Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления.
2. " Философия общего дела " Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Почему С.Н. Булгаков, принимая саму идею Федорова, считал его проект неприемлемым?
3. Тест на размышление:
Альберт Эйнштейн утверждал: " В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной".
Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 17.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 Чем  обусловлено   возрастание   роли  философии  в  развитии  современной  науки?  Какую  функцию  философии  подчеркивает   Эйнштейн   в  данном  фрагменте.

 

3.  Тест  на  размышление:           

 Альберт  Эйнштейн  утверждал:  " В  наше  время  физик  вынужден   заниматься   философскими  проблемами  в  гораздо  большей  степени,  чем    это   приходилось   делать  физикам   предыдущих  поколений.  К  этому  физиков  вынуждают  трудности  их  собственной  науки.   Наука  без  теории   познания  становится   примитивной  и  путаной".      

 Чем  обусловлено   возрастание   роли  философии  в  развитии  современной  науки?  Какую  функцию  философии  подчеркивает   Эйнштейн   в  данном  фрагменте.

 

 

ОТВЕТ: усложнение современного знания, возникновение новых отраслей научного и научно-технического знания, наряду с возрастанием сложности человеческой жизни, приводит к накоплению огромного массива информации. Чтобы быть современным ученым, успевающим отслеживать все современные открытия и достижения в различных областях знания, необходимо иметь упорядоченное и одновременно способное к изменениям современное научное сознание. Эту универсальную картину мира вырабатывает философия, жизненно заинтересованная в целостном охвате бытия (мировоззренческая функция) – во-первых. Во-вторых, философская картина мира позволяет ученому пользоваться теми методами познания, которые вырабатывает философия, выполняя методологическую функцию по отношению к частным наукам.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. – М.: Республика,

1994. – 415 с. – С. 310-416 (о Федорове).

2. Зеньковский  В.В.   История  русской  философии. В 2-х томах. – Ростов

н/Дону: Феникс, 1999. – 542 с. –  Кн. 1. Введение;  кн. 2,  с.  134-150 (2 вопрос).

3. Лосский  Н.О.   История  русской  философии. – М.: Советский писатель,

1991.– 480 с. – С. 85-91 (2  вопрос). 

4. Миголатьев А.А.  Философия. Её роль в жизни общества. / Социально-

гуманитарные знания. – 2001– № 1. – С. 52-63.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и     мировоззрение.– М.: Политиздат, 1990. – 528 с. – с. 119-123 (Франк С.Л. о взаимоотношении науки и философии); с. 151-167 (Юшкевич П.С. о сущности философии – для ответа на тест).

6. Радугин  А.А.   Философия:  курс  лекций. –  М.: Центр, 1997. – 272 с. –  С. 12-30 (вопрос 1); с.  257-260 (2 вопрос). 

7. Русский космизм: Антология философской  мысли. – М.: Педагогика-пресс,

1993. – 368 с.–  С.  64-69  (2 вопрос).

8. Федоров Н.Ф. Из «Философии  общего дела». – Новосибирск Книги, 1993. – 215 с.

9. Философия:  учебное пособие  для  вузов /  Под ред. В.П.  Кохановского.– Ростов н/Дону: Феникс, 1997. – 576 с. –  с.  25-35  (1 вопрос). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к защите

КОНТРОЛЬНОЙ   РАБОТЫ  № 17 (С)

Первый вопрос

1.   Сформулируйте основной  вопрос философии и поясните, почему он  является основным?

2. Перечислите три основных аспекта  ОВФ. В чем состоит специфика  каждого из этих аспектов?

3. Назовите основные философские направления. Какое из этих направлений преодолевает крайности как материализма, так и идеализма?

4. Назовите и охарактеризуйте  основные исторические формы (школы) материализма. Кто первым из философов  занял эту позицию? Кто обобщил  идеи всех материалистов в эпоху античности?

5. В чем состоит различие философских  позиций объективного и субъективного  идеализма? Назовите их представителей.

6. Чем философская позиция дуализма  отличается от позиции онтологического  реализма?

7. Охарактеризуйте исходные позиции Учения Живой Этики. Какие есть основания утверждать, что, несмотря на расширенное представление о материи, их сторонники  остаются атеистами?

8. Что является основой Вселенной, согласно концепции В.Д. Плыкина?

9. Проанализируйте нижеприведённые  схемы и определите, какому из 4-х  философских направлений принадлежит каждая из них: объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм, онтологический реализм?

 

Второй вопрос

1. Назовите главных представителей  основных течений русского космизма. В чём суть космизма?

2. Какое дело, способное объединить  все человечество, противопоставил  Н.Ф. Федоров марксизму? Какой процесс  он противопоставил апокалипсису?

3. Как представлял себе процесс  воскресительной деятельности Н. Федоров?

4. За что критиковали Н.Ф. Федорова  русские философы-единомышленники (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой)? Почему они приняли его идею, но отвергли проект Фёдорова?

Тест

 

Перечислите основные функции философии по отношению к науке.     Чем  обусловлено   возрастание   роли  философии  в  развитии  современной  науки?  Какую  функцию  философии  подчеркивает   Эйнштейн   в   приведённом  фрагменте.

 

Методические указания по выполнению

контрольной работы № 17 

 

 

      Для ответа  на  первый вопрос  обратите внимание на таблицу 3, которая так и называется: «Основной вопрос философии и  три его аспекта». Задача состоит в том, чтобы прокомментировать все направления, которые представлены в таблице, изложив суть этих философских позиций и имена философов разных эпох, представляющих то или  иное  направление. Подготовительная часть работы над ответом по этому вопросу должна состоять также в работе над таблицей 2: Развитие философских идей с древнейших времён до наших дней. Материал учебника поможет осуществить эту работу [6, 9].    

 Прежде чем приступать к  ответу на второй вопрос, желательно обратиться к монографии русского философа зарубежья В.В.Зеньковского [2], чтобы выявить периодизацию в развитии русской философии. С изложения периодизации и следует начать ответ на предложенный вопрос. А затем логично перейти в философии общего дела Н.Ф.Фёдорова, так как, применив предложенную Зеньковским периодизацию,  мы убеждаемся в том, что деятельность Н.Ф.Фёдорова как раз приходится на период создания систем. Философское творчество в России в этот период  отмечено системами В.С.Соловьёва и Н.Ф.Фёдорова.  Н.Ф.Фёдорова считают основателем русского космизма [7-8]. В чём состоит главная идея Фёдорова? Что он сознательно  противопоставил теории  и философии марксизма? Какая идея, по мысли Фёдорова сможет объединить усилия всех людей доброй воли? Как он себе представлял её реализацию? За что критиковали Н.Ф.Фёдорова русские философы (В.Зеньковский, С.Булгаков, В. Соловьёв)? Для ответа на этот вопрос кроме указанной работы Зеньковского, рекомендуется обратиться к книге русского философа С.Н.Булгакова «Свет невечерний» [1].     

 Ответ на тест предполагает представление о функциях философии (мировоззренческая, методологическая, критическая, софотерапевтическая, идеологическая, гносеологическая, аксиологическая и др.). Чтобы ответить на предложенный вопрос, следует прочитать материал в любом учебнике по философии тему первую, посвящённую предмету и роли философии в жизни человека и общества [5] и статью Миголатьева А.А [4] (текст статьи Миголатьева можно получить через Интернет: www.google.ru  фамилия автора, название статьи).

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"