Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:27, контрольная работа
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Вот как
Ф.Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество. Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности».
Введение……………………………………………………………...……3
Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения…………..5
Образ человека как творца самого себя. Противоречивость ренессанского гуманизма…………………………………………………8
Диалектика Бога, мира и человека в учении Н.Кузанского………..11
Заключение……………………………………………………………......17
Список используемой литературы………………………………….…...19
В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, — следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число — это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть.
Существование этого высшего
единого максимума
Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник — это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности, т.е. это треугольник о трех прямых углах. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.
Поскольку окружность бесконечна,
центр ее не может находиться в
одном месте. Центр такой окружности
находится везде, а граница —
нигде. Поскольку Бог есть бесконечная
окружность, центр которой везде,
то Бог есть везде, в каждой части
мира Он присутствует весь целиком.
Будучи бесконечностью, Бог превышает
все противоположности и включает их в
Себя. Но кроме абсолютного максимума
есть относительный максимум — это мир.
Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится
в каждой конкретной вещи, поэтому и мир
является бесконечным. Мир, как и Бог, есть
окружность, центр которой везде, а граница
нигде. Николай Кузанский отвергает распространенную
в то время аристотелевско-птолемеевскую
картину мира замкнутой вселенной, на
границе которой находится сфера неподвижных
звезд, и утверждает, что вселенная имеет
равномерную структуру. Земля не имеет
никакого преимущественного места в этом
мире; Земля есть такая же точка во вселенной,
как и все другие ее точки.
Аргументы Кузанского идут
от природы Бога и связи Его
с миром. Поскольку связь Бога
с миром мыслится именно таким
образом, как сказано выше, то Николай
Кузанский вынужден каким-то образом
рассматривать и концепцию
Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание Бога — экспликация. Бог есть единство всего, Он есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую актуальность, в действительность.
Эта действительность не содержит
в себе противоположностей, а является
такой, какова она и есть, но развертывание
не есть эманация, не необходимая, превышающая
Бога сила, а есть развертывание
Бога в силу Его собственной воли.
Поэтому Бог представляет Собой
весь мир в свернутом виде; то,
что получается в результате развертывания,
уже не есть Бог.
Нельзя обвинить Николая Кузанского в
пантеизме (отождествлении Бога и мира),
нельзя сказать, что он целиком и полностью
порывает с христианством в своей онтологии.
Скорее всего, его концепция, так же как
и у Плотина, — панентеизм, хотя здесь
сложно подобрать терминологию: не «все
есть Бог» (пантеизм), а «все в Боге» (панентеизм),
но в свернутом виде. Поскольку мир есть
развертывание Бога, то мир вечен.
Человек есть часть сотворенного Богом
мира, причем часть наиболее совершенная,
потому что человек включает в себя не
только материальную, телесную природу,
но и духовную, умственную. Поэтому человек
действительно целиком включает в себя
все; человек, по выражению античных мыслителей,
есть микрокосм. Однако нельзя сказать,
что каждый человек есть микрокосм. Говоря
это, мы говорим лишь о сущности человека.
Человек есть существо, пораженное грехом.
Лишь один Человек включал в Себя весь
мир — Иисус Христос. Воплотившись, приняв
в Себя весь мир духовно и материально,
став совершенным Человеком, Бог показал
людям путь не только к спасению, но и к
совершенствованию, к человеческой сущности.
Поэтому каждый человек, по выражению
Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.
Весьма интересна и не совсем обычна для того времени теория познания Николая Кузанского. Человек — существо божественное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его разума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуальный элементы познания. Понимая, с одной стороны, что истина нематериальна и познание истины не есть познание материальных предметов, а есть познание Бога (и в конце концов познание истины есть познание того, что мы ничего не знаем), Николай, с другой стороны, утверждает, что познание конкретной, ограниченной, а не абсолютной истины возможно и начинается с процесса чувственного восприятия. Именно оно является тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия.
После чувств вступает в
силу другая способность человеческого
познания — воображение, которая, не
выходя за пределы чувственного познания,
обобщает данные, дающиеся в чувствах.
Чувства и воображение — это
низший уровень познания. На более
высоком уровне начинает действовать
рассудок, который различает и
сопоставляет. Рассудок есть особая интеллектуальная
деятельность, способность познания,
и имеет свое собственное орудие.
Рассудок не зависит от чувств, он имеет
в себе идеи (или формы, говоря аристотелевским
языком), которые вложены в нас
при рождении Богом. Однако Кузанский
не становится на позицию платоников,
утверждавших, что знание в нас
уже заложено до рождения. Знание появляется
в нас, когда действуют органы
чувств. Тем не менее разум содержит
в себе в свернутом виде все эти идеи и
формы, и рассудок сопоставляет и различает
идеи и данные, которые поступают от воображения.
Такова рассудочная деятельность нашего
познания.
Высшая ступень познавательной деятельности
— интеллект, или разум, который не сопоставляет,
не сравнивает, а соединяет воедино все
данные. Рассудок, сопоставляя и сравнивая,
действует на основании закона исключенного
третьего и закона непротиворечия. Разум
же действует на основании других законов
— он как бы видит истину целиком, он схватывает
ее во всех ее противоположностях. Это
интуитивное схватывание истины.
Рассудок не может познать бесконечность
— а разум может. Таким образом, стремясь
к бесконечности (а мы помним, что бесконечность
есть Бог, максимум, обнимающий собою все
противоположности), разум видит все противоположности.
В результате такой деятельности ум созерцает
все как бы в одной точке, так что все есть
одно и одно есть все. Это Николай Кузанский
называет интеллектуальной интуицией.
Заключение
Идеи гуманизма - духовная
основа расцвета искусства эпохи
Возрождения.
Искусство Возрождения проникнуто идеалами
гуманизма, оно создало образ
прекрасного, гармонически развитого
человека. Итальянские гуманисты
требовали свободы для человека. "Но
свобода в понимании итальянского
Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,-
имела ввиду отдельную
личность. Гуманизм доказывал, что человек
в своих чувствах, в своих
мыслях, в своих верованиях не подлежит
никакой опеке, что над ним не
должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать
и думать как хочется". В современной
науке нет однозначного понимания характера,
структуры и
хронологических рамок ренессанского
гуманизма. Но безусловно, гуманизм
следует рассматривать как главное идейное
содержание культуры Возрождения, неотделимой
от всего хода исторического развития
Италии в эпоху начавшегосяразложения
феодальных и зарождения капиталистических
отношений.
Гуманизм был прогрессивным
идейным движением, которое способствовало
утверждению средства культуры, опираясь
прежде всего на античное наследие. Итальянский
гуманизм пережил ряд этапов: становление
в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия,
внутреннюю перестройку и постепенные
упады в XVI веке. Эволюция итальянского
Возрождение была тесно связана с развитием
философии, политической идеологии, науки,
других форм общественного сознания и,
в свою очередь, оказало мощное воздействие
на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные
знания, включавшие
этику, риторику, филологию, историю, оказались
главной сферой в
формировании и развитии гуманизма, идейным
стержнем которого стало учение о человеке,
его месте и роли в природе и обществе.
Это учение складывалось преимущественно
в этике и обогащалось в самых разных областях
ренессанской культуры. Гуманистическая
этика выдвинула на первый план проблему
земного предназначения человека, достижения
счастья его собственными усилиями. Гуманисты
по-новому подошли к вопросу социальной
этики, В решении которых они опирались
на представления о мощи творческих способностей
и воли человека, о его широких возможностях
построения счастья на земле. Важной предпосылкой
успеха они считали гармонию интересов
индивида и общества, выдвигали идеал
свободного развития личности и неразрывно
связанного с ним совершенствования социального
организма и политических порядков. Это
придавало многим этическим идеям и учениям
итальянских гуманистов ярко выраженный
характер. Многие проблемы, разрабатывавшиеся
в гуманистической этике, обретают новый
смысл и особую актуальность в нашу эпоху,
когда нравственные стимулы человеческой
деятельности выполняют все более важную
социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало
одним из крупнейших прогрессивных
завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим
сильное влияние на все последующее развитие
европейской культуры
Список используемой литературы
1.Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии - М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. - 576с.
2. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник - М.: академический Проект, 2003. - 656с.
3. Кузнецов В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с.
4. Любимов Л.С., Искусство Западной Европы - М.: Просвещение, 2003
5. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник -М.: Гардарики, 2003. - 828с.
6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002.
7. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
8. Философия. / Под ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.