Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 14:49, контрольная работа
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом
Глава 1. Возникновение и развитие философии марксизма. -стр.3
Глава 2. Нигилистическое отношение к классике в философии и жизни: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.-стр.9
Глава 3. Отечественная философия 19 века: - стр.14
1.Идея западничества в трудах Чаадаева, Герцена, Чернышевского и Белинского.-стр.14
2.Идея славянофильства в трудах Киреевских, Хомякова, Достоевского и Соловьева. -стр.18
Список используемой литературы-стр.23
Вся жизнь, согласно
Шопенгауэру, - сплошные разочарования
и страдания. Человек под влиянием
воли все время чего-то желает: комфорта,
здоровья, продления жизни, которые
нужно завоевывать неустанным трудом,
постоянной борьбой с нуждой. Но
желания никогда не удовлетворяются, а
если удовлетворяются, то приносят с собой
равнодушие и скуку. Да и жизнь люди пытаются
сохранить, постоянно имея в перспективе
смерть. Жизнь есть нечто такое, что надо
"отстрадать".
Поначалу был почти
полностью не понят современниками
и великий датский философ
Серен Кьеркегор(1813 - 1855) -(Kirkegaard, в некоторых
переводах Киркегор или Киргегард). Окончив
теологический факультет, Кьеркегор продолжил
учебу в Германии, слушал лекции Шеллинга.
За четыре года (1843 - 1846) написал основные
свои произведения: "Или - или", "Страх
и трепет", "Философские крохи"
и др. Всего за 13 лет им написано 28 томов
сочинений, из них 14 - дневники. В молодости
Кьеркегор отказался от своей невесты
и всю оставшуюся жизнь жил одиноко и замкнуто.
Умер он от истощения, упав прямо на улице.
Как и Шопенгауэр, Кьеркегор считается
одним из философов, наиболее заметно
повлиявших на философскую мысль XX в.,
предтечей такого направления современной
философии, как экзистенциализм. Кьеркегор
с ранних лет понял то, о чем не подозревают
большинство людей: какие ужасы таит в
себе жизнь, и попытался дерзко взглянуть
в глаза безумию и смерти, утверждая, что
именно на его стороне находится истина,
а не на стороне "всех" и их "трусости".
" Столь же значительным
мыслителем XIX в., развивающим далее идеи
Шопенгауэра, был немецкий философ Фридрих
Ницше.
В дальнейших своих
работах Ницше проводил следующую
основную идею: человек в полной
мере еще не возник, еще не вырвался
из животного состояния, о чем
свидетельствует соперничество
людей друг с другом, их бесконечные
войны, конкуренция между собой, бестолковые
и бессмысленные устремления. Только в
отдельных индивидах природа достигла
подлинно человеческого состояния - в
философах, художниках и святых. Ницше
первым в XIX в. сказал о наступлении нигилизма,
который темной ночью уже накрывает эпоху
и вызывает радикальную переоценку всех
ценностей. Самой исчерпывающей характеристикой
нигилизма является смерть Бога. Бог европейской
истории, а именно христианский Бог, утратил
свою значимость для человеческой воли,
а вместе с ним пали и его исторические
производные - идеалы, принципы, нормы,
цели и ценности. Люди продолжают держаться
разнообразных оазисов смысла, хранить
веру в осколки прежнего образа мира, но
единой опоры у них уже нет. Прежний сверхчувственный
мир идеалов, целей и мер мертв, христианская
вера еще существует, но правящая в этом
мире любовь перестала быть действенным
принципом всего совершающегося теперь.
Однако для Ницше нигилизм - это не явление
упадка. Если мертв Бог и мертвы боги, тогда
господство над сущим переходит к человеку,
тогда и может осуществиться сверхчеловеческий
идеал.
Глава 3. Отечественная философия 19 века:
1.Идея западничества в трудах Чаадаева, Герцена, Чернышевского и Белинского
Основная идея западников
заключается в признании
Особое место в русской философии XIX в. вообще, в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в "Философических письмах" и в работе "Апология сумасшедшего".
П.Я.Чаадаев (1794-1856), несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. Он писал, что историческая сторона христианства заключает в себе всю 'философию христианства'. В 'историческом христианстве' находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только 'нравственной системой', но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него, несомненно, существование божественной воли, ведущей человечество к его 'конечным целям'. В своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия 'божественной воли', писал о 'Тайне Промысла', о 'таинственном единстве' христианства в истории и т.д. Тем не менее, рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. 'Конечно, не все в европейских странах, - писал Чаадаев, - проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет, - но все в них таинственно повинуется той силе, которая властно царит там уже столько веков'. Западный путь, при всем его несовершенстве, есть исполнение сакрального смысла истории.
На западноевропейскую
цивилизацию ориентировался и Александр
Иванович Герцен (1812—1870). Он, как и большинство
российских западников-радикалов, прошел
в своем духовном развитии через период
глубокого увлечения гегельянством. В
молодости он испытал также влияние Шеллинга,
романтиков, французских просветителей
(в особенности Вольтера) и социалистов
(Сен-Симона). Влияние Гегеля, однако, наиболее
отчетливо прослеживается в его работах
философского характера. Так, в цикле статей
Дилетантизм в науке (1842-1843) Герцен обосновывал
и интерпретировал гегелевскую диалектику
как инструмент познания и революционного
преобразования мира ('алгебра революции').
Будущее развитие человечества, по убеждению
автора, должно привести к революционному
'снятию' антагонистических противоречий
в обществе. На смену оторванным от реальной
жизни научным и философским теориям придет
научно-философское знание, неразрывно
связанное с действительностью. Более
того, итогом развития окажется слияние
духа и материи. Центральной творческой
силой 'всемирного реалистического биения
пульса жизни', 'вечного движения' выступает,
по Герцену, человек как 'всеобщий разум'
этого универсального процесса.
Оценки европейской действительности, данные поздним Герценом, были в целом пессимистическими. В первую очередь это относится к его анализу процесса формирования нового типа массового сознания, исключительно потребительского, основанного на глубочайшем и вполне материалистическом индивидуализме - 'эгоизме'. Такой процесс, по Герцену, ведет к тотальному 'омассовлению' общественной жизни и соответственно к ее своеобразной энтропии ('поворот всей европейской жизни в пользу тишины и кристаллизации'), к утрате всякого индивидуального и личностного своеобразия. Разочарование в европейском прогрессе привело Герцена 'на край нравственной гибели', от которой спасла лишь 'вера в Россию'. Он не стал славянофилом и не отказался от надежд на возможность установления в России социализма, который связывал, прежде всего, с крестьянской общиной. Эти его идеи стали одним из источников народнической идеологии.
Так же, как и Герцен,
на «русский социализм» и революционное
преобразование общества ориентировался
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889).
Как революционный демократ, он выражал
интересы угнетенного крестьянства
и рассматривал народные массы как
главную движущую силу истории. Несмотря
на то, что «исторический путь – не тротуар
Невского проспекта», а проходит то через
пыльные грязные поля, то через болота,
он был историческим оптимистом и верил
в прогресс человечества. Эта вера в творческие
силы народа сочеталась у него с идеей
классовой борьбы. Не отрицая роль великих
личностей в истории, он вместе с тем связывал
их появление и роль с исторической необходимостью.
Пафос его философии можно выразить названием его статьи «Антропологический принцип в философии». Этот же принцип проповедовал и Фейербах, оказавший влияние на Чернышевского. Однако последний идет дальше, указывая на классовый характер общественных отношений и классовую принадлежность индивида, преодолевая, пусть и не до конца, абстрактный антропологизм Фейербаха. Для Чернышевского человек есть, прежде всего, природное существо, хотя это и высшее проявление природы. Отстаивая мысль о «единстве человеческого организма», он утверждает, что в человеке нет никакого дуализма, что он состоит из «единой натуры», и вся духовная деятельность человека есть проявление его материальной субстанции. Сознание человека связано, прежде всего, с его биологической природой и физиологией.
Западник-радикал
Виссарион Григорьевич
2.Идея славянофильства в трудах Киреевских, Хомякова, Достоевского и Соловьева.
Славянофильство как
направление философской мысли
занимает видное место в мировоззренческом
творчестве середины XIX в. Основные его
представители были противниками как
западников, так и революционных демократов.
Они заложили основу русской религиозной
философии второй половины XIX в.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»