Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа
В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика религиозного миропонимания?
Изначально философию называли царицей наук. Предмет философии определяет Аристотель в IV-V веках до нашей эры.
Сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса?
Следовательно, ценности выполняют роль аксиоматического основания выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов их реализации, результатов деятельности и тех условий, в которых она совершается. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией.
Ценностные ориентации
могут иметь место в любой
сфере человеческой деятельности. Мир
человека представляется как безграничное
многообразие потребностей человека,
которые выступают как
Выделяют ценности:
– практические (мораль, ответственность, свобода, честь и достоинство);
– духовные (добродетель, благоразумие, великодушие);
– высшие и низменные (справедливость – ложь и др.);
– общечеловеческие, которые являются общими для всех людей вне зависимости от социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и прочих различий (гражданственность, патриотизм);
– групповые, ценности различных групп людей, наций, слоев общества, объединений (религиозные, гуманистические и т. п.);
– индивидуальные, значимые для отдельного индивида (доброжелательность, мудрость, совесть, доброта и т. д.).
Единство правовых норм
и норм морали, как и единство
всех социальных норм цивилизованного
общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности
людей к идеалам свободы и справедливости.
Вместе с тем нормы права и нормы морали
отличаются друг от друга следующими признаками:
1. По происхождению. Нормы морали складываются
в обществе на основе представлений людей
о добре и зле, чести, совести, справедливости.
Они приобретают обязательное значение
по мере осознания и признания их большинством
членов общества. Нормы права, устанавливаемые
государством, после вступления в законную
силу сразу же становятся обязательными
для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали не
закрепляются в специальных актах. Они
содержатся в сознании людей. Правовые
же нормы получают выражение в официальных
государственных актах (законах, указах,
постановлениях).
3. По способу охраны от нарушений. Нормы
морали и нормы права в правовом гражданском
обществе в подавляющем большинстве случаев
соблюдаются добровольно на основе естественного
понимания людьми справедливости их предписаний.
Реализация и тех и других норм обеспечивается
внутренним убеждениям, а также средствами
общественного мнения. Такие способы охраны
вполне достаточны для моральных норм.
Для обеспечения же правовых норм применяются
еще и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали
выступают в виде наиболее обобщенных
правил поведения (будь добрым, справедливым,
честным). Правовые же нормы представляют
собой детализированные, по сравнению
с моральными нормами, правила поведения.
В них закрепляются четко определенные
юридические права и обязанности участников
общественных отношений.
Нормы права и нормы морали органически
взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают,
дополняют и взаимообеспечивают друг
друга в регулировании общественных отношений.
Объективная обусловленность такого взаимодействия
определяется тем, что правовые законы
воплощают в себе принципы гуманизма,
справедливости, равенства людей. Другими
словами, законы правового государства
воплощают в себе высшие моральные требования
современного общества.
Таким образом, право
активно содействует
Мора́ль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра
― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро
она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и
реализуются функции морали.
Важнейшая функция морали ― регулятивная. Мораль и формируется как
определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек.
Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют
жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным
ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.
Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в
труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других
отношениях.
Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.
Поскольку функция
регуляции поведения осуществля
Моральное регулирование поведения человека существенно отличается от
правового регулирования. Так, право опирается на государство, а мораль
― на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства
совести, долга, справедливости, любви и т.п.
У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому регулированию. Мораль же регулирует поведение по
большей части с содержательной стороны. Она отличается от права своим
содержательным, неформальным характером. Поэтому, в частности, мораль не обязательно должна быть писаной.
Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Ответственность за нарушения
норм в праве и в морали различна. Моральные санкции более гибки,
разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения,
одобрения общественным мнением, в виде самооценки — удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали ― общественное и личное осуждение.
Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то представления о Мире в целом.
Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности.
Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции.
Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни.
Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.
Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственной регуляцией .Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.
При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами
совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга.
В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
Четвертая основная
функция морали — воспитание личности.
Цель нравственного воспитания состоит
в формировании духовной личности,
способной к
Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то
нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.
Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.
Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него
представления о ценности жизни и ее смысле.
Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько
воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями.
Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также
целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Все конкретные
достоинства, которые мы находим
у нравственно воспитанной
Наконец, пятой основной функцией морали является познание окружающего нас мира.
Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования
поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектов
самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей,
предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Эта познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений.
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в
качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,
можно построить свою жизнь. Это ― сверхзадача, это знание того, что с
объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы
умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации.
Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их
перспективы, получить
целостное представление о
Основные понятия
Аксиология— теория ценностей .
Онтология –отооценка, Гносеология - гносеологическая оценка, аксиология - ценностная оценка, праксиология - прагматическая оценка, Логика - логическая оценка..
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Норма - правило поведения.
Идеал - высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми.
Мораль-Один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида
Нравственное сознание - один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону.