними происходят на основе практики.

Таким образом, объектом познания на каждой исторической ступени развития общества, выступает не вся материя, а только та ее часть, которая находится непосредственно во взаимодействии с субъектом в его практической деятельности.

Итак, взаимодействия на основе практической деятельности, между субъектом и объектом являются обязательным условием познания. Первостепенным здесь является объект, в силу того, что именно он обусловливает возможности собственного изменения.

Гносеологическими функциями практики можно назвать:

  1. связь субъекта познания, то есть человека с объектом. Отношение человека к явлениям объективного мира не может быть понятно, не учитывая роли практики. Именно практика является связующим звеном между познавательным сознанием и непосредственно самим объектом познания;
  2. является источником всех знаний;

3.    практика связана с процессом познания в силу того, что познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей;

4. практика показывает человеку объект познания [9, с. 147].

Таким образом, отправной точкой и основой всего познания является именно практика. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, когда они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания является практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"