Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Таинственные силы вызывают смешанное чувство страха и уважения по отношению к ним. Это поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию (образу) бога как  высшего существа, достойного поклонения. Таким образом, на основе религиозных верований формируются религии, как более систематизированный вариант мировоззрения.

 Важной особенностью религиозного  мировоззрения становится вера  как особое состояние, чувство, настроение, переживание человека. Внешней формой  проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов.

Подобно мифологическому, религиозное мировоззрение выполняет значимые для человека функции. Помимо мировоззренческой (дает человеку целостное представление о мире и месте человека в нем) и культурно-воспитательной функций (сохраняет роль своеобразного универсального "учебника"), она играет иллюзорно компенсаторную роль. Поскольку в ней сильна потусторонняя сторона человеческого бытия, религия  противопоставляет его как лучшее по сравнению с посюсторонним миром. Соответственно при определенных условиях жизнь человека после смерти может оказаться значительно лучше. 

На уровне религиозных представлений религиозное мировоззрение сохранило мифологичность в ответах на универсальные вопросы: о мире, человеке и боге. Однако, если мифологическое сознание "законсервировалось" на ступени несистематизированного миропонимания, то в ряде религий произошли существенные изменения, они "достроили" свои здания до теоретического уровня. Произошла систематизация вероучения в сторону большей доказательности и убедительности. Самым ярким примером тому стало христианство, в котором, благодаря "соединению" с философией родилась христианская теология.

  1. Научное мировоззрение – возникло в античности. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о мире. В основе научного мировоззрения лежит опора на разум и логический анализ. Главная функция – объяснительная, преобразовательная.
  2. Философия  - изначально была связана с наукой. В основе философского мировоззрения также лежит опора на разум и логику, это касается классической философии. Древние греки определяли философию как знание единого во всем.

            Предмет философии.

filos – любовь

sofia – мудрость

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека;

                    - есть поиск человеком ответов  на главные вопросы своего  бытия;

                    - ответы на 4 вопроса: что я могу  знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? (по Канту);

                    - (Гуссерль) функция свободной и  универсальной теоретической рефлексии (рефлексия – способность сознания к самоанализу).

Философия родилась примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Древней Индии и в Древнем Китае.  При этом только древнегреческая философия полностью освободилась от "мифологической оболочки" и стала  рациональным мировоззрением, тогда как на Древней Востоке этого не произошло, и философские учения в большей или меньшей степени сохраняли иррациональность, мифологичность.

В рамках философского мировоззрения, прежние мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Слово “философия” стало синонимом зарождающейся теоретической мысли, философское мышление воплотило в себе стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе.

Кроме познания мира, “любовь к мудрости” предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Философия, "выросшая" из мифологического мировоззрения, унаследовала и его универсальные вопросы.

Предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Но ведь это основные темы  всякого мировоззрения.

В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего, в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему философия - это теоретическое мировоззрение, система взглядов. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеке. Важно подчеркнуть, что для философского мышления характерно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Проблема “мир — человек” является, по сути, универсальной, выступает как  абстрактное выражение практически любой философской проблемы и может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Без знаний, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Подлинный философ, на взгляд Канта, - это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Потому так важна нравственная сторона философского мировоззрения. Философия в самом высоком ее значении воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностями людей, прежде всего - с нравственными ценностями. Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье, достоинство, высокий нравственный долг.

            Функции философии.

  1. Мировоззренческая
  2. Методологическая – выработка способов достижения целей и задач
  3. Гуманистическая или моральная – состоит в поиске, выработке нравственных идеалов.
  4. Прогностическая или культурологическая – задача предсказания будущего

          Структура философского знания.

  1. Онтология (бытие, сущее – ontos) – наука о фундаментальных основах бытия. Категории: материя, пространство, время. Связана с теоретической физикой и математикой.
  2. Гносеология (gnosis) – философское учение о познании. Категории: истина.
  3. Логика (logos – слово) – дисциплина о законах правильного мышления. Отец логики – Аристотель.
  4. Антропология (antropos – человек)
  5. Этика – философское учение о морали, нравственности, учение о счастье, о добродетелях, о добре и зле.
  6. Эстетика – философская дисциплина, которая изучает две сферы явлений:

- ценностного отношения человека  к миру (аксиология),

- сфера художественной деятельности  человека, анализа этой деятельности.

Эстетика – философия прекрасного или философия искусства.

  1. Социальная философия – философское учение об обществе как целостной системе.
  2. Политическая философия – анализ форм и типов государственного устройства.
  3. Философия истории, историософия – анализ исторического процесса, попытка заглянуть в будущее.
  4. Философия науки, философия техники – выявление закономерностей, природа научной революции.
  5. История философии – анализ развития философских идей во времени.

 

14 вопрос

Онтология (учение о бытии).

Смысл проблемы бытия. Концепция бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Учение о материи, ее видах, уровнях организации, формах существования. Проблема бесконечности мира в пространстве и времени.

    ontos – бытие, сущее

              Философский смысл проблемы бытия.

Бытие – все то, что существует. Антитеза бытия – небытие, ничто. Бытие – абсолютная категория, небытие – относительная категория, так как однозначно изменение данного вида бытия в небытие.

    Аспекты бытия:

  1. вопрос о границах мира (существует ли мир везде и всегда или он ограничен во времени и пространстве).
  2. вопрос о единстве мира (мир существует по единым законам или законы различны)
  3. вопрос о внутренней логике развития мира (изменения в мире случайны или закономерны)

               Философское учение о материи.

Материя – вещество (до конца 19 в.), 19 в. – развитие науки показывает, что материя может существовать как поле.

  • вещество имеет дискретную природу (прерывную)
  • поле имеет континуальную структуру (непрерывную)

К началу 19 в. – идея того, что материя представлена двумя формами: веществом и полем.

     Современное представление  о материи:

  • вещество
  • поле
  • физический вакуум

   Материя – объективная  реальность, существующая вне и  независимо от человеческого  сознания и отраженная им.

      Свойства материи:

  1. объективность – независимость от человеческого сознания; материя не исчезает, а переходит в другие формы, закон сохранения материи
  2. способность к отражению – дает возможность исследовать материю
  3. структурность и организованность – способность организовывать внутренние структуры

   Выделяют несколько уровней  организации материи:

  •               à  микромир (действуют ядерные силы) 

      материя à макромир (элементарные, гравитационные силы)

                    à мегамир (сопоставление с человеком, космические масштабы)

 

  •          àнеживая природа

материя àживая природа

               àсоциальный мир

 

        Движение материи и его формы.

Долгое время материя понималась как космос, пассивное начало. Движение она получала от божественного перводвигателя. В 18 в. в философию приходит идея о самодвижении материи (Д.Толанд, П.Гольбах). Движение техническое.

В 20 в. понимание движения материи расшифровывает Энгельс. Он называет 5 видов движения:

  • механическое
  • физическое (связано с концепцией поля: изменение силы излучения, напряженности)
  • химическое (структурная перестановка атомов)
  • биологическое (рост организма, старение)
  • социальное (развитие общества)

 Все формы движения связаны  между собой в виде субординации (более высокие формы строятся  на основе более низких).

        Выделятся 2 основных  типа движения:

  • движение с сохранением устойчивости предмета или его качества (механическое движение)
  • движение с изменением качества (химическое движение)

                                                   процесс развития

                                                     /                       \

                                        развитие с               развитие, связанное с

                усложнением структуры              упрощением (регресс)

                          объекта (прогресс)

          Проблема бесконечности мира  в пространстве и времени.

Кант считал эту проблему неразрешимой.

  1. Математическая бесконечность – понимание бесконечности как чисто количественной характеристики. 1-2-3-….-бесконечность
  2. Космологическая, релятивистская бесконечность – связана с теорией относительности Эйнштейна – гравитационное поле способно искажать прямолинейное пространство.Пространство вселенной может оказаться замкнуто само в себя, следовательно вселенная окажется конечной.
  3. Интенсивная бесконечность – вопрос о пределе делимости материи в пространстве и времени.

             Концепции бытия.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат. - множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос».

Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга.

Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм. Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Идеалистический монизм характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Информация о работе Лекции по "Философии"