Контрольная работа по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………... стр. 3.

Общая характеристика эпохи Средневековья……………………..стр. 3.

Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» – центральная проблема. …....стр. 5.


Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)………………………………………………………...стр. 8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…....стр.15.

Литература………………………………………………………….стр. 16.

Вложенные файлы: 1 файл

вар 4 фил к р.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)
      1. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм).

 

Выдающийся философ Фома Аквинский. Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывании линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин. Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв. которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви".

 Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной  философии, характеризующийся соединением  теологодогматических предпосылок  с рационалистической методикой  и интересом к формально-логическим  проблемам; получила наибольшее  развитие в Зап. Европе в средние  века. Номинализм, направление средневековой  схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало  реальное существование общих  понятий (универсалий), считая их  лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты  считали, что общее существует  лишь после вещей. Возник в XI-XII вв. получил особое развитие в XIV-XV вв. Реализм (от ср век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естество испытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет их, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось.

 Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая  вслед за Аристотелем актуальное  и потенциальное состояния, Фома  рассматривает бытие как первое  из актуальных состояний. Во всякой  вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На  этом основании, он выделяет четыре  уровня бытийности вещей в  зависимости от их степени  актуальности.

1. На низшей ступени  бытия форма, согласно Фоме, составляет  лишь внешнюю определенность  вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические  стихии и минералы 2. На следующей  ступени форма предстает как  конечная причина (causa finalis) вещи, которой  поэтому присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем «растительной  душой», как бы формирующей тело  изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения  … 3. Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая  причина (causa efficient), поэтому сущее  имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех уровнях форма  по-разному преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее. 4. На  последней, четвертой, ступени форма  предстает уже не как организующий  принцип материи, а сама по  себе, независимо от материи (forma per se, forma separata).

 Это дух, или ум, разумная  душа высшее из сотворенных  сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает  со смертью тела. Конечно, в построенной  Фомой Аквинским моделью есть  какая-то логика, но по-моему его  взгляды ограничивались теми знаниями, которыми владело человечество в XXIII веке. Я, например, склонен считать, что никакой принципиальной разницы между растениями и животными нет, по крайней мере, опираясь на знания биологии. Безусловно, между ними есть какая-то грань, но она весьма условна. Существуют растения, которые ведут весьма активный двигательный образ жизни. Известны растения, которые от одного прикосновения мгновенно сворачиваются в бутон. И наоборот, известны животные, которые очень малоподвижны. В этом аспекте нарушается принцип о движении, как действующей причине.

 Генетикой доказано (кстати, был период, когда генетика считалась  лженаукой), что и растения, и животные  построены из одного и того  же строительного материала - органики, и те, и другие состоят из  клеток (почему же не поставить  клетку на первую ступень? наверное, потому что о ней тогда еще  ничего не было известно), оба  имеют генетический код, ДНК. Основываясь  на этих данных, есть все предпосылки  объединить в один класс растения  и животных, да и собственно, чтобы  впоследствии не было никаких  противоречий, все живое.

Но если капнуть еще глубже, то сама живая клетка состоит из органических элементов, которые сами состоят из атомов. Почему бы не спуститься до такой глубины рекурсии? В какое-то время данное решение было бы просто идеальным, когда считалось, что атом - это неделимая частица. Однако знания в области ядерной физики свидетельствуют о том, что атом не является наименьшей неделимой частицей - он состоит из еще более мелких частиц, которые в свое время назвали элементарными, потому что считалось, что дальше идти уже некуда. Прошло время. Науке стало известно достаточно большое количество элементарных частиц; тогда задались вопросом: а действительно ли элементарные частицы сами по себе элементарны? Оказалось, что нет: существуют еще более мелкие "гиперэлементарные частицы". Сейчас уже никто не дает гарантии, что когда-нибудь не обнаружат еще более "элементарные" частицы. Может глубина рекурсии вечна? Вернемся к четвертой ступени классификации бытийности вещей. Разумная душа у Фомы называется "самосущей". В отличие от нее, чувственные души животных не являются само сущими, а потому они не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и волнения; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы подлинно сущими оказываются индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признало его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии. Заключение Знакомство с философией Средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох (античности и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени. Английский историк философии Ф. Ч. Коплстон, тщательно проанализировавший труды большого числа философов Средних веков, пишет следующее: «Невзирая на то, в чем некоторые люди увидели бы неудачные метафизические экскурсы, средневековые философы в определенных отношениях были, несомненно, трезвыми мыслителями, склонными к логическому рассуждению и уверенными, что мы способны познавать реальный мир и что мы не замкнуты в круге своих собственных идей. Правда, некоторые исследователи усматривают в средневековой философии отсутствие жгучего интереса к вопросам, касающимся смысла жизни и человеческой судьбы. Вся она кажется очень сухой и академичной. Однако необходимо помнить, что в Средние века люди искали ответа на подобные вопросы не в философии Когда философия стала на собственные ноги, по крайней мере, некоторые философы должны были, естественно, обратить свой взор на те вопросы, на которые ранее давался ответ в рамках теологии Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи — такие, как Аквинат, Скот и Оккам, — обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего она не обещала».

Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. почитаемых в качестве "отцов церкви". Это и один из двух важнейших этапов средневековой философии, когда рассматривались вопросы сущности бога, отношения к античной философии, цели человеческой истории (Град Божий), души человека, зла в земной жизни. В числе важнейших мыслителей того времени апологеты Тертуллиан и Ориген, автор сочинения "О граде Божьем" Августин Блаженный, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Боэций. По Августину, мир представляет собой лестницу существ, восходящих к созидателю. Особое место занимает человек, обладающий бессмертной душой. Человек субъективно действует свободно, но на самом деле через него действует бог.

  Схоластика (от лат. scholastic - школьный, ученый) - тип философствования, когда средствами разума, путем  рассуждений человек пытается  обосновать принятые на веру  идеи и положения. Философии вменялось  в обязанность рационалистическими (логическими) рассуждениями обосновывать  положения Священного писания, безусловно  принимаемые за истину. Философия  ставилась в позицию "служанки  богословия". + Период схоластики XI-XV вв. - время становления первых  европейских университетов. Важнейшей  проблемой схоластики была проблема  отношения разума и веры. В  то время считалось, что истина  уже дана в священных текстах  и надо только верно истолковать  их, Вера ставилась при этом  выше разума. Чрезмерная умозрительность, следование форме нередко в  ущерб существу дела, копание  в мелочах и тому подобные  черты сделали схоластику синонимом  долгих и пустопорожних споров. Метод мышления, распространенный  в средневековой философии - метафизический (в смысле антидиалектический). Догматизм  как форма косного мышления, не  умеющего видеть изменчивость  бытия и увязывать знания с  жизнью - характерная черта философии  этого периода. Догма - положение, не  подлежащее пересмотру, принимаемое  на веру. Церковь строила систему  религиозного учения на догматах, утверждаемых Вселенскими Соборами  и являющихся Символом веры.

  Важной философской  проблемой было отношение общего  к единичному. Полемика об этом  известна как спор так называемых  реалистов и номиналистов об  универсалиях, то есть о природе  общих родов и понятий. Реалисты  утверждали, что общие роды - универсалии (древо, человек и др.) существуют  как некие идеальные формы  независимо от человеческого  сознания и материального мира. Такова, например, была позиция английского  философа Ансельма Кентерберийского (1033-1109 гг.) и многих их сторонников. Тогда как номиналисты - французский  философ Росцелин (1050-1125 гг.) и др. - считали, что универсалии - это общие  имена конкретных предметов, которым  в реальности ничего не соответствует. Эти крайние позиции привели философов, правда много позже к постижению диалектики единичного, особенного и общего.

  Концептуализм как  одно из направлений в споре  номиналистов и реалистов об " универсалиях" попытался найти "золотую  середину" в решении этого вопроса. Его ещё часто называют умеренным  номинализмом или умеренным реализмом. На позициях концептуализма стояли  философы умеющие мыслить диалектически. В первую очередь, это арабский  философ Ибн-Сина (Авиценна) и французский  философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Стремясь  преодолеть крайности реализма  и номинализма, Абеляр рассуждал  следующим образом: Существовать  реально могут только единичные  вещи. Но вещи могут иметь не  только уникальные свойства, но  и свойства, сходные с другими  вещами. Человеческий разум в  состоянии выделить эти общие  свойства в предметах и назвать  их, - так образуются общие понятия, которые Абеляр называл концептами, т.е. идеями (отсюда названия течения  концептуализм). Таким образом, концептуализм  признает существование общего  и единичного в самих вещах, но там они существуют в  нерасчлененном виде, слитно (идея, несомненно, диалектическая). Разум  же человека позволяет выделить  из вещей сходные свойства, отвлекаясь  от индивидуальных различий и  сформироровать понятие, т.е. общее  в чистом виде. Впоследствии эту  способность человеческого разума  назовут абстрактным мышлением. Учение концептуализма явилось  очень важным достижением в  понимании специфики человеческого  познания. И все-таки взгляды Абеляра  нельзя назвать материалистическими, т.к. он оставляет место Богу  и считал, что наряду с существованием  понятий в человеческой голове  они существуют в уме Бога, выступая в качестве образцов, по которым он творить вещи, а это позиция объективного  идеализма сродни Платоновскому.

  Несмотря на всевластие  в духовной жизни религии и  церкви, философы Уильям Оккам (1285-1349 гг.), Аверрос (1126-1198 гг.) Пьер Абеляр  и другие высказывали смелые  философские, научные идеи и суждения, отстаивали роль философии в  постижении мира и человека.

        Одним  из крупнейших представителей  философской схоластики был итальянец  по рождению Фома Аквинский (1225-1274 гг.), явившийся основателем религиозной  философии католицизма, известной  под названием "томизм". Фома  Аквинский - центральная фигура средневековой  философии позднего периода, выдающийся  философ и богослов, систематизатор  ортодоксальной схоластики, основатель  одного из двух господствующих  ее направлений   томизма. Исходным  принципом учения Фомы является  божественное откровение. Он разграничивает  области философии и теологии: предметом первой являются "истины  разума", а второй   "истины откровения". В силу того что конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все "истины откровения" доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"