Л.Н.Гумилев и его концепция пассионарности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Цель реферативной работы – изучить концепцию пассинарности, разработанную Л.Н. Гумилёвым.
Задачи:
Познакомиться с краткой биографией Л.Н. Гумилева и его основными работами;
Выяснить, что такое «пассионарность»;
Изучить теорию пассионарности Л.Н. Гумилева.

Содержание

Введение
1. Биография Льва Николаевича Гумилева
2. Основные работы Л.Н. Гумилева
3. Понятие пассионарности
4. Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева
5. Критика пассионарной теории этногенеза
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Л.Н.Гумилев и его концепция пассионарности..docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Эта гипотеза на современном  уровне наших знаний удовлетворительно  объясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача - описание феномена, а интерпретация  его причин может в будущем  варьировать, что не будет влиять на полученные нами результаты.

Также существуют уровни пассионарности. И есть 2 квалификации – базовая  и расширенная, по Л.Н. Гумилеву.

 

 

Базовая классификация.

1 - Пассионарность выше  нормы («пассионарность» в узком  смысле) проявляется в поведении  как предприимчивость, готовность  нести жертвы ради идеала, желание  и способность изменять мир,  в частности, свой ландшафт. Высокая  пассионарность есть рецессивный  признак.

2 - Пассионарность на уровне  нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать  в равновесии с окружающей  средой.

3 - Пассионарность ниже  нормы (субпассионарность) означает  склонность к лени, пассивности,  паразитизму и предательству.

Классификация Л.Н. Гумилева.

1 - Высший — шестой  уровень, жертвенный, человек без  колебаний готов пожертвовать  собственной жизнью. Примерами таких  личностей являются Жанна Д'Арк,  протопоп Аввакум, Александр Македонский.

2 - Несколько ниже лежит  пятый уровень — стремление  к идеалу победы — человек  вполне готов рисковать жизнью  ради достижения полного превосходства,  но идти на верную смерть  неспособен. Это патриарх Никон,  Петр I.

3 - То же самое, но  в меньшем масштабе, проявляется  на четвёртом уровне — стремление  к идеалу успеха. Примеры —  Леонардо да Винчи, А.С. Грибоедов,  С.Ю. Витте. Это

4 - Четвёртый уровень —  переходный.

5 - Ниже идут уровни, наиболее  характерные для фазы надлома  — стремление к идеалу знания  и красоты и ниже (то, что Л.Н.  Гумилёв называл «пассионарность  слабая, но действенная»). Тут за  примерами далеко ходить не  надо — это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты,  и т. д – третий уровень.

6 - Для выхода из фазы  надлома характерен второй уровень  — поиск удачи с риском для  жизни. Это искатель счастья,  ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный  рискнуть жизнью.

7 - Со снижением пассионарности  на смену им приходят другие  — пассионарии, стремящиеся к  благоустройству без риска для  жизни. Большинство современных  западных и российских миллиардеров  относятся к этому типу –  первый уровень.

8 - Ещё ниже стоит обыватель  — тихий человек, полностью  приспособленный к окружающему  ландшафту. Это нулевой уровень.  Количественно он преобладает  почти во всех фазах этногенеза, но лишь в инерцию и гомеостаз  является определяющим в поведении  этноса.

При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями — субпассионарии. Они  бывают двух уровней: −1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с  их взаимоистреблением и давлением  внешних причин происходит гибель этноса.

Л.Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не взаимосвязана со способностями личности, силой воли и т. д. Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно, как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

4.  Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева

Пассионарная теория этногенеза — гипотеза Льва Гумилева, описывающая  исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим  ландшафтом и другими этносами.

Этногенез (от греч. «этос» - «племя, народ» и «генезис» - «происхождение»), этническая история — процесс  сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный  этап этнической истории. По его завершении может происходить включение  в сложившийся этнос других ассимилируемых (ассимиляция - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих  отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)) им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает  типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Этнические системы.

Этнические системы являются одновременно:

·  биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам (семейная стая львов или приматов) или муравейникам;

·  формой приспособления людей к ландшафту;

·  взаимно комплиментарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;

·  группами людей со сходным стереотипом поведения;

·  группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;

·  устойчивыми эволюционирующими системами;

·  иерархическими структурами.

Этнические системы, в  общем случае, не являются следующими единствами:

·  языковыми;

·  религиозными;

·  культурными;

·  юридическими;

хотя и могут ими  быть.

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:

·  суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;

·  этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;

·  субэтнос;

·  конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;

·  консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.

Этническая система является результатом эволюции этнической единицы  более низкого порядка или  деградации системы более высокого; она содержится в системе более  высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Этнические системы более  высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого.

Этнические формы.

1) Химера - этническая форма  и продукт контакта несовместимых  (имеющих отрицательную комплиментарность)  этносов, принадлежащих к различным  суперэтническим системам. В её  среде расцветают антисистемные  идеологии.

2) Ксения - сочетание, при  котором один этнос – «гость»,  вкрапление в теле другого, - живёт  изолированно, не нарушая этнической  системы «хозяина». Например, в  Российской империи - колонии  поволжских немцев, присутствие  ксений безвредно для вмещающего  этноса.

3) Симбиоз - сочетание  этносов, при котором каждый  занимает свою экологическую  нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя  свое национальное своеобразие.  При симбиозе этносы взаимодействуют  и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма  контакта, повышающая жизненные  возможности каждого из народов.

4) Этническая антисистема  - системная целостность людей  с негативным мироощущением, которое  представляет собой специфическое  отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Очень важное понятие в  теории пассионарности Л.Н. Гумелева –  «пассионарные толчки».

Пассионарный толчок —  в пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного  признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Он наблюдается на поверхности Земли  в виде полос шириной порядка 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.

Анализируя различные  предположения о происхождении  пассионарных толчков, Л.Н. Гумилев  склонялся к гипотезе о том, что  толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как  никакими земными причинами не удается  объяснить их линейную форму и  огромную протяженность на поверхности  Земли. Есть внешние космические  причины – это, например, взрывы на Солнце, а есть внутренние причины  – это энергия центральной  части Земного шара, расплавленная  магма. Также Л.Н. Гумилев говорит  о наличии климатических циклов.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих  условий:

·  нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза;

·  сочетание двух или более ландшафтов на территории;

·  присутствие двух или более этносов на территории.

 

5.  Критика пассионарной теории этногенеза

Льва Гумилева иногда называют среди предшественников фолк-хистори (обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами).

Коллеги-историки жёстко критикуют  пассионарную теорию этногенеза и сделанные  на её основе частные выводы за слабую обоснованность  и политизированность.

Например, Виктор Шнирельман, доктор исторических наук, главный  научный сотрудник Института  этнологии и антропологии РАН, и  Сергей Панарин, завотделом стран СНГ  Института востоковедения РАН, главный  редактор журнала «Вестник Евразии», указывают, что Гумилёв, сам оставаясь  в рамках исторической науки, тем  не менее «...подготовил почву для  бурного произрастания разнообразных  творцов псевдоисторического бреда... с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев  своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей».

Л.С. Клейн считает, что  «предложенные Л.Н. Гумилевым обобщения  — рубежи периодов (фаз), их длительность, цифры — всё это построено  на песке. Потому что, какой смысл  говорить о начале существования  этноса или его конце, о его  преобразованиях, если неправильно, неубедительно  указаны его определяющие признаки, если нет критериев диагностики  — один и тот же это этнос  или уже новый?»

Яков Лурье указывает  на такие слабые моменты в теории пассионарности. По Гумилеву, «продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова  и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет», а  «до превращения этноса в реликт около 1200 лет». Однако Гумилев фактами  это не подкрепляет, а лишь ссылается  на «наблюдения этнологов», не называя  их. Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной  жизни народов» составляет 1200 лет) и  О. Шпенглера (время существования  «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет) и резонно добавляет, что  «никто из них не был этнологом  и не относил этот срок существования к этносу».

А.Л. Янов утверждает, что  отсутствие объективного критерия новизны  этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы  науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма (направление  в философии, признающее волю первоосновой всего сущего).

Янов указывает, что Гумилев  так изображает процесс рождения нового этноса: сначала возникают  «пассионарии», люди, способные жертвовать собой во имя возрождения и величия своего этноса, провозвестники будущего. Затем некий «страстный гений» сплачивает вокруг себя опять же «страстных, энергичных, неукротимых людей» и ведет их к победе. Возникает спор, разногласие, новое борется с «обывательским эгоизмом» старого этноса. Но, в конце концов «пассионарность» так широко распространяется посредством «мутаций», что старый этнос сдается на милость победителя. Из его обломков возникает новый.

По словам Янова, это всего  лишь универсальный набор признаков  любого крупного политического изменения, одинаково применимый ко всем революциям и реформациям в мире, например к Великой Французской революции. Вольтера и Дидро можно назвать  «пассионариями», сказать, что у  них возникло разногласие со старым феодальным этносом, что «наряду  с процессами распада появилось  новое поколение — героическое, жертвенное, патриотическое, что эта  пассионарность так широко распространилась по Европе, что старому этносу пришлось сдаться на милость победителя (Наполеона)».

Янов указывает, что Гумилев  подчеркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система  неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов  между этносами, а свобода для  Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем  самым вступить в «полосу свободы» (при которой) возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Янов считает, что Гумилеву не чужды антисемитские взгляды, поскольку о евреях Гумилёв говорит  следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, (они) начинают ее деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». Он также утверждает, что «учение Гумилева может стать идеальным фундаментом российской «коричневой» идеологии».

 

Заключение

После смерти Л.Н. Гумилева полемика вокруг теории пассионарности стала гораздо менее активной. Само же понятие «пассионарность» вошло в широкий лексикон.

Информация о работе Л.Н.Гумилев и его концепция пассионарности