Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 06:14, контрольная работа
1.Раскройте структуру философского знания.
2.Идеализм: общая характеристика и основные формы
3.Структурно изобразите этапы развития античной философии
Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.
И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».
Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Одно из положений (максима) категорического императива гласила: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия.
Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.
19.
Сформулируйте основной
Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности.
Религия основывается на нравственности,
а не наоборот (не бог дает нравственные
принципы). Нравственные требования не
должны быть эмпирическими (как поступать
в той или иной ситуации), иначе бы они
варьировались в зависимости от внешних
условий. Требование по Канту - это императив.
Гипотетический и категорический императивы.
Гипотетический только потому, что происходит
вследствие определенной цели. Категорический
императив - поступок хорош ради самого
себя. «Критика практического разума».
Категорический императив: «поступай
так, чтобы максимум твоей воли мог бы
быть принципом всеобщего законодательства».
Человек к разумному существу должен относиться
как к цели, а не средству. Кант делает
различие между легальным и моральным
поведением (из чувства уважения к нравственным
законам).
Основные постулаты критического разума:
1. Человек несвободен (как природное существо
он заключен в рамки причинно-следственных
связей), его можно рассматривать как вещь
в себе. 2. Нравственное существо - в этом
случае человек свободен. У каждого есть
представления о счастье. Всеобщего счастья
добиться невозможно - все люди разные.
Пропасть между счастьем и долгом. Тpи
постулата практического разума: 1. признается
существование свободы в поступках, 2.
бессмертие души (воздавать за поступки
в том мире; гармония между всеобщим благом
и поведением может быть лишь в мире бессмертия
души), 3. в мире существует некое абсолютное
существо - бог (необходимый момент, гарант
нравственного мира и порядка). Мораль
- причина религии и бога.
20.
Этапы развития «абсолютной
«Абсолютная идея» — это разум, мышление, разумное мышление. В обыденном понимании термина «идея» есть определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, плана, замысла или главная мысль художественного, научного или политического произведения.
Первым этапом самораскрытия «Абсолютной
идеи» является логика. Логика, по Гегелю,
— это научно-теоретическое осознание
«Абсолютной идеи». Через логику «Абсолютная
идея» раскрывается в ее всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная от самых
бедных — бытия, небытия, наличного бытия,
качества, количества ит. д., и кончая конкретными,
многообразно определяемыми понятиями
— химизма, биологизма, познания и т. д.
Гегель характеризовал категории как
текущие, находящиеся в состоянии непрерывного
самопроизвольного движения чистые мысли.
Как по форме, так и по содержанию категории
не нуждаются в чувственно-воспринимаемом
материале. Как чистые мысли и ступени
развития идеи они, сами по себе, содержательны
и поэтому составляют сущность вещей.
Следующий этап саморазвития — природа — наиболее слабая
часть его системы. Гегель плохо знал естествознание
и поэтому в философии природы можно встретить
много неточностей, ошибок. Гегель очень
низко оценивает природу. Природа, по Гегелю,
это необходимое в процессе развития «Абсолютной
идеи», но все же вспомогательное средство.
Создавая природу, или, точнее, превращаясь
в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает
себя, и, тем самым, отчуждается от своей
истинной сущности и предстает в виде
конечных чувственных, телесных единичностей.
По Гегелю, Бог создает природу с той целью,
чтобы из природы возник человек и вместе
с ним человеческий дух. Первой стадией
развития человеческого духа является,
по Гегелю, субъективный дух. Субъективный
дух рассматривается Гегелем на трех уровнях:
антропологии, феноменологии и психологии.
Антропология раскрывает душу как чувствующую
субстанцию, феноменология исследует
превращение души в сознание по ступеням:
сознание —самосознание — разум; психология
показывает теоретические и практические
способности духа.
Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается вправе, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.
21. В чём вы видите самобытный характер русской философии
В том , что русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Что русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии - это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельностный характер, яркая выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.
Нет определенного смысла, есть наши желания, которых мы достигаем по мере появления нового желания. Родить ребенка, это тоже желание. Купить машину, загородный дом, Это все ваши желания в каждом из них есть свой смысл. Живем мы ради того что бы добиваться своих желаний.
И итоге для меня смысл жизни –это счастье , мой внутренний мир и желания ,без которых человеку жизнь не казалась бы интересной.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"