Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

   Законы нравственности Кант  называл далее императивами (обязательными велениями), указывая, что императив - правило, которое характеризуется долженствованием. Императивы делились на условные («гипотетические») и безусловные («категорические»), которые обязательны при любых условиях..

   Оригинальность трактовки  Кантом соотношения между моральными  максимами и законами состояла в утверждении, что для каждого индивида всеобщий закон определяется через субъективные максимы, а не наоборот. Первая обобщённая Кантом формулировка «категорического императива» гласила: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего морального законодательства». Это значит, что человек всегда должен поступать так, чтобы он также мог желать превращения своей максимы во всеобщий закон.

   Вторая формулировка гласила: «Поступай так, чтобы ты всегда  относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

   «Полная формулировка» утверждала, что все максимы, ведущие к  всеобщему моральному «законодательству», должны находиться в согласии с «возможным царством целей». Кант заявлял, что разумное существо всегда должно рассматривать себя как законодательствующее в возможном царстве целей; что моральность индивидов заключается в строгом подчинении выработанному ими же законодательству, вследствие чего человека нельзя считать «главой» царства целей. Как итог, Кант писал, что моральность - необходимое условие для того, чтобы разумное существо было целью само по себе, т.е. царство целей - особого рода «мир разумных существ».

Соотношение морали и религии. В произведении Канта «Религия в пределах только разума» было:

1).Выражено давнее убеждение Канта, что мораль продуцируется человеческим разумом, а не устанавливается заповедями «божественного откровения». Кант считал, что для возникновения мораль не нуждается в религии, ей достаточно «практического разума».

2). «Мораль неизбежно ведёт к религии», т.е. человеку, чтущему моральный закон, неизбежно приходит на ум мысль о желательности существования потустороннего мира, в котором бы осуществлялось соответствие нравственным достоинствам людей высшее благо для них. Т.е. религиозная вера вторична и производна от морали. По Канту, превозносимая им моральная религия заключается только в стремлении сердца к соблюдению всех человеческих обязанностей как божественных заповедей. С точки зрения моральной религии все исторически реальные религии квалифицировались кантом как виды ложного богопочитания. Он считал, что, когда Бога почитают не нравственно добрым поведением в мире, а культовым поклонением ему, тогда Бог превращается в идола, и религия становится идолопоклонством. При этом подчёркивалось, что идея Бога создана самим разумом.

   При построении своей  этической концепции кант опирался  во многом на античный стоицизм, хотя во многом выходил за пределы этого учения. В завершающих этических сочинениях Канта проявляется его стремление к эпикуреизму.

Учение о свободе. Природа человека вовсе не есть изначально заданная и в принципе неизменная сущность. Нравственный облик существа определяется самим человеком.

  Кант разграничивает свободу  на внутреннюю (моральную) и внешнюю (правовую), которая может и должна быть обеспечена соответствующим государственным устройством. Но это разграничение не носит абсолютного характера, т.к. эталон справедливости формирует категорический императив.

  Гражданское общество - это  такой государственный строй, в  котором благодаря конституции становится возможным законодательное обеспечение свободы всех членов общества.

Гегель(1770- 1831)- считается вершиной немецкой классической философии. Является создателем грандиозной философской системы, стремящейся охватить весь мир и представить его в виде целостности.

  Основа его философии  – онтология (проблемы бытия, идея  тождества бытия и мышления, законы внешнего мира и бытия одинаковы). «Все действительное разумно, все разумное действительно».

         Понятие об абсолютной идее или мировой разум.

Абсолютная идея – духовное и разумное начало мира. развитие идеи в себе самой (чистое мышление)

  1. развитие идеи в форме природы (постичь себя через организации материи)
  2. развитие идеи в человеческую историю и мышление (развитие идеи в духе: объективный дух, субъективный дух, абсолютный дух)

          Гегелевская философия истории.

История человечества делится на 3 эпохи:

    • восточная (абсолютный дух раскрыл себя через цивилизации Востока),
    • античная (абсолютный дух переходит к грекам и римлянам),
    • германская (христианская) (абсолютный дух переходит к народам Западной Европы).

  Диалектический метод Гегеля  предполагает рассмотрение всех  явлений и принципов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался по преимуществу в целях совершенствования ораторского искусства. Диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности.

Гегель характеризовал диалектику как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона:

1).Закон перехода количественных  изменений в качественные;

2). Закон взаимопроникновения противоположностей;

3).Закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами первоначального бытия идеи.

Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов и  явлений выступает как их специфика, оригинальность, неповторимость, т.е. то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойство предмета - это способность его определённым образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

          Мера  — это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы  Гегель рассматривал как бесконечный процесс.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка.

Скачок — это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а  нового качества ещё нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое—уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями.

Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закон, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями:

  • Тождество — категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу.  
  • Различие — это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу.
  • Противоположность — это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.
  • Противоречие — это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество: Северный полюс в магните не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный.

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий: каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленности  процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старое новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие».

Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие.

Маркс(1818 – 1883), доктор философии. Считал что философия это наука. Внешний мир это природа + то, что создано людьми из природы. Практика первична по отношению к духовной культуре и может носить общественный характер.  Люди существуют в реальности. Практика – критерий истины. Народ – творец истории, «бытие определяет сознание».

В центр своей философии стремиться поставить человека и человеческое. Социальные  отношения человека рассматривал как  определяющие силы человеческой истории. Общественное  отношение соответствует стадии развития материальных сил производства,  все это составляет экономическую структуру общества.  Он полагал, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующим производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции. Ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производственные силы будут развиты и более высокие производственные отношения никогда не появятся прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества. Под производственными отношениями он понимал отношения между владельцем завода и рабочим, землевладельцем и наемным рабочим. Они составляют экономическую структуру общества. Любая сторона жизни по Марксу определяется материальными  факторами. Он верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни и человеческой природы. Внимание его было направленно на материальную и физическую, а не  духовную реальности. По Марксу  сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в размерах частной собственности. Он стремился показать что капитализм нес сам в себе семена собственного разрушения. Марксизм критиковал капитализм. Он указывал новые перспективы общества, поднял и развивал глубокое понимание человеческой природы и свободы.

Информация о работе Лекции по "Философии"