Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;• торжество индивидуализма;• широкое распространение идеи социального равенства

Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения

1. В философии эпохи  Возрождения ( XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

• гуманистическое;• неоплатоническое;•  натурфилософское;• реформационное;•  политическое;• социалистическо-утопическое.

Последние три течения  принято объединять под общим  названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства  и Церкви.

2. Гуманизм как философское  направление получил распространение  в Европе в XIV - середине XV вв. Его  центром была Италия.

К основным чертам гуманизма  относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая  философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты  одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим  названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;• восхваляет человека;• отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал,Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":• ниспровергал церковные авторитеты;• критиковал схоластику за искусственность, надуманность инеистинность;• в центр мироздания ставил человека;• верил в возможности человека и его разум;• был сторонником равенства мужчины и женщины;• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм — идеалистическое  направление в философии, которое  ставило своей целью строгую  систематизацию учения Платона,  устранение из него противоречий  и его дальнейшее развитие. Особого  расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.Теоретики неоплатонизма:• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);• едины идея и материя;• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);

 

• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что  доказывается математически (вписанный  в круг квадрат при бесконечном  увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы: • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); • признать за человеком полную свободу выбора;• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

4. В период Позднего  Возрождения ( XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.Представители натурфилософии:• обосновывали материалистический взгляд на мир;• стремились отделить философию от теологии;• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:• Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;• Вселенная не имеет центра и бесконечна;• Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);• звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;• число миров во Вселенной бесконечно;• все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;• не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г .Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:• изобрел телескоп;• с помощью телескопа исследовал небесные тела;• доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;• исследовал динамику падения тел;• доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:• наблюдении;• выдвижении гипотезы;• расчетах воплощения гипотезы на практике;• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.

 

14. ф.Бэкон как основоположник философии Нового времени.

Родоначальником английского  материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон имел намерение написать большой  труд «Великое восстановление наук», который  бы излагал основы понимания, но успел  закончить лишь две части труда  «О достоинстве и приумножении наук»  и знаменитый «Новый Органон», в  котором излагаются и обосновываются принципы новой для этого времени  индуктивной логики.

Как материалист и основоположник гносеологического принципа эмпиризма, Бэкон критикует средневековую  схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и  умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания и природе о природе произошли крупнейшие открытия, в философии всё ещё царствовала теология и схоластика.

Бэкон подчёркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться  правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые  обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному  человеческому мышлению.

Бэкон насчитывает четыре «идола», препятствующих достоверному познанию: 1 – «идолы рода», находящие  своё основание в самой природе  человека, или в самом роде людей  «Ибо можно утверждать. Что чувство  человека – есть лира вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства так и ума, относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает две вещи в искривленном, обезображенном виде».

2 – «идолы» или «призраки  пещеры», которые представляют  собой заблуждения отдельного  человека, происходят от индивидуальных, прирожденных свойств каждого  или полученных вследствие воспитания. 3 - «идолы площади», представляющие  собой заблуждения, основанные  на взаимной связанности людей,  выражающиеся в неверном понимании  речи «Люди объединяются речью.  Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы… Слова прямо насилуют разум, смешивая всё, и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям».

4 – «идолы театра» или  «призраки театра» - заблуждения,  основанные на преклонении перед  авторитетами, в частности, авторитетами  общепринятых философских учений.

Критика Бэконом человеческих заблуждений направлена была против схоластики и пустой силлогистики, имела огромное методологическое значение, она обосновывала необходимость  трезвого, научного подхода к вопросам познания.

Знание рассматривалось  Бэконом как источник могущества людей. По мнению философа люди должны быть хозяевами и господами природы. Б. Рассел писал о Бэконе «его обычно рассматривают как автора изречения  «знание-сила», и хотя, возможно, у  него были предшественники… он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы».

Бэкон считал, что степень  господства человека над силами природы  зависит от уровня развития его знаний «ибо человек слуга и истолкователь  природы, столько он совершает и  понимает, сколько постиг в её порядке  делом или размышлением и свыше  этого он не знает и не может… знание и могущество человека совпадают». Именно поэтому человечеству нужна «новая наука», предметом которой была бы природа, и которая превратила бы природу в «царство человека».

Бэкон считал, что по своему назначению всё познание должно быть познанием естественных причинных  связей явлений, а не посредством  фантазирования «О разумных целях провидения»  или о «сверхъестественных чудесах. Словом, истинное знание – есть знание причин и поэтому наш ум выводит  из тьмы и обнаруживает многое в  том случае, если он устремляется верным и прямым путем к нахождению причин».

Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень  – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта. Истинный ученый, - считает Бэкон, - подобен пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых  цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».

Величайшая заслуга Ф. Бэкона в разработке экспериментально-индуктивного метода или индуктивной логики. Этой проблеме он посвятил своё главное  сочинение «Новый органон», названное  в противоположность старому  «Органону» Аристотеля. Бэкон выступает  не столько против подлинного изучения Аристотеля, сколько против средневековой  схоластики, толкующей данное учение. Существо своей новой логики Бэкон  определяет как науку, которая «учит  и наставляет разум», которая «исходит не только из природы ума, но и из природы вещей, которая и везде  будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами».

Существо логики Френсиса Бэкона составляет перенесенный из естествознания в философию и детально разработанный  им аналитический опытный метод, для которого характерны материалистический эмпиризм, широкое применение анализа  и индукции. При этом Бэкон резко  осуждает словесно-силлогический метод, особенно его идеалистический вариант, который идет «от слов к словам».

Информация о работе Лекции по "Философии"