Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:24, реферат
При изучении темы контрольной работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены следующие издания: концепция власти в политической социологии М. Вебера, Проблема бюрократии у Макса Вебера. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии…6
Глава 2. Представления М. Вебера о власти и государстве……………8
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии…6
Глава 2. Представления М. Вебера о власти и государстве……………8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….16
Актуальность изучения работ Макса Вебера и Карла Маркса всегда была высокой, а в последнее время ещё более усилилась, так как сравнительно молодые науки политология и сравнительная политика, вошли в наиболее активную фазу своего развития. На постсовецком пространстве идеи Вебера и Маркса имеют широкое распространение. Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. В работах Маркса и Вебера можно найти ответы на многие вопросы, возникающие сегодня.
Власть и государство всегда были одной из центральных категорий политической науки. Многие исследователи считают, что власть - непременный атрибут политики, что она представляет собой ее главную проблему, в каком-то смысле ее основной нерв. Власть оказывается, тем чудесным средством, которое позволяет политике сформироваться в качестве особой стороны человеческой деятельности, связанный с ее целенаправленной организацией. В настоящее время существует глубоко разработанная теория власти, которая излагает современные представления о природе, характере, формах, возможностях, сферах власти. Особое место в ней занимает процесс взаимодействия человека с властными структурами, который составляет суть политических отношений.
В рамках классической социологии конца ХIХ - начала ХХ веков были сформулированы основные вопросы социальной природы власти и государства. Наибольший вклад в изучение проблемы власти и государства внесли К. Маркс и М. Вебер.
Существуют разные подходы к определению власти. М. Вебер подчеркивал, что в зависимости от ситуации говорят о власти отца над детьми, о власти денежного мешка, о власти юридической, экономической, духовной и т.д.
Необходимым компонентом власти является государство, с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. В политической науке до сих пор не сформировалось единое определение государства. Одним из определений является определение государства как аппарата организованного насилия, обладающего монопольным правом на издание законов в обществе.
Исходная позиция в трактовке государства по Марксу состоит в том, что ни одно государство не представляет интересы общества в целом. Оно есть орган подчинения общества интересам экономически господствующего класса.
Государство по Веберу -
это необходимый общественный институт.
Специфика государства в том,
что оно претендует на монополию
легитимного политического
Трактовки Маркса и Вебера отличаются тем, что последний считал главной характерной чертой современного общества бюрократическую рационализацию. Вебер, имея в виду обобществление средств производства в условиях социализма, не видел, и в этом его отличие от Маркса, никакого коренного преобразования. По его мнению, необходимость рациональной организации для получения наиболее дешевого продукта будет существовать независимо от революций, определяющих в государстве характер собственности на средства производства. Вебер (как в свое время А. Сен-Симон и О. Конт) не придавал решающего значения противоречиям между рабочими и предпринимателями и не верил в необходимость классовой борьбы для становления современного общества.
Как и Маркс, он говорил о типичной организации современного производства, которого «нигде кроме Запада не было и не могло быть», однако считал лишенным смысла противопоставление «социализм – капитализм», поскольку бюрократическая рационализация, как основа современного общества, выживает при любом режиме собственности.
Значительные расхождения между Вебером и Марксом мы находим и в понимании характера социальной структуры и условий социальной стратификации общества, в понимании государства, права и власти.
Целью моей работы является изучение концепций власти и государства в понимании Макса Вебера.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Изучить представления М. Вебера о власти и государстве.
Поставленная задача решалась следующими методами: синтеза и анализа, сравнения, обобщения и систематизации, установления причинно – следственных связей.
Предметом исследования является концепции государства и власти в понимании М. Вебера.
При изучении темы контрольной работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены следующие издания: концепция власти в политической социологии М. Вебера, Проблема бюрократии у Макса Вебера. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.
Глава 1. Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии.
Макса Вебера считают бесспорным классиком мировой социологии и политологии, энциклопедически образованным ученным, политическим и общественным деятелем. Он происходил из состоятельной и очень интеллигентной семьи. Наверное, под влиянием отца с ранних лет приобрел вкус к политике и гуманитарным наукам.
Среди его работ есть и такие, которые посвящены проблемам социологии политики, труда и экономики. Для немецких ученых 20-х годов, сообщает Р.Бендикс в своей рецензии, "Экономика и общество" Вебера являла неуклюжий документ исторической социологии, обязанный своим существованием традициям немецкого историцизма и пережиткам классического обучения конца XIX в., никак не связанного с потребностями текущего дня. Однако после второй мировой войны ситуация серьезно меняется. В центре внимания оказались политические идеи. Тогда же молодое поколение немецких социологов было занято ассимиляцией некоторых идей американской социологии. Естественно в подобном контексте веберовские работы могли быть восприняты совершенно не адекватно, так как в них содержалась критика того самого функционализма и интеракционистских моделей, которыми увлекалось молодое поколение немецких социологов. В то время как внимание немцев к социологии М.Вебера ослабевало, интерес американских социологов к веберовским сочинениям возрастал. С тех пор учения М.Вебера легли в основу американской социологии.
Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в.: а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс- пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок.
Из наиболее важных последних работ Вебера следует отметить его доклады "Политика как призвание и профессия" (1919) и "Наука как призвание и профессия" (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период.
Вебер считается крупнейшим
представителем немецкой исторической
школы политэкономии. Правовед по образованию,
он начинал свою деятельность с исследований
в области экономической
Глава 2. Представления М. Вебера о власти и государстве
Согласно классическому
Один из старейших
вопросов политической теории может
быть сформулирован следующим
Исполнителей может
Здесь Вебер вводит понятие, названное им "тремя чистыми типами законной власти":
1. Рациональные основания - в основе лежит вера в "законность" моделей или нормативных правил и в права тех, кто пришел к власти в их системе отдавать приказы (законная власть).
2. Традиционалистские основания
- в основе лежит вера в
3. Харизматические основания - в
основе лежит почтительное
В случае законной власти Вебер считает послушание следствием безличного порядка, определяемого требованиями закона. Таким образом, власть, которой обладает каждый индивид, определяется не его личными качествами, а занимаемым им постом или должностью. В противоположность этому при традиционалистской системе послушание определяется личностью лидера, который, согласно Веберу, "занимает освященную традицией властную позицию и руководствуется (в пределах данной сферы) этой традицией". И, наконец, при власти харизмы послушание, по мысли Вебера, определяется личными качествами лидера, которые, в идеале, "даруются ему судьбой".1 По мнению Вебера, одной из характернейших черт современной организации является именно наличие "законной власти", которая так или иначе связана с понятием бюрократии.
Вебер считал, что вера в законность власти является центральным элементом почти всех административных систем. Свой анализ "законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат" он начинает с изложения пяти концепций, определяющих законность полномочий. Олброу сводит их к следующей краткой схеме:
1. Может быть установлен
свод законов, требующий от
участников организации
2. Закон - это система
абстрактных правил, имеющих конкретные
приложения; в рамках именно такого
закона администрация
3. Человек, осуществляющий
властные функции, также
4. Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации.
5. Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, а безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.
Основываясь на этих концепциях, Вебер формулирует набор из восьми принципов структурирования законных властных систем (опять-таки, мы приводим их в том виде, в котором их формулирует Олброу):
1. Служебные обязанности
организуются па постоянной
2. Эти обязанности
относятся к различным
3. Должности образуют иерархическую структуру, при
этом оговариваются права контроля и подачи
исков.
4. Правила, которыми определяется ход
работ, могут быть как техническими, так
и юридическими, что в любом случае требует
привлечения компетентных работников.
5. Ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее членов, рассматриваемых в качестве частных лиц.
Информация о работе Макс Вебер - классик мировой социологии и политологии