Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.
Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
Марксистскую
философию составляют
Диалектический материализм
Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму.
«Нищета философии» 1847 – основы исторического материализма
Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-экономические формации.
С точки
зрения М. материалистическое понимание
истории заключается в том, чтобы
исходя, из материального производства
непосредственных средств для жизни,
сначала объяснить систему
1. Бытие определяет сознание. Т.е. развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации.
2. Роль личности
и масс в истории. Историю
вершат массы, историческая
3. История развивается на по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне.
4. Все законы
диалектики очень четко
Общественно-экономические формации
Исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Категория общественно экономической формации занимает центральное место в историческом материализме. Выработка этой категории отличала исторический материализм от абстрактных рассуждений об обществе вообще.
Каждая ОЭФ представляет собой социальный организм, отличающийся от других. М. писал “выяснение тех частных законов, которым подчиняется возникновение, существование, развитие и смерть данного социального организма и замена его другим высшим определяет ОЭФ”. В отличие от таких категорий как государство, право, производительные силы, ОЭФ охватывает все стороны общества и взаимосвязи.
В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые как совокупность образуют сущность данной формации. Система производственных отношений, образующих базис формации создают соответствующую политико - юридическо-идеологическую надстройку.
Исследования
Ф. дает возможность подметить
На основе обобщения истории развития человечества выделены следующие Ф:
1. первобытнообщинный строй. Производительные силы - мускульная сила человека, ближе к концу появление орудий труда. Отсутвие государства.
2. рабовладельческий строй. П.С. - мускульная сила человека, выплавка металла, использование энергии огня, появление колеса, появление судоходства. Сосредоточение власти в руках одного или нескольких человек. Есть армия, есть механизм принуждения.
3. феодальный строй. ПС - замкнутое натуральное хозяйство, мускульная сила животных, выделка тканей и шкур, добыча полезный ископаемых. Монархия.
4. капиталистический строй. Основа - появление новых источников энергии, паровая тяга, появление станков и машин, появление торговли как необходимого элемента, разделение труда. Ограниченная монархия, республика.
5. коммунистический строй.
Первобытно общинный строй - первая неантогонистическая ступень, через которую прошли все народы (коммунизм также называл неантогонистической - новый виток спирали, но на более высоком уровне).
При его разложении появляются классовые антагонистические формации. Последовательная смена Ф объясняется антагонистическими противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями.
При
этом действует общая
Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает противоречия между производительными силами и производственными отношениями и между базисом надстройкой. В отличие от смены Ф. смена различных фаз одной Ф., например домонополистический и монополистический капитализм, происходит без социальной революции.
Писал об этом М. в книгах “Нищета философии”.
Диалектико-материалистическом понимании развития общества как естественно-исторического процесса. Это понимание содержит две стороны. Во-первых, развитие общества рассматривается, на базе материалистического понимания истории, как развертывающееся закономерно и в этом смысле - как подобное природным процессам. Во-вторых, оно рассматривается как порождаемое деятельностью людей, обладающих сознанием, целями, волей.
На первый взгляд может
Основной вопрос философии - это, по существу, проблема выявления оснований совпадения цели и результата практической деятельности. Поскольку практика - это деятельность и материальная (протекающая по законам природы, т.е. в формах объективного мира), и духовная (протекающая в формах мышления и по его законам), постольку закономерное совпадение цели и результата деятельности возможно лишь при совпадении законов объективного мира и законов мышления,- посредством практики, достигающей этого совпадения, всеобщие и необходимые формы бытия становятся всеобщими и необходимыми формами мышления (объективная сторона практики рассматривается материализмом как определяющая духовную),- при этом объект берется не в созерцании, а в человеческой деятельности. С учетом этого характеристика общественного развития как естественно-исторического процесса не должна казаться очень уж парадоксальной.
Таким образом,
Наличие в общественном
Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым:
1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта;
2. Из двух типов человеческой деятельности–целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его–практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам;
3. Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство “форм общения людей”;
4. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования.
Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркс связывает их не со сменой “форм социокультурной духовности”, а с неуклонным ростом общественного производства–прежде всего, производства материального.
Однако
мы видим, что современная история,
нарушив однозначную связь
Позитивизм в общем смысле - философское течение, основанное на принципе, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О.Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей.
На формирование позитивизма оказало влияние ускоренное развитие науки, а также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Позитивизм явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на развитие общества. Позитивизм опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя, с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию. В истории позитивизма выделяют три основных этапа:
"Первый позитивизм" - 20-е годы XIX - начало XX вв. Этот этап представлен основателем позитивизма Огюстом Контом и его непосредственными учениками и последователями: ЭЛиттрс по Франции, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером в Англии, Е.B. де Роберти, Г.Н. Вырубовым и В.В Лесевичем в России.
"Второй позитивизм" (эмпириокритицизм, махизм) - 70-е годы XIX - начало XX вв. Представителями его были в основном ученые-естествоиспытатели - Э.Мах, Р.Авсанариус, А.Пуанкаре.
Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм) оформляется в 20-е годы XX в. под влиянием работ Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, а затем существует в в виде трех философских школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирической философии и Львовско-Варшавской школы.