Провиденциализм в философии
Средневековья имеет эсхатологическую
особенность направленного времени, а
не возвращение времени в своё начало,
как в античности.
Принцип откровения утверждает
возможность познания мира мистическим,
сверхрациональным озарением. Философия
разработала проблему веры, герменевтического
объяснения текста.
В развитии философии Средневековья
выделяются два периода: патристики и
схоластики. Патристика III-VIII
век н. э.) характеризуется теоретическим
оформлением и разработкой христианской
догматики (в двух основных вариантах
- греко-византийском и латинском).
Схоластика (XI-XIII век) систематически разрабатывала
философию отдельно от теологии. В основе
патристики лежали наиболее значимые
платоновские элементы, в основе схоластики
- аристотелевские. Наиболее известными
философами патристики являются: Августин,
Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов
выделяют Пьера Абеляра, Фому Аквинского,
Дунса Скотта, Вильяма Оккама, творцов
"экспериментальной философии" -
Р.Грасотеста, Р. Бэкона и др..
Для философии Средневековья
характерны проблемы соотношения веры
и разума, номинализма и реализма, проблема
обоснования субъективности и человека
и др. Августин считал, например, что вера
идёт впереди разума, а Фома Аквинский
старался установить гармонию веры и разума,
обосновывая тем самым концепцию двух
истин.
Рациональность философии ярко проявилась
в длительном споре реализма и номинализма -
споре о природе общих понятий. Реалисты
считали первичным существование универсалий,
а номиналисты - вторичным, так как реально
существуют отдельные вещи, а универсалии
есть только имена (термины). Номинализм
способствовал становлению опытной науки
и светского, нетеологического рационализма.
Философия Средневековья ещё с Августина
оперирует понятиями человеческой особенности,
субъективности. Речь идёт о воле и ответственности
человека перед Богом, о надежде, любви
к Богу. Фактическиоткрывается
внутренний свет человека, его духовность.
Сделаем основные выводы:
1. В философии Средневековья
всё объясняется исходя из
принципа абсолютности Бога.
2. Доминирующей тенденцией Средневековой
философии является герменевтическое
объяснение слова и текста. Философия
открывает свой теоретическо-символический
инструментарий.
3. Философия Средневековья открывает
субъективную реальность, самосознание
человека, а также даёт возможность
развития науки.
9. Основные идеи
даосизма
Древнекитайские мыслители
использовали понятия «Инь» и «Ян» для
выражения многих противоположных и сменяющих
друг друга явлений. Важным моментом в
первых философских построениях Древнего
Китая было признание обратной связи между
этими понятиями и человеческой жизнью,
общественными явлениями. Считалось, что
если люди действуют в согласии с естественной
закономерностью, отражённой этими понятиями,
то и в обществе, и в отдельных индивидах
царят спокойствие и порядок, но если такого
согласия нет, то страна и всё в ней приходит
в смятение. И наоборот – неурядицы в обществе
создают помехи для естественных проявлений
Инь и Ян, для нормальной самореализации.
Эти космогонические идеи явились основой
религиозно-философского миропонимания
древних китайцев и были изложены в древнекитайском
тексте «И-Цзин» («Книга
перемен»).
2. Даосизм – Древнейшее
философское учение Китая, которое пытается
объяснить основы построения и существования
окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый
Учитель), живший в VI – V вв. до н.э. Главный
источник – философский трактат «Даодэцзин».
Основные понятия:
§ «Дао» имеет два
значения:
♦ путь, по которому в своём
развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий
существование мира;
♦ субстанция, от которой произошёл
весь мир, первоначало, которое представляло
собой энергетически ёмкую пустоту.
§ «Дэ» - благодать,
исходящая свыше; энергия, благодаря которой
первоначало «Дао» преобразовалось в
окружающий мир.
Философия даосизма несёт в
себе ряд основных идей:
♦ все в мире взаимосвязано,
нет ни одной вещи, ни одного явления, которые
не были бы взаимосвязаны с другими вещами
и явлениями;
♦ материя, из которой состоит
мир, едина; существует кругооборот материи
в природе («все происходит из земли и
уходит в землю»), то есть сегодняшний
человек вчера был воплощён в виде иных
форм, существующих во вселенной — камня,
дерева, частей животных, и после смерти
то, из чего состоял человек, станет «строительным
материалом» иных форм жизни или явлений
природы;
♦ мировой порядок, законы природы,
ход истории незыблемы и не зависят от
воли человека, следовательно, главный
принцип жизни человека — покой и недеяние
(«у-вэй»);
♦ особа императора священна,
только император имеет духовный контакт
с богами и высшими силами; через личность
императора на Китай и все человечество
сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать;
чем ближе человек к императору, тем больше
«Дэ» перейдёт от императора к нему;
♦ познать «Дао» и получить
«Дэ» можно лишь при полном соблюдении
законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом,
послушании императору и близости к нему;
♦ путь к счастью, познанию
истины — освобождение от желаний и страстей;
♦ необходимо во всем уступать
друг другу.
10. Какие чувства испытываете
вы, когда вас называют «философом»?
Выберите нужные или дайте свой варианта
ответа:
-гордость
-обиду
-самоуважение
-радость
Я больше склоняюсь
к чувству самоуважения , ведь философ-
это любитель мудрости , тот кто любит
размышлять , думать , сомневаться и находится
в поисках истины.
Я считаю ,то что
любого человека можно назвать философом,
т.е который имеет промежуточное положение
между мудрецом и невеждой, ведь оставаясь
наедине с собой , мы размышляем о жизни
.
12. Назовите представителей философии
жизни и основные идеи
Философия жизни. Это философское направление
конца XIX — начала XX вв., основным понятием
и предметом философствования в котором
является понятие «жизнь» как, во-первых,
органическая целостность и во-вторых
— творческая динамика бытия. Основные
представители этого направления по-разному
истолковывают это основополагающее понятие:
как противоположное рассудочному (Ф.
Ницше, Л. Фробениус и др.), как космический
«жизненный порыв» (А. Бергсон), как исторический
процесс, реализуемый в неповторимых,
уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель,
О. Шпенглер). У последнего культура противопоставляется
цивилизации. Основные способы познания
— иррационализм и интуиция. Жизнь целостна
и находится в непрерывном становлении.
Основными познавательными
средствами представителями «философии
жизни» объявляются интуиция, вчуствование,
вживание в духовный мир носителей жизненной
активности. Человек в своей деятельности
руководствуется не разумом, а инстинктивными
волевыми импульсами. Социальная жизнь
также не может оцениваться с позиций
разума. Идея социального прогресса «философией
жизни» отрицается.
НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) — немецкий
философ, представитель философии жизни,
яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма
и иррационализма.
Ницше чужды всякие попытки построения
философской системы. Мир есть постоянное
становление и бесцельность, что выражается
в идее «вечного возвращения одного и
того же». Вслед за А. Шопенгауэром Ницше
в основе мира мыслил волю как движущую
силу становления, порыв, как «волю к власти»,
к расширению своего Я, к экспансии. Ницше
переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за
существование животных на жизнь человеческого
общества. Центральным понятием у Ницше
является идея жизни. Он родоначальник
философии жизни. В человеке он подчеркивал
принцип телесности и вообще биологическое
организменное начало. Интеллект же есть
лишь высший слой, необходимый для сохранения
организменных образований, в первую очередь
инстинктов.
ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) —
немецкий философ-иррационалист, тяготел
к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр
оспаривал само понятие разума как области
осознанной ментальной деятельности человеческого
сознания, введя в него бессознательно-иррациональные
моменты. Его бессознательное — универсальная
иррациональная стихия, неподвластная
никаким рациональным методам исследования.
Интеллект, сам того не сознавая, функционирует
не по своему рациональному плану, но по
указаниям воли, которая признается единой
энергетической основой всех личных воль
и самого объективного мира: для него интеллект
— это лишь орудие воли к жизни, как когти
и зубы зверя. Интеллект утомляется, а
воля неутомима.
Представителем более респектабельного,
академического варианта «философии жизни»
можно считать немецкого философа Вильгельма
Дильтея (1833 - 1911), основными трудами которого
можно назвать «Введение в науки о духе»,
«Переживание и поэзия». Дильтей полагал,
что необходимо отказаться от культа разума
и от сухого, абстрактного понимания субъекта,
характерного для классической философии.
Он утверждал, что в процессе познания
задействован не только разум, но и всё
существо человека. Дильтей разделил все
науки на 2 группы, различающиеся по предмету
и методу: науки о природе и науки о духе.
Науки о природе изучают реальность, возникшую
и существующую без участия человека,
науки же о духе познают жизнь человеческого
духа и её о предмеченные проявления в
объектах культуры, созданных человеком.
Рациональное объяснение на основе познания
причинно-следственных связей Дильтей
считал основным методом наук о природе.
Науки о духе (гуманитарные науки) должны
использовать понимание как главный метод
познания, осуществляемое путём иррационального
вчуствования, вживания в духовный мир
других людей, творцов объектов культуры.
Поэтому Дильтей считается одним из основоположников
учения о понимании - герменевтики. Из
наук Дильтей большое внимание призывал
уделять психологии как дисциплине, связующей
науки о природе и науки о духе.
13.Назовите шесть типов государства
, выделяемых Платоном.
Особую роль в своей философии Платон
уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников
— "досократиков" Фалеса, Гераклита
и др., которые занимались поисками первоначала
мира и объяснением явлений окружающей
природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства:
идеальное "государство будущего",
которого пока не существует и в котором
отпадет необходимость в государственной
власти и законах, и шесть типов ныне существующих
государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного
человека;
• тирания — несправедливая власть одного
человека;
• аристократия — справедливая власть
меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть
меньшинства;
• демократия — справедливая власть
большинства;
• тимократия — несправедливая власть
большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия
являются несправедливыми формами государства,
а демократия — власть большинства —
редко бывает справедливой и, как правило,
вырождается в тиранию, олигархию или
тимократию, двумя стабильными и оптимальными
формами государства могут быть только
аристократия и монархия.
14. перечислите основные черты эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения, или
Ренессанса, явилась важным этапом
развития философской мысли и
охватывает период с XIV по начало
XVII вв., когда происходит целый ряд изменений
в социально-экономической и духовной
жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс
характеризует эти изменения: «Королевская
власть, опираясь на горожан, сломила мощь
феодального дворянства и создала крупные,
в сущности основанные на национальности,
монархии, в которых начали развиваться
современные европейские нации и современное
буржуазное общество... только теперь,
собственно, была открыта земля и были
заложены основы для позднейшей мировой
торговли и для перехода ремесла в мануфактуру,
которая, в свою очередь, послужила исходным
пунктом для современной крупной промышленности»
Гуманизм — возвышение
человека
Рассматривая «гуманизм», нужно
отметить, что именно эпоха Возрождения
дала миру ряд выдающихся индивидуальностей,
обладавших ярким темпераментом, всесторонней
образованностью, выделявшихся среди
остальных своей волей, целеустремленностью,
огромной энергией.
Антропоцентризм
— человек, а не Бог в центре исследования
Человек здесь — не просто природное
существо, он творец самого себя и этим
отличается от прочих природных существ.
Он господин над всей природой. Этот библейский
мотив теперь существенно преобразован:
в эпоху Возрождения постепенно ослабевает
характерное для средневековья убеждение
в греховности человека и испорченности
человеческой природы, а в результате
человек уже не нуждается в божественной
благодати для своего спасения. По мере
того как человек осознает себя в качестве
творца собственной жизни и судьбы, он
оказывается и неограниченным господином
над природой.
Секуляризация —
освобождение от церковного влияния
Процесс секуляризации — освобождение
от религии и церковных институтов — проходил
во всех областях культурной и общественной
жизни. Самостоятельность по отношению
к церкви приобретают не только экономическая
и политическая жизнь, но и наука, искусство,
философия. Правда, этот процесс совершается
вначале очень медленно и по-разному протекает
в разных странах Европы.
Пантеизм - становление
опытных наук и формирование научно-материалистического
понимания, свободного от теологии.
15.Эмпиризм
как направление философии. Дайте
определение , назовите представителей.
Эмпиризм— направление в философии, сторонники
которого считают, что в основе познаний
лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего
бы до этого не было в опыте (в чувствах)",
"знание — сила".
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис
Бэкон.