Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Античность оказала огромное влияние на все последующее культурное развитие человечества, прежде всего - на культуру Европы. Многие достижения этого периода в области искусства и сегодня остаются непревзойденными. Суждения античных философов о человеческой сущности в наши дни звучат не менее актуально, чем две тысячи лет тому назад. Предпринимавшиеся в то время попытки построения более совершенных государственных отношений свидетельствуют об осознании важности социальных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ 4
2 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Вложенные файлы: 1 файл

философия(5).docx

— 49.84 Кб (Скачать файл)

Цельсу  был чужд христианский антропоцентризм; человек для него лишь часть космоса, в котором все живые твари существуют на равных основаниях ("все видимое - не для человека, но ради блага целого все возникает и погибает" - фраза, типичная для античного мыслителя, который не может представить себе существование вне какой-то общности, будь то полис или космос).           

Активные  выступления христиан против язычества, все более широкое распространение их учения, в том числе и среди привилегированных слоев, требовали со стороны противников христианства более детального его анализа. Можно считать, что наиболее крупным и эрудированным критиком христиан был философ-неоплатоник Порфирий, ученик и биограф основателя неоплатонизма Плотина. Проблема соотношения неоплатонизма и христианства достаточно сложна и требует специального рассмотрения. О неоплатонизме. Античная философия и происхождение христианства. Неоплатонизм был своего рода философским ответом в рамках античного мировоззрения на духовные запросы образованной части римского общества. Он возник в условиях кризиса, который охватил все стороны жизни - от хозяйства до идеологии. Нападения варваров, восстания в провинциях, выступления социальных низов, борьба военачальников за власть, частая смена императоров - все это создавало у людей ощущение неустойчивости миропорядка и трагической безысходности. Вопрос о сущности зла и его причинах вставал тогда перед каждым мыслящим человеком.     

Античная  цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии. Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру. Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая’’ эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.    

Специфика античного мира заключается в  безраздельном господстве полиса (города-государства) как гражданской общины, сплотившейся против внешних врагов и неграждан для обеспечения своим членам экономических (владение землёй на территории полиса), социальных (материальная обеспеченность) и политических (участие в политической жизни города-государства) прав. Экономическую основу полиса составляло натуральное хозяйство, дополняемое более или менее (в разных полисах по-разному) развитой системой товарно-денежных отношений. Своеобразие формы собственности заключалась в том, что частная собственность граждан была обусловлена верховной государственной собственностью на землю. По характеру преобладающей хозяйственной деятельности полисы могли быть сельскохозяйственными и торгово-ремесленными, причём первый тип преобладал. Социальную основу полиса составляли свободные землевладельцы-общинники, которые обеспечивали своё существование собственным трудом и трудом членов своей семьи. В качестве вспомогательной рабочей силы использовались рабы. Политические формы полиса могли быть разными: демократическая или аристократическая республика, монархия (тирания). Но наиболее адекватной античному полису была демократическая форма государственного устройства. Это проявилось в широкой распространённости демократической модели города-государства в античном мире, а также в том, что народное собрание являлось непременным элементом государственного устройства и аристократических полисов.      

Все сущие вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещь - это огонь. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами философов на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. “Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей.      

Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос” (закон, необходимость). Даже Солнце не может переступить логос. Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот). «Нельзя дважды войти в одну реку». В человеческой жизни превращение в противоположность есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство “смертные-смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.”     

Всеобщность изменения и переход каждого  качества в противоположность делают все качества вещей относительными. (Морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб - питательна, для людей – негодна.)      

Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.      

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 в.в. до н.э. центр духовного развития перемещается в Ю.Италию (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.     

КСЕНОФАН. 6-5 в.в. до н.э. поэт философ побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет, есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.     

ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 в.в. до н.э. составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - вещей шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующим никак нельзя мыслить как несуществующем, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение.      

Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию, как учение об истине, недоступной восприятиям.      

Учение  Платона полно ненаучных, мифологических представлений, в центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями.     

ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Платона (апории). Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться. (Для того, чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в определённом месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно). В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движения чувствами, а в том, можно ли мыслить движением при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бесконечность), а время из бесконечного множества неделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

 

  Наука - исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная  совокупность отдельных научных  отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных  приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный  подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Наука изучает конкретные явления  и пытается на основе их обобщения  вывести закономерности. Философия  имеет дело с миром в целом, включая сюда только эмпирическое, но также духовное и нравственное и не забывая, что начальным и  конечным пунктом философского исследования является индивидуальное, в том числе индивидуум, как объект исследования.

Специфика науки не только в том, что она берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки.

В Новое время произошел великий  поворот в развитии культуры –  наука поднялась на ее  высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало, вплоть до ХХ в., и вера в науку поддерживалась ее величайшими достижениями. В середине ХХв. В результате все более крепнувшей  связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVIIв., получившее название научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.

НТР характеризуется: срастанием науки  с техникой в единую систему, в  результате чего наука стала непосредственной производительной силой; небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомную энергию), принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи  с жизнью человека: наука – продукт, созданный человеком и наука  как продукт бытия, открываемый  через человека.

Наука не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию. Наука изучает мир и его эволюцию и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый,»третий» мир – знаний и навыков.

Наука основывается на эмпирически  подтвержденном авторитете. Ученые порой  используют достижения наук для философии. Наука представляет аргументы в пользу какой-либо философской системы, дает эмпирический материал, на основе которого выдвигаются философские гипотезы. Наука предоставляет информацию для философии, оставляя широкое поле для философских размышлений по поводу ее развития. Наука быстро прогрессирует, в то время как философские труды рассчитаны на века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТЕСТ

Номер вопроса

Вариант ответа

1

Б

2

В, Д

3

А, Г

4

В

5

В

6

В

7

В

8

В

9

А

10

Д

11

Б

12

Г

13

Б

14

Г

15

А

16

Б

17

В

18

Б

19

А

20

Б

21

Г

22

В

23

Б

24

Г

25

Б

26

А

27

В

28

В

29

Б

30

А

31

В

32

А

33

А

34

Б

35

А

36

В

37

В

38

Г

39

Б

40

Б

41

Г

42

Г

43

Б

44

Б

45

Б

46

А

47

В

48

А

49

Г

50

Б

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"