Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

Опытно-аналитический метод  Бэкон характеризует как орудие новой науки и решающее условие  её успеха.

Основой научного метода по Бэкону является индукция, которая  исходит из ощущения и восприятия отдельных фактов шаг за шагом  доходит до общих систем. Индукцию он связывает с анализом – выделением простейших элементов или «натур»  и «форм». Философ различает обычную, повседневную индукцию и научную  индукцию.

Для индукции как для научного метода важна правильная организация  наблюдения и эксперимента, а также  умение получать и правильно обрабатывать фактические данные.

В «Новом Органоне» говорится  также и о дедукции, которая  определяется как «выведение новых  опытов из аксиом».

Разработанный Бэконом индуктивный  метод в противовес узкому эмпиризму, идущему от одного частного опыта  к другому, позволяет по мнению ученого открывать достоверные истины и законы природы.

Индуктивный метод Бэкона сыграл положительную роль в развитии опытных наук о природе. Некоторые  философы (напр. Рассел) считали этот метод сам по себе, а его одностороннее  метафизическое применение, некоторая  недооценка философом познавательной роли дедукции. В этом проявляется  метафизический метод мышления, присущий для данной эпохи.

Прогрессивная роль метода Бэкона высоко оценена последующими философами. К. Маркс называл Ф. Бэкона родоначальником  английского материализма и всей современной экспериментирующей науки. Хотя сам Бэкон на был естествоиспытателем-экспериментатором, но активно пропагандируя свой метод, он сыграл большую роль в развитии именно этого направления в науке.

 

15. Понятие субстанции у Декарта,Спинозы и Лейбница

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классичес­кой традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее самораз­вития. С. неизменна в отличие от меняю­щихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. тракто­валась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциаль­ных формах (номинализм, реализм). В философии Но­вого времени категория С. трактовалась достаточно ши­роко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного ос­нования бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохра­няется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель опре­делял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.

Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

 

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии  в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут  быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

Дуализм Рене Декарта

 В целом - дуализм  Декарта, имеющий два проявления:

1 дуализм души и тела  в человеке. Две субстанции - мыслящая  и телесная, протяженная, совершенно  отделенные друг от друга. Декарт  говорит, впрочем, о шишковидной  железе, в которой они соединяются,  но это рассуждение не имеет  последствий. В целом между  ними пропасть. Мыслящая субстанция  не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная  субстанция (имеет пространственные  параметры). Декарт отбрасывает признание  существования тела; оставляет мыслящую  внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.

2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.

 Итог: посредством этих  двух проявлений дуализма заострена  проблема соотношения мышления  и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты  решения этого вопроса: материализм,  идеализм (объективный и субъективный), дуализм.

Спиноза. Учение о субстанции

Учение Декарта развил Нидерландский философ - Спиноза (1632 - 1677). Он противопоставил дуализму Декарта  принцип монизма. Он отвергал представление  о мышлении, как об особой субстанции. Монизм Спинозы имеет пантеистический  характер: бог отождествляется с  природой. Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную субстанцию. Эта субстанция является причиной самой себя и находится вне сознания и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог - есть существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

Спиноза начинает свой главный  труд "О боге" с учения о бытии. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов  единой субстанции - единственный принцип  мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя свойствами - протяжением и  мышлением. Материя способна мыслить, а мышление человека - это частный  случай мышления вообще. Мышление трактовалось, как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.

Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, желание и  поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей с которыми человек вступает в контакт.

Огромное достоинство  философии С. заключается в обосновании  тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно  диалектическое понимание мира: единство конечного бесконечного, необходимости  и свободы и т.д. Спинозе принадлежит  формулировка: "Свобода - есть вынужденная  необходимость".

Ярким представителем рационализма был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) немецкий философ, логик и  разносторонний учёный.

Лейбница можно считать  объективно-идеалистическим плюралистом. Напомним, плюрализмом в философии  называется учение, признающее в отличие  от монизма и дуализма, множественность  первоначал мироздания. Субстанций, по мнению Лейбница, бесконечно много, их столько же, сколько вещей. Каждая вещи должна иметь свою отдельную  субстанцию. Эти субстанции Лейбниц  называет монадами (единицами). Тела, считает  Лейбниц, не могут быть субстанциями, поскольку любое тело сложно, то есть допускает бесконечное деление. Основными свойствами субстанции должны быть простота и активность. Именно такими и являются монады. Они нематериальны, просты, неделимы, из-за своей неделимости  они неуничтожимы. Монады наделены вечной жизнью, поэтому картину мира, сложившуюся у Лейбница в некоторой  степени можно назвать разновидностью гилозоизма. Таким образом, монады это  некие духовные атомы (то есть, неделимые  элементы), метафизические точки, не связанные  между собой. Лейбниц поэтому  и говорит, что «монады не имеют  окон». Бог объявляется Лейбницем высшей, верховной монадой, которая придаёт деятельности множества монад гармоничную согласованность. Бог исполняет функции своеобразного часовщика, настраивающего точный ход стрелок на множестве часов (монад). Поэтому в мире, по словам Лейбница, «всё дышит взаимным согласием» В этике Лейбниц в ходе разработки своей теодицеи уделяет внимание проблеме зла. Он разработал учение о 3 видах зла. 1. Метафизическое зло как несовершенство всех земных творений в сравнении с их создателем, 2. Физическое зло, под которым подразумевается всё, ведущее к страданию, 3. Нравственное зло как грех, порок, нарушение нравственных норм. Поскольку наш мир является наилучшим из возможных миров, зло, которое выпадает на долю каждого индивида, сколь бы несправедливым оно ему ни казалось, является необходимым условием мировой гармонии. Даже среди множества бедствий и страданий человек должен утешаться, что живёт в лучшем из возможных миров.

16. Субъективный идеализм  Бэркли и агностицизм Юма

ИДЕАЛИЗМ — философское  направ­ление, противоположное материализму в

решении основного вопроса  филосо­фии. Идеализм исходит из первичности

духов­ного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с

догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и  сотворенности его

богом. Идеализм рассматривает  созна­ние в отрыве от природы, в силу чего

неизбежно мистифицирует  его и про­цесс познания и часто приходит к скептицизму

и агностицизму. Матери­алистическому детерминизму последо­вательный идеализм

противопоставляет телео­логическую точки зрения (Телеология).

Марксизм-ле­нинизм все  разновидности идеализма подразделяет на две группы:

объективный идеализм, принимающий  за основу действительности личностный или

без­личный всеобщий дух, некое сверхин­дивидуальное сознание, и субъектив­ный

идеализм, сводящий знания о  мире к содержанию индивидуального  сознания. Однако

различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно, Многие

объективно-идеалисти­ческие системы содержат элементы субъективного  идеализма;

с другой стороны, субъ­ективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко

переходят на по­зиции объективного идеализма. В истории фи­лософии

объективно-идеалистические  учения первоначально возникают  на Востоке (Веданта,

Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма. была философия

Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойствен­ная древн.

идеализму, вообще — тесная связь с религиозно-мифологическими  пред­ставлениями.

Эта связь усиливает­ся в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества,

когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с

крайним мистициз­мом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее

выражена в эпоху сред­невековья, когда философия полностью подчиняется теологии

(Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма,  произведенная

прежде всего Фо­мой Аквннским, основывалась на фаль­сифицированном

аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической

философии после Фомы Аквинского стало понятие нематери­альной формы, трактуемой

как целе­вое начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро

распла­нировал конечный во времени и про­странстве мир, Начиная с Декарта в

буржуазной философии  нового времени по мере усиления индивидуалистиче­ских

мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим прояв­лением

субъективного идеализм стала  гно­сеологическая часть системы Беркли и философии

Юма. В философии Канта  с материалистическим утверждением о независимости «вещей

в себе» от соз­нания субъекта сочетается, с одной стороны,

субъективно-идеалистическое  положение об априорных формах этого  сознания,

обосновывающее агности­цизм, а с др.— объективно-идеалисти­ческое признание

сверхиндивидуаль­ного характера этих форм. Субъектив­но-идеалистическая

тенденция в даль­нейшем возобладала в философии Фихте,   а

объективно-идеалистиче­ская—в философии Шеллинга и, осо­бенно, Гегеля,

который создал всеобъем­лющую систему диалектического идеализма.

Беркли - английский философ (1685 - 1763). Выступал с критикой понятий  материи, как вещественной основе тел, а так же теорией Ньютона о  пространстве, как вместилище всех природных тел, и учение Локка  о происхождении понятий материи  и пространства.

В основе понятия материи  лежит допущение, что мы можем  образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия  вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как  таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается  без остатка на восприятие суммы  отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда  получается, что материя распадается  на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии".

То, что мы считаем материальными  объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего  в нас идеи, все на свете существует постоянно.

Беркли был не только священником  и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших  восприятий и состояния субъекта. Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, что он стремился  защитить религию от материализма. С этой целью идеи материализма он истолковывает в субъективно-идеалистическом  духе. Соглашаясь с тем, что человек  постигает мир с помощью ощущений, он превращает их в основу не только познания, но и нашего мировоззрения. Ощущения в понимании Беркли —  это единственная реальность, с которой  имеет дело познающий субъект. По Беркли, существуют лишь ощущения, а  материя не существует. Она —  предрассудок материалистов. Конкретные материальные вещи — это, согласно его представлениям, модификации  сознания.

Информация о работе Лекции по "Философии"