Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций
1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм
Опытно-аналитический метод Бэкон характеризует как орудие новой науки и решающее условие её успеха.
Основой научного метода по Бэкону является индукция, которая исходит из ощущения и восприятия отдельных фактов шаг за шагом доходит до общих систем. Индукцию он связывает с анализом – выделением простейших элементов или «натур» и «форм». Философ различает обычную, повседневную индукцию и научную индукцию.
Для индукции как для научного метода важна правильная организация наблюдения и эксперимента, а также умение получать и правильно обрабатывать фактические данные.
В «Новом Органоне» говорится также и о дедукции, которая определяется как «выведение новых опытов из аксиом».
Разработанный Бэконом индуктивный метод в противовес узкому эмпиризму, идущему от одного частного опыта к другому, позволяет по мнению ученого открывать достоверные истины и законы природы.
Индуктивный метод Бэкона сыграл положительную роль в развитии опытных наук о природе. Некоторые философы (напр. Рассел) считали этот метод сам по себе, а его одностороннее метафизическое применение, некоторая недооценка философом познавательной роли дедукции. В этом проявляется метафизический метод мышления, присущий для данной эпохи.
Прогрессивная роль метода Бэкона
высоко оценена последующими философами.
К. Маркс называл Ф. Бэкона родоначальником
английского материализма и всей
современной экспериментирующей науки.
Хотя сам Бэкон на был естествоиспытателем-
15. Понятие субстанции у Декарта,
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.
Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.
От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.
Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.
Дуализм Рене Декарта
В целом - дуализм
Декарта, имеющий два
1 дуализм души и тела
в человеке. Две субстанции - мыслящая
и телесная, протяженная, совершенно
отделенные друг от друга.
2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.
Итог: посредством этих
двух проявлений дуализма
Спиноза. Учение о субстанции
Учение Декарта развил Нидерландский философ - Спиноза (1632 - 1677). Он противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. Он отвергал представление о мышлении, как об особой субстанции. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную субстанцию. Эта субстанция является причиной самой себя и находится вне сознания и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог - есть существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.
Спиноза начинает свой главный труд "О боге" с учения о бытии. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя свойствами - протяжением и мышлением. Материя способна мыслить, а мышление человека - это частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось, как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.
Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, желание и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей с которыми человек вступает в контакт.
Огромное достоинство философии С. заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира: единство конечного бесконечного, необходимости и свободы и т.д. Спинозе принадлежит формулировка: "Свобода - есть вынужденная необходимость".
Ярким представителем рационализма был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) немецкий философ, логик и разносторонний учёный.
Лейбница можно считать
объективно-идеалистическим
16. Субъективный идеализм Бэркли и агностицизм Юма
ИДЕАЛИЗМ — философское направление, противоположное материализму в
решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности
духовного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с
догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его
богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего
неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму
и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм
противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология).
Марксизм-ленинизм все
разновидности идеализма
объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или
безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный
идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако
различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно, Многие
объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма;
с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко
переходят на позиции объективного идеализма. В истории философии
объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта,
Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма. была философия
Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древн.
идеализму, вообще — тесная
связь с религиозно-
Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества,
когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с
крайним мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее
выражена в эпоху сред
(Августин, Фома Аквинский).
Перестройка объективного
прежде всего Фомой Аквннским, основывалась на фальсифицированном
аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической
философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой
как целевое начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро
распланировал конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в
буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических
мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением
субъективного идеализм стала гносеологическая часть системы Беркли и философии
Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей
в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны,
субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания,
обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое признание
сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая
тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а
объективно-идеалистическая—в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля,
который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.
Беркли - английский философ
(1685 - 1763). Выступал с критикой понятий
материи, как вещественной основе тел,
а так же теорией Ньютона о
пространстве, как вместилище всех
природных тел, и учение Локка
о происхождении понятий
В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".
То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.
Беркли был не только священником
и философом, но и психологом. Он
доказывал, что мы воспринимаем лишь
свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют
на наши органы чувств. Но мы не схватываем
сути самой вещи. Чувственные впечатления
- это феномены психики. При этом
Б. говорит об относительности наших
восприятий и состояния субъекта.
Своеобразие философии Д. Беркли
заключается в том, что он стремился
защитить религию от материализма.
С этой целью идеи материализма он
истолковывает в субъективно-