Лосев Алексей Федорович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Сферами приложения исследовательской активности Лосева были философия, богословие, филология и языкознание, эстетика, история культуры, история и теория музыки (перечисление же проблем, так или иначе затронутых Лосевым заняло бы много места). В отечественной гуманитарной культуре XX века трудно найти мыслителя такого масштаба и значения... Может быть, именно это делает недостаточными большинство характеристик, прилагаемых как к его личности, так и к его наследию, и заставляет предпринимать новые попытки их осмысления. И это тем более актуально, что за последнее десятилетие было издано множество ранее не известных или издававшихся малым тиражом работ Лосева, некоторые из них способны существенно расширить представление о Лосеве, как об уникальном мыслителе, и все они требуют детального изучения.

Содержание

Введение
Биграфия
«Философия есть жизнь»
«Философия имени»
«Диалектика есть подлинный и единственный возможный философский реализм»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЛОСЕВ.docx

— 48.38 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение, которое исходит из его апофатической  сущности, есть символизм. Раскрытый  эйдос сущности есть символ: он не содержит в себе всей своей сущности, ибо он «более невыразим и глубже, чем его видимость», но одновременно вся сущность полностью в нем пребывает, т. к. благодаря именно этому постоянному, повсеместному, цельному пребыванию становится возможной эта видимость в форме обособленного единства.

Сущность  как эйдетический символ, полный значения, есть внутреннее слово мира; оно  необходимо дополняется внешним  словом в том случае, если оно  переходит в свое материальное «инобытие» (меон как материя) и становится воплощенным фактом; в теле достигается окончательная реализация. Тело, говорит Лосев, есть «движущий принцип всякого выражения, проявления, реализации». Т. о., лосевский идеал-реалистический символизм есть также пансоматизм, подобный тому, какой мы находим у стоиков.

Эйдос, достигший выражения в телесном «инобытии», есть внешний мир, имя, образующее новый символический момент мира; символический в смысле объективности имени, «В имени как символе сущность впервые является всему иному, ибо в символе как раз струятся те самые энергии, которые, не покидая сущности, тем не менее частично являют ее всему окружающему». По этому учению, весь мир есть слово. «Если сущность имя и слово, то, значит, и весь мир, вселенная есть имя и слово, или имена и слова. Все бытие есть то более мертвые, то более живые слова. Космос — лестница разной степени словесности. Человек — слово, животное — слово, неодушевленный предмет — слово. Ибо все это — смысл и его выражение». «...Умное имя предмета и есть сам предмет, в аспекте понятности и явленности». И, тем не менее, слово, взятое изолированно, даже в его «человеческом» состоянии, все же лишено онтологической полноты: «Пусть слово мое есть самосознание и полнота эйдетической характеристики, но в слове своем изнутри я знаю только себя и не знаю другого; другого я продолжаю знать только внешне. А интеллигенция есть сознание себя как всего и всего как себя. Только в мифе я начинаю знать другое как себя и тогда мое слово—магично. Я знаю другое как себя и могу им управлять и пользоваться. Только такое слово, мифически-магическое имя, есть полное пребывание сущности в ином, и только такое слово есть вершина всех прочих слов». Множественность слов как психо-физио-физических процессов для выражения одного и того же объекта не нарушает этого учения, а просто показывает, что может быть подчеркнут то один, то др. момент в одном и том же космическом слове.

В своей книге Лосев разрешает  почти все частные проблемы языка. Но если бы оказались лингвисты, способные  понять его теорию, как и философию  языка С. Булгакова, то они столкнулись  бы с некоторыми совершенно новыми проблемами и были бы в состоянии  объяснить новым и плодотворным способом многие черты в развитии языка. Более того, они нашли бы путь преодолеть ассоцианизм и крайний  психологизм и физиологизм в теории языка.

 

 

Заключение

Обращаясь к общей характеристике воззрений  Лосева, следует отметить их общую  недоговоренность, объясняемую отсутствием  свободы мысли в Советской  России. Лосев слишком явно вынужден прятать свои подлинные мысли, избегать ясной и прямой формы в изложении  своей системы. Его метафизический идеализм прикрыт сложными, малодоступными феноменологическими анализами, а  его религиозное восприятие космоса, его «софиологические» идеи выражены как бы «между прочим». Тем не менее сила мысли Лосева такова, что и прикровенная форма изложения не может ослабить впечатления, которое создается его построениями.

Как христианский мыслитель Лосев сформулировал  главное явление последнего тысячелетия  — с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме  капитализма и социализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Биграфия
  3. «Философия есть жизнь»
  4. «Философия имени»
  5. «Диалектика есть подлинный и единственный возможный философский реализм»
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История русской философии: Учеб. Для вузов. М., 2001. С. 527-534.; См.
  2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т., Т.Н, Часть 2. С. 143.
  3. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 340.
  4. Интернет-сайт «ХРОНОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность Алексея Фёдоровича Лосева и его творчество поистине глобальны. Он прожил 95 лет (23 сентября 1893 - 24 мая 1988) и список его трудов составляет более 800 наименований, из них более 40 - монографии.

В.В. Зеньковский в своей «Истории русской философии» писал: «В лице Лосева русская философская мысль явила  такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных  созерцаний, что всем этим с бесспорностью  удостоверяется значительность того философского направления, которое впервые с  полной ясностью было намечено Вл. Соловьёвым». С.Л. Франк отмечал, что работы Лосева есть «свидетельство духовной жизни, духовного горения», а сам Лосев «несомненно выдвинулся в ряд первых русских философов». Также высоко оценил творчество Лосева Д. Чижевский .

Сферами приложения исследовательской  активности Лосева были философия, богословие, филология и языкознание, эстетика, история культуры, история и теория музыки (перечисление же проблем, так или иначе затронутых Лосевым заняло бы много места). В отечественной гуманитарной культуре XX века трудно найти мыслителя такого масштаба и значения... Может быть, именно это делает недостаточными большинство характеристик, прилагаемых как к его личности, так и к его наследию, и заставляет предпринимать новые попытки их осмысления. И это тем более актуально, что за последнее десятилетие было издано множество ранее не известных или издававшихся малым тиражом работ Лосева, некоторые из них способны существенно расширить представление о Лосеве, как об уникальном мыслителе, и все они требуют детального изучения. Всё вышесказанное позволяет понять, почему до сих пор так мало обобщающих работ, посвященных творчеству Алексея Федоровича.

Формирование научных интересов  и творческого самосознания А.Ф. Лосева происходило в непосредственной связи с русской религиозной  философией конца XIX начала XX вв., и основой  его мировоззрения, как и большинства  представителей этой традиции, было Православие. Специфика религиозно-философских  взглядов Лосева, составляющих стержень его мировоззрения, определила и  направленность его философии

 


Информация о работе Лосев Алексей Федорович