Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций
1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;• торжество индивидуализма;• широкое распространение идеи социального равенства
Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения ( XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;•
Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.
2. Гуманизм как философское
направление получил
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и
По своему жанру гуманистическая
философия сливалась с
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;• восхваляет человека;• отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал,Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":• ниспровергал церковные авторитеты;• критиковал схоластику за искусственность, надуманность инеистинность;• в центр мироздания ставил человека;• верил в возможности человека и его разум;• был сторонником равенства мужчины и женщины;• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм —
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы: • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); • признать за человеком полную свободу выбора;• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения ( XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.Представители натурфилософии:• обосновывали материалистический взгляд на мир;• стремились отделить философию от теологии;• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;• Вселенная не имеет центра и бесконечна;• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;• число миров во Вселенной бесконечно;• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:• изобрел телескоп;• с помощью телескопа исследовал небесные тела;• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;• исследовал динамику падения тел;• доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:• наблюдении;• выдвижении гипотезы;• расчетах воплощения гипотезы на практике;• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
14. ф.Бэкон как основоположник философии Нового времени.
Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон имел намерение написать большой труд «Великое восстановление наук», который бы излагал основы понимания, но успел закончить лишь две части труда «О достоинстве и приумножении наук» и знаменитый «Новый Органон», в котором излагаются и обосновываются принципы новой для этого времени индуктивной логики.
Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания и природе о природе произошли крупнейшие открытия, в философии всё ещё царствовала теология и схоластика.
Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному человеческому мышлению.
Бэкон насчитывает четыре «идола», препятствующих достоверному познанию: 1 – «идолы рода», находящие своё основание в самой природе человека, или в самом роде людей «Ибо можно утверждать. Что чувство человека – есть лира вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства так и ума, относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает две вещи в искривленном, обезображенном виде».
2 – «идолы» или «призраки
пещеры», которые представляют
собой заблуждения отдельного
человека, происходят от индивидуальных,
прирожденных свойств каждого
или полученных вследствие
4 – «идолы театра» или
«призраки театра» - заблуждения,
основанные на преклонении
Критика Бэконом человеческих заблуждений направлена была против схоластики и пустой силлогистики, имела огромное методологическое значение, она обосновывала необходимость трезвого, научного подхода к вопросам познания.
Знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. По мнению философа люди должны быть хозяевами и господами природы. Б. Рассел писал о Бэконе «его обычно рассматривают как автора изречения «знание-сила», и хотя, возможно, у него были предшественники… он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы».
Бэкон считал, что степень господства человека над силами природы зависит от уровня развития его знаний «ибо человек слуга и истолкователь природы, столько он совершает и понимает, сколько постиг в её порядке делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может… знание и могущество человека совпадают». Именно поэтому человечеству нужна «новая наука», предметом которой была бы природа, и которая превратила бы природу в «царство человека».
Бэкон считал, что по своему
назначению всё познание должно быть
познанием естественных причинных
связей явлений, а не посредством
фантазирования «О разумных целях провидения»
или о «сверхъестественных
Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта. Истинный ученый, - считает Бэкон, - подобен пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».
Величайшая заслуга Ф. Бэкона в разработке экспериментально-индуктивного метода или индуктивной логики. Этой проблеме он посвятил своё главное сочинение «Новый органон», названное в противоположность старому «Органону» Аристотеля. Бэкон выступает не столько против подлинного изучения Аристотеля, сколько против средневековой схоластики, толкующей данное учение. Существо своей новой логики Бэкон определяет как науку, которая «учит и наставляет разум», которая «исходит не только из природы ума, но и из природы вещей, которая и везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами».
Существо логики Френсиса Бэкона составляет перенесенный из естествознания в философию и детально разработанный им аналитический опытный метод, для которого характерны материалистический эмпиризм, широкое применение анализа и индукции. При этом Бэкон резко осуждает словесно-силлогический метод, особенно его идеалистический вариант, который идет «от слов к словам».