Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?

Изначально философию называли царицей наук. Предмет философии определяет Аристотель в IV-V веках до нашей эры.
Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Теория социализации сознания ставит его в зависимость  от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов это единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж.Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое  и физическое рассматриваются как  две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм  признает сознание вторичным по отношению  к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает  как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека

Диалектический материализм  рассматривает сознание в неразрывном  единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью  исследуемого феномена, а также уровнем  освоения действительности, характерным  для конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний  мир. Античный человек не выделял  себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка  сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает необходимость познания внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции  в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.

Важнейшим свойством  сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную  связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о  внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

Каждый из названных  подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального.

 

Выделяют следующие  факторы сознания

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

 

Понятия темы:

Идеальное  - образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса.

Субъективное-то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Психика -  способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.)

Мышление - это познавательная деятельность человека .

Язык — общественно  обусловленная система словесных  знаков, которые служат средством  обозначения разнообразной информации и общения между людьми.

Бессознательное – это  всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 5

Философские проблемы познания

( гносеология)

Назовите и  охарактеризуйте основные неотражательные процедуры познавательной деятельности.

 

 

Гносеология, греч.теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. 
Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Проблемы гносеологии  являются наряду с онтологическими  важнейшими в философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция. Кондильяка. Источником знаний объявляются внешний и  внутренний мир человека. Эти миры познаваемы. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Французские материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний. Разум не может отрываться от чувственных показаний, но он и не должен чрезмерно доверять им. Отрыв разума от чувств делает познание невозможным.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Этот процесс далеко не 
всегда имеет отражательную природу, но скорее реализует 
творчески-созидательные, гипотетико-проблемные подходы, 
основанные на продуктивном воображении, социокультурных 
предпосылках, индивидуальном и коллективном жизненном 
опыте. 
Процесс познания включает в себя такие о «неотражательные» операции как репрезентацию, конвенцию, интерпретацию.

Репрезентация – представление познаваемого явления с помощью посредников (репрезентов): моделей, символов, иных знаковый, в.т.ч. языковых. Логических, математических систем.

Понятие репрезентации широко представлено как в научном 
познании, так и в европейской культуре в целом. В традиционном 
смысле — это знаковые модели, представления образа идеальных и 
материальных объектов, их свойств, отношений и процессов.

Проблема репрезентации обсуждается  также в контексте 
рассмотрения способа бытия искусства и онтологического 
аспекта изображения. Во многих конкретных эмпирических областях современной науки 
репрезентация, предполагающая визуальное понимание и мышление, 
по-прежнему принимается в качестве фундаментальной процедуры 
познавательной деятельности.

Интерпретация — одна из фундаментальных операций 
познавательной деятельности субъекта, общенаучный метод с 
правилами перевода формальных символов и понятий на язык 
содержательного знания. В гуманитарном знании это широко 
применяемая процедура истолкования текстов, изучаемая в 
семантике и эпистемологии понимания. Наиболее обстоятельно интерпретация разрабатывалась как 
базовое понятие герменевтики, которая занимается правилами 
истолкования текстов, представлениями о понимании и 
интерпретации как фундаментальных способах человеческого 
бытия. Понимание природы обоснованности интерпретации предполагает 
предварительное решение таких методологических проблем, как 
соотношение понимания, интерпретации и критицизма; принципы 
обоснования, его логика, а также методы, каноны, правила, наконец, 
объективность интерпретации, свое видение которых предложил 
Хирш.

Конвенция(соглашение)—универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в 
научном познании.    
В эпистемологии конвенция, или соглашение, это — 
познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, 
знаков, символов, языковых и других систем на основе договорен- 
ности и соглашения субъектов познания. Она является прямым 
следствием диалогического, коммуникативного характера 
познания и деятельности. Наряду с культурно-историческим, 
социально-психологическим и лингвистическим аспектами 
познания, коммуникации в полной мере выражают его 
социокультурную природу, складываются в целостную систему 
различных интерсубъективных, межличностных, формальных и 
неформальных, устных и письменных связей и отношений. Они 
предстают как явления, чутко улавливающие и фиксирующие 
изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену 
парадигм, исследовательских программ, в конечном счете 
отражающих изменения в социально-исторических отношениях и 
культуре в целом.

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»