Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?

Изначально философию называли царицей наук. Предмет философии определяет Аристотель в IV-V веках до нашей эры.
Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Учение Маркса об обществе в его историческом развитии носит  название "материалистическое понимание истории". Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество представляет собой целостную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся в отношениях строгой иерархии. Основой общественной жизни или фундаментом общества выступает способ производства материальной жизни. Он обусловливает "социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"2. В структуре способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда (техника). Их влияние на другие сферы общественной жизни (политику, право, мораль и т.д.) опосредуется производственными отношениями, совокупность которых составляет "экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания"3. В свою очередь и надстройка (политика, право и т.д.) оказывает на базис обратное активное влияние. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями выступают основным источником развития, рано или поздно они обусловливают особые состояния в жизни общества, которые выливаются в форму социальной революции. История человечества есть естественный, т.е. независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм к формам все более развитым, сложным, содержательным.

Особо надо остановится  на понятии формации. Оно обозначает у Маркса логически обобщенный тип (форму) организации социально-экономической  жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства. Иными словами, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии ("... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером

Думается, для осмысления развития мира в наше время формационная теория, при всех ее достоинствах, относится к типу стадиальных теорий исторического процесса. Стадиальные теории разрушают коэкзистенциальное пространство истории, разводя по разным “ступеням исторической лестницы” народы, сосуществующие в едином мировом пространстве. Стадиальные теории как бы мыслят разные народы в разном историческом времени: одни уже в современности, а другие еще на “доисторической” стадии своего развития. С началом глобализации мирового пространства нарастала потребность в новых подходах, в подходах, способных “схватить” все мировое пространство - как в исторической, так и коэкзистенциальной составляющей. Такую возможность обеспечили цивилизационные теории.

Основные понятия

 

История - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Субстанциальность истории - наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью.

Смысл истории - средство достижения тех идеалов, которые вырабатывает само человечество и которые оно стремится постепенно воплотить в жизнь в ходе своей деятельности.

Линеарное видение истории  -выражает идею прямолинейности общественного развития.

Цикличность истории - развитие в соответствии с циклами свойственное любому явлению: обществу, природе и.т.д.

Общественный прогресс – это направление общественного  развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более  совершенному.

Общественно-экономическая  формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Цивилизация - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.

Культура -  область  человеческой деятельности, связанные  с самовыражением человека, проявлением  его субъективности.

Культурно - исторические типы  общества

Из десяти культурно-исторических типов, развитие которых составляет содержание всемирной истории, три принадлежат племенам семитической породы, или расы, и каждое племя, характеризованное одним из трех языков семитической группы - халдейским, еврейским и арабским,- имело свою самобытную цивилизацию. Арийская группа языков подразделяется, как известно, на семь главных лингвистических семейств: санскритское, иранское, эллинское, латинское, кельтическое, германское и славянское. Из племен, соответствующих этим семи семействам языков, пять - индийское, персидское, греческое, римское, или древнеиталийское, и германское - представляли или представляют самобытные культурно-исторические типы, развившиеся в самобытные цивилизации. Правда, одно племя - кельтское - не составило самостоятельного типа, а (в смешении с разложившимися элементами римской цивилизации и под влиянием германского образовательного, или формационного, принципа) вошло как этнографический материал в состав германо-романского культурно-исторического типа.  
Вне семитических и арийских племен, два другие самобытные племени, хамитское, или египетское, и китайское, тоже образовали своеобразные культурно-исторические типы. Все же прочие сколько-нибудь значительные племена не образовали самобытных цивилизаций или потому, что были, подобно кельтскому, поглощены другими племенами, подчинены другим культурно-историческим типам (как, например, племена финские), или потому, что, живя в странах малоудобных для культуры, не вышли из состояния дикости или кочевничества (как вся черная раса, как монгольские и тюркские племена). Эти племена остались на степени этнографического материала, т. е. вовсе не участвовали в исторической жизни, или возвышались только до степени разрушительных исторических элементов.

Социальная революция — переход к новому, более прогрессивному способу производства или устройству общества.

Социальная эволюция — процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

Субъект истории – это человек как индивид, как личность.

 

Движущие силы исторического  процесса - это интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 8

Философская антропология

Почему наряду с трудом и языком важным фактором антропосоциогенеза  является нравственность?

 

Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины 20 века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, еноменологии и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии др.

Философская антропология- специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Начало философской  антропологии связано с появлением классических для этого направления  работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда  Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

Сейчас философская  антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных  ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и  функциональное. Разделяются эти  направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Формирование  нравственности (табу, особое значение имеет запрет на эндогамные (внутри) половые отношения). Кара за нарушение установленного табу, носящего сакральнорелигиозный характер вырывала предчеловека из природного в первоначальное уже социально состояние, правило в котором регулировались надприродными нормами.

Нравственность является критерием социальной адаптивности.

Труд + работа = работать языком. Мораль, убеждения - самый распространенный и неплохо продаваемый продукт этого труда.

Человек - это единство материального и духовного (нематериального).

Природа человека- сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия

Сущность человека - это  те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. (Аристотель).

Индивид - Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого  развития.

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

Личность - устойчивая система  социально значимых черт, характеризующая  индивида как члена того или иного  общества или общности.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Социогенез - процесс  исторического и эволюционного  возникновения и формирования человеческого общества.

Антропосоциогенез- процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.

Индивидуализм- моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя» .

Эгоизм - поведение, целиком  определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Отчуждение - это процесс  отделения от людей процесса и  результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.

Конформизм - изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

Коллективизм - собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива.

 

 

ЗАДАНИЕ № 9

Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)

Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали?

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.

Ценности  – значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.

В аксиологии можно выделить различные подходы  к решению вопроса о природе ценностей: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, религиозно-философский, позитивистский, натуралистический, материалистический.

Объективные идеалисты  рассматривают ценности как особый автономный мир духовных сущностей.

Субъективные идеалисты  трактуют ценность как функцию психической  деятельности человека. Ценность предметов  и явлений определяется исключительно  потребностями и интересами субъекта, причем потребности, возникающие в  организме и психике человека, бесконечно разнообразны, поэтому столь же многообразны и ценности.

Религиозно-философское  направление аксиологии считает, что  абсолютной и всеобщей ценностью, а  также источником всех прочих ценностей  является Бог.

В позитивистски  ориентированной аксиологии ценность трактуется как содержание опыта, имеющего позитивное значение для каждого члена общества. Пытаясь преодолеть субъективизм, философы данного направления связывают понятие ценности с понятием нормы, под которой они разумеют общезначимый образец, или стандарт, поведения.  
Моральные, эстетические, логические и иные нормы выступают в роли общезначимых ценностей.

Натуралистическое направление  подходит к вопросу о ценностях  с позиции биологического толкования их природы. Вследствие чего ценности были подразделены на первичные и вторичные.

Первичные, в свою очередь, подразделяются:

– на гедонистические (удовольствие, наслаждение, удовлетворение);

– охранительные (самосохранение, существование);

– натурально-этические и эстетические (добро, зло, прекрасное, безобразное и пр.).

К вторичным ценностям  относятся социальное добро и  зло, общественные нормы, установки, запреты, цели, проекты и т. п.

Если исходить из позиции  материализма, то ценностями можно  считать предметы, их свойства и  отношения как материального, так и идеального порядка, обладающие положительной значимостью для общества, социальных групп и личности, способные удовлетворять их потребности, служить их интересам.

Ценностное сознание и ценностное отношение – атрибуты существования человека как личности, которая, формируясь в конкретном обществе и интериоризируясь определенными общественными отношениями, в то же время является субъектом деятельности и поведения, обладает относительной автономностью, внутренней регуляцией, в системе которой виды ценностного сознания образуют наиболее высокий уровень. Сказанное позволяет отметить, что ценности – это многогранное философское понятие, представляющее собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Одновременно ценности имеют субъективную характеристику, проявляющуюся в нравственном сознании индивида, его привязанностях, оценках, в которых выражается мера духовного богатства человека. 

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»