Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа
В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?
Изначально философию называли царицей наук. Предмет философии определяет Аристотель в IV-V веках до нашей эры.
Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?
Учение Маркса об обществе в его историческом развитии носит название "материалистическое понимание истории". Основными понятиями этого учения выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество представляет собой целостную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся в отношениях строгой иерархии. Основой общественной жизни или фундаментом общества выступает способ производства материальной жизни. Он обусловливает "социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"2. В структуре способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда (техника). Их влияние на другие сферы общественной жизни (политику, право, мораль и т.д.) опосредуется производственными отношениями, совокупность которых составляет "экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания"3. В свою очередь и надстройка (политика, право и т.д.) оказывает на базис обратное активное влияние. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями выступают основным источником развития, рано или поздно они обусловливают особые состояния в жизни общества, которые выливаются в форму социальной революции. История человечества есть естественный, т.е. независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм к формам все более развитым, сложным, содержательным.
Особо надо остановится
на понятии формации. Оно обозначает
у Маркса логически обобщенный тип
(форму) организации социально-
Думается, для осмысления развития мира в наше время формационная теория, при всех ее достоинствах, относится к типу стадиальных теорий исторического процесса. Стадиальные теории разрушают коэкзистенциальное пространство истории, разводя по разным “ступеням исторической лестницы” народы, сосуществующие в едином мировом пространстве. Стадиальные теории как бы мыслят разные народы в разном историческом времени: одни уже в современности, а другие еще на “доисторической” стадии своего развития. С началом глобализации мирового пространства нарастала потребность в новых подходах, в подходах, способных “схватить” все мировое пространство - как в исторической, так и коэкзистенциальной составляющей. Такую возможность обеспечили цивилизационные теории.
Основные понятия
История - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Субстанциальность истории - наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью.
Смысл истории - средство достижения тех идеалов, которые вырабатывает само человечество и которые оно стремится постепенно воплотить в жизнь в ходе своей деятельности.
Линеарное видение истории -выражает идею прямолинейности общественного развития.
Цикличность истории - развитие в соответствии с циклами свойственное любому явлению: обществу, природе и.т.д.
Общественный прогресс
– это направление
Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.
Цивилизация - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
Культура - область человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности.
Культурно - исторические типы общества
Из десяти культурно-исторических типов,
развитие которых составляет содержание
всемирной истории, три принадлежат племенам
семитической породы, или расы, и каждое
племя, характеризованное одним из трех
языков семитической группы - халдейским,
еврейским и арабским,- имело свою самобытную
цивилизацию. Арийская группа языков подразделяется,
как известно, на семь главных лингвистических
семейств: санскритское, иранское, эллинское,
латинское, кельтическое, германское и
славянское. Из племен, соответствующих
этим семи семействам языков, пять - индийское,
персидское, греческое, римское, или древнеиталийское,
и германское - представляли или представляют
самобытные культурно-исторические типы,
развившиеся в самобытные цивилизации.
Правда, одно племя - кельтское - не составило
самостоятельного типа, а (в смешении с
разложившимися элементами римской цивилизации
и под влиянием германского образовательного,
или формационного, принципа) вошло как
этнографический материал в состав германо-романского
культурно-исторического типа.
Вне семитических и арийских племен, два
другие самобытные племени, хамитское,
или египетское, и китайское, тоже образовали
своеобразные культурно-исторические
типы. Все же прочие сколько-нибудь значительные
племена не образовали самобытных цивилизаций
или потому, что были, подобно кельтскому,
поглощены другими племенами, подчинены
другим культурно-историческим типам
(как, например, племена финские), или потому,
что, живя в странах малоудобных для культуры,
не вышли из состояния дикости или кочевничества
(как вся черная раса, как монгольские
и тюркские племена). Эти племена остались
на степени этнографического материала,
т. е. вовсе не участвовали в исторической
жизни, или возвышались только до степени
разрушительных исторических элементов.
Социальная революция — переход к новому, более прогрессивному способу производства или устройству общества.
Социальная эволюция — процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.
Субъект истории – это человек как индивид, как личность.
Движущие силы исторического процесса - это интересы, потребности, социальные противоречия и социальные конфликты.
ЗАДАНИЕ № 8
Философская антропология
Почему наряду с трудом и языком важным фактором антропосоциогенеза является нравственность?
Философская антропология в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины 20 века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, еноменологии и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии др.
Философская антропология- специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.
Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).
Сейчас философская
антропология является одним из наиболее
влиятельных направлений в
Формирование нравственности (табу, особое значение имеет запрет на эндогамные (внутри) половые отношения). Кара за нарушение установленного табу, носящего сакральнорелигиозный характер вырывала предчеловека из природного в первоначальное уже социально состояние, правило в котором регулировались надприродными нормами.
Нравственность является критерием социальной адаптивности.
Труд + работа = работать языком. Мораль, убеждения - самый распространенный и неплохо продаваемый продукт этого труда.
Человек - это единство материального и духовного (нематериального).
Природа человека- сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия
Сущность человека - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. (Аристотель).
Индивид - Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития.
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности.
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Социогенез - процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.
Антропосоциогенез- процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество.
Индивидуализм- моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя» .
Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.
Конформизм - изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.
Коллективизм - собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива.
ЗАДАНИЕ № 9
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Чем отличается нравственное регулирование общественных отношений от правового? Охарактеризуйте основные функции морали?
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.
Ценности – значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.
В аксиологии можно выделить различные подходы к решению вопроса о природе ценностей: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, религиозно-философский, позитивистский, натуралистический, материалистический.
Объективные идеалисты рассматривают ценности как особый автономный мир духовных сущностей.
Субъективные идеалисты трактуют ценность как функцию психической деятельности человека. Ценность предметов и явлений определяется исключительно потребностями и интересами субъекта, причем потребности, возникающие в организме и психике человека, бесконечно разнообразны, поэтому столь же многообразны и ценности.
Религиозно-философское направление аксиологии считает, что абсолютной и всеобщей ценностью, а также источником всех прочих ценностей является Бог.
В позитивистски
ориентированной аксиологии ценность трактуется как
содержание опыта, имеющего позитивное
значение для каждого члена общества.
Пытаясь преодолеть субъективизм, философы
данного направления связывают понятие
ценности с понятием нормы, под которой
они разумеют общезначимый образец, или
стандарт, поведения.
Моральные, эстетические, логические и
иные нормы выступают в роли общезначимых
ценностей.
Натуралистическое направление подходит к вопросу о ценностях с позиции биологического толкования их природы. Вследствие чего ценности были подразделены на первичные и вторичные.
Первичные, в свою очередь, подразделяются:
– на гедонистические (удовольствие, наслаждение, удовлетворение);
– охранительные (самосохранение, существование);
– натурально-этические и эстетические (добро, зло, прекрасное, безобразное и пр.).
К вторичным ценностям относятся социальное добро и зло, общественные нормы, установки, запреты, цели, проекты и т. п.
Если исходить из позиции материализма, то ценностями можно считать предметы, их свойства и отношения как материального, так и идеального порядка, обладающие положительной значимостью для общества, социальных групп и личности, способные удовлетворять их потребности, служить их интересам.
Ценностное сознание и ценностное отношение – атрибуты существования человека как личности, которая, формируясь в конкретном обществе и интериоризируясь определенными общественными отношениями, в то же время является субъектом деятельности и поведения, обладает относительной автономностью, внутренней регуляцией, в системе которой виды ценностного сознания образуют наиболее высокий уровень. Сказанное позволяет отметить, что ценности – это многогранное философское понятие, представляющее собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Одновременно ценности имеют субъективную характеристику, проявляющуюся в нравственном сознании индивида, его привязанностях, оценках, в которых выражается мера духовного богатства человека.