Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. 3
1.1 Основные структурно-системные модели культуры. 3
1.2 Материальная и духовная культура: сущность и структура. 4
1.3 Культура институтов (организаций). 7
1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная. 9
1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия. 11
1.6 Массовая и элитарная культура. 13
2 СУБКУЛЬТУРА 18
2.1 Субкультуракак способ бытия культуры. 18
2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики
молодежной субкультуры. 21
2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой . 24
2.4 Классификации субкультур. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ФГБОУ Тверская Государственная Сельскохозяйственная Академия
Курсовая работа
по дисциплине «Философия»
на тему: «Культура и субкультура»
Выполнила: Иванова У.П.
21 группа
Проверила: Красильникова Е.В.
Тверь 2014
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА. 3
1.1 Основные структурно-системные модели культуры. 3
1.2 Материальная и духовная культура: сущность и структура. 4
1.3 Культура институтов (организаций). 7
1.4 Сферы культуры: профессиональная и обыденная. 9
1.5 Формы культуры: нравственность, искусство, религия. 11
1.6 Массовая и элитарная культура. 13
2 СУБКУЛЬТУРА 18
2.1 Субкультура как способ бытия культуры. 18
2.2 Формальные и неформальные объединения. Характеристики
молодежной субкультуры. 21
2.3 Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой . 24
2.4 Классификации субкультур. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
Как правило, люди не задумываются над тем, что же кроется за этим многообразием смыслов культуры, почему они могут объединяться одним и тем же понятием.
Однако не только в повседневности, но и в науке ее трактовка неоднозначна. Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, предметом которых являются различные формы сознания - искусство, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура - это дошедшие до нашего времени материализованные результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография описывает особенности культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии. Историк того или иного вида искусства понимает под культурой прежде всего художественные творения человека. Так что "образ культуры" в науках выглядит по-разному.
Осмыслением культуры занимается
и философия. Существует даже ее особое
направление - философия культуры, предметом
которой является культура как некая целостность.
Отвлекаясь от всевозможных деталей и
частностей, философия ставит вопрос о
том, что такое культура, каково ее место
в жизни человека и общества.
1 КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА
1.1 Основные структурно-системные модели культуры.
Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой. Результатом такого исследования выступает сложная картина бытия культуры.
Однако выделение одной системы культуры с соответствующей единой структурой затруднено по очевидной причине: культура синкретична и многомерна. Сложность культуры является ведущим фактором недостаточного знания о ней для создания общепризнанной системы (модели). Немаловажную роль играет и другой фактор: результаты исследования во многом зависят от методологии изучения. Есть, в частности, подходы к исследованию культуры, отрицающие системность, структурность в реальном мире и, соответственно, в методах исследования мира. Множество исходных методологических установок позволяет получить разные культурные миры, но затрудняет возможность сформировать синтетическое, целостное знание о культуре. Так, структуралисты подчёркивают языково-знаковый компонент в содержании культуры. Представители структурно-функционального анализа считают главной совокупность общепринятых норм и ценностей. Марксистский метод, принятый в традиционном отечественном социально-гуманитарном знании, исходит из признания ведущего значения материальной культуры. Общим для указанных подходов является рассмотрение культуры как системы, предполагающее структуру и взаимосвязанные элементы.
Существует несколько структурно-системных моделей культуры с заслуживающими внимания моментами.
При первом приближении можно выделить субъективное бытие культуры, выраженное в сохраняюще-изменяющем характере развивающегося субъекта (человеческая сторона), и объективированное бытие, несущее в себе результаты деятельности (техническая сторона). Формы объективации различны – от феноменов сознания до музейных экспонатов. Субъект воспринимает культуру как формы объективации, то есть нечто существующее независимо от него. Культура, как совокупность усвоенного мировоззрением в качестве картины мира, определена установкой субъекта и, в свою очередь, определяет идеал (должное) культуры. Образ будущего побуждает к его достижению в том случае, если личность субъективно связывает образы мира наличного и мира желаемого. Принятие наличной культуры как своей формирует направление активности субъекта для усвоения и изменения существующей культуры. Бытие культуры в этом смысле есть единый процесс материального и духовного производства.
1.2 Материальная и духовная культура
Деление на материальную и духовную культуру означает различие между двумя типами деятельности, взаимосвязанными в диалектическом единстве. Особенности материальной деятельности субъекта обусловлены технико-технологической и предметно-продуктивной сторонами культуры. Данный тип деятельности образует материальную культуру. Наряду с ней выделяют духовную и художественную культуру. Многие исследователи включают художественную культуру в состав духовной.
Материальная культура имеет свою (внутреннюю) структуру. Вещественные плоды материального производства – наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства – первая сторона материальной культуры. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.
Вторая сторона – культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека. Рождение и становление людей опосредовано культурой и представлено множеством моделей и деталей, удивительным многообразием. Физическая культура – третья сторона материальной культуры. Здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят: становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это виды спорта, гимнастика, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых. Социально-политическая культура как сторона материальной культуры есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.
Материальная культура в единстве её сторон предполагает своеобразные формы материального общения людей, осуществляемого в быту, хозяйственной деятельности, социально-политической практике.
Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Духовная культура объективирована, закреплена в социальной памяти. Она является устойчивой основой духовной жизни, стереотипом чувственного познания и мышления, менталитетом конкретного общества. В духовной культуре можно выделить четыре стороны: познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную.
Познавательная сторона выступает в качестве совокупного знания о мире и человеке. Знания являются обязательным элементом познающего субъекта. Знания образуют целостную систему, опосредованно связанную с практической деятельностью человека. Они становятся основой целей и планов деятельности, нормативных предписаний и программ, превращаясь в часть социального регулирования. Процесс возникновения, формирования знания сопровождается обязательной проверкой. Интеллектуальные системы-картины мира, будучи основой познания, существуют до тех пор, пока практика и теория не вступают с ними в противоречие. Исторически сравнительно быстрый процесс смены (разрушение одной и параллельное становление иной) интеллектуальной системы обычно приводит к значительным изменениям в духовной культуре. Объективированная система знаний определяет информационное поле, в котором живёт и действует человек. Преобразовательная сторона порождается творческой активностью человека. Здесь реализуется направленность в будущее, формируется его идеал и модель. Как проективный вид деятельности, преобразовательная культура предшествует материальной практике. Являясь отраслью духовного производства, проективная деятельность порождает модели и чертежи техники, проекты социального переустройства, концепции и модели личности. Ценностная сторона духовной культуры порождается ценностной деятельностью, в основе которой знание-ценность. Если знание чаще всего выступает как факт, то сущность ценности в значимости. Познание и преобразование немыслимы вне оценочной деятельности личности. Мир человека есть система ценностей, построенных в определённой субординации согласно основанию - главной ценности. Мир человека историчен и относительно замкнут; он наполнен конкретными смыслами и значениями. Коммуникативная сторона духовной культуры есть духовное общение людей в конкретике его проявлений. Обмен информацией предполагает душевный контакт партнёров. В процессе общения происходит актуализация восприятия, что ведёт к возникновению иных вариантов и феноменов сознания, формированию или разрушению общности. Результатом и элементом процесса коммуникации являются сопереживание, взаимопонимание, изменение содержания сознания. Духовное общение может происходить непосредственно (межличностное общение) и опосредованно – между людьми, разделёнными временем, расстоянием и культурами, - благодаря книгам, произведениям искусства, обрядам и ритуалам.
Художественная культура является специфической областью культуры. Она духовна в основе, что позволяет многим исследователям рассматривать её частью духовной культуры. Но она немыслима без формы материального воплощения. Органичность материального и духовного в художественной культуре позволяет выделить её в качестве относительно самостоятельного слоя культуры. В процессе художественного производства создаются художественные ценности. Центральным звеном художественной культуры является искусство. Коммуникация в художественной деятельности опосредована произведениями искусства.
1.3 Культура институтов (организаций)
Организация (устройство, приведение в систему, учреждение) и институт (установление, учреждение) имеют близкие, в том числе общие смыслы. Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность.
В структуре социального института выделяют людей, учреждения (организации) и материальные средства. Поэтому анализ культуры институтов (или институциональной культуры) может быть представлен в двух частях: анализ культуры института и анализ профессиональной культуры работников института. Культуру институтов в обеих частях можно оценивать по единому критерию: степень соответствия стандартов деятельности конкретного института социальным ценностям данного общества.
Социальные организации призваны решать те задачи, которые не могут быть решены на уровне индивида. Социальная организация имеет свою идеологию. Идеология организации есть система взглядов, обосновывающих общественное поведение организации.
Социологи выделяют три социально-значимые стороны организации: общественный институт; формальная система; общность людей. Достижение общей цели объединяет личный и общественный интерес. Принципом бытия организации является внутренняя субординация (иерархия). Иерархия предполагает, что более высокому уровню придаётся право контроля и регулирования нижестоящей организации, а также должностное поведение сотрудников. Человек в организации выступает в трёх лицах: работник, личность, элемент системы.
Организация имеет двойственную структуру отношений – официальную и неофициальную сферы.
Официальные отношения строятся по горизонтали и вертикали. Отношения, развёртывающиеся по горизонтали, выступают отношениями координации профессионально-должностных ролей. Отношения, функционирующие по вертикали, представляют собой взаимодействие статусов, то есть официальной авторитетности должностных лиц. Система официальных отношений строится и поддерживается властью, делегированной либо волей участников организации, либо волей вышестоящей организации. Организация вынуждена поддерживать те ценности, которые обеспечивают, с одной стороны, необходимое качество труда, а с другой - эффективное взаимодействие для достижения общей цели института. Официальная сфера есть совокупность мест работников, распределяемых согласно специфике организации. Рабочие места являются, по первых, ячейками квалификации, во-вторых, точкой взаимопроникновения личных, групповых и общественных интересов, в-третьих, местом развёртывания профессиональной культуры, в-четвёртых, полем приложения индивидуальной культуры. Между людьми, закреплёнными за трудовыми местами средствами материального, социального и духовного воздействия, возникают официальные отношения. Эти отношения сопровождаются образованием ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому работнику.
Неофициальные межличностные отношения возникают между совместно работающими людьми как индивидуальностями. В отличие от официальных отношений неофициальные складываются в зависимости от индивидуальных способностей и культуры членов организации. Если выполнение трудовых функций даёт человеку возможность удовлетворить свои материальные, социальные и духовные потребности, то исполнение межличностных ролей в трудовом коллективе позволяет реализовать себя как личность.
Путь к сплочённости трудового коллектива лежит через согласование, взаимную поддержку официальной и неофициальной сфер отношений между людьми. Искусство управления состоит в средствах ориентации линии поведения людей по отношению к требованиям социального института. Исследователи-гуманисты полагают, что профессиональное управление материальным и духовным производством должно опираться на расширяющуюся группу стимулов, включая личность человека и качество его труда. Здесь видится резерв повышения производительности труда, интенсификации труда.
Необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются официальные, вытекает из задачи достижения эффективной деятельности людей, объединённых в организации. Эффективная деятельность людей организации и есть высокий уровень культуры организации. Многочисленные исследования показывают, что там, где над официальными отношениями господствует дух межличностных связей, низка дисциплина и эффективность совместной деятельности. Если общественный статус можно достигнуть личными связями, то трудовой вклад теряет смысл.