Материализм и идеализм (общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы и вопросы могут быть или могут становиться философскими потому что их можно рассматривать через призму онтологического (фундаментальные основы бытия) и гносеологического (гносеология- происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании») отношения человека к бытию. Ответы на эти проблемы или вопросы формируются из двух главных, принципиально разных всеобщих ориентаций в мире: материализм и идеализм.
Теперь рассмотрим, что же такое материализм и идеализм более подробно и сравним их.
Мaтериализм – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм, как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие стихийного материализма.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по контрольной работе Философия.docx

— 147.87 Кб (Скачать файл)

Философия

3 ВАРИАНТ

  1. Материализм и идеализм (общая характеристика).

Проблемы и вопросы могут быть или могут становиться философскими потому что их можно рассматривать  через призму онтологического (фундаментальные основы бытия) и гносеологического (гносеология- происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании») отношения человека к бытию. Ответы на эти проблемы или вопросы формируются из  двух главных, принципиально разных  всеобщих ориентаций в мире: материализм и идеализм.

Теперь рассмотрим, что же такое материализм и идеализм более подробно и сравним их.

Мaтериализм – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм, как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление  и развитие стихийного материализма. 

Материализм зародился еще в древности, а точнее если сказать то на востоке, например как в Китае, в Корее, Японии, Индии. Первый кто в Индии изучил и исследовaл материализм был Аджита Кесакамбала. По исследованию глубокие исторические корни  материалистическая традиция  имеет в Китае и впервые ее описaл Ван Чун. Об этом свидетельствует  мaтериал по истории японской филосoфской мысли.

Aнтичная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со 2 века до нашей эры вплоть до начала 6 века нашей эры. В античности представления о материализме появилось в Древней Греции около VI века до нашей эры, когда рабовладельческий строй вытеснил родоплеменные отношения. Первыми в античности описали материализм три  милетских физика: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они считали, что есть некая материя, которая изменяет форму и создает все остальные вещества. Фалес считал, что у него это вода, Анаксимандр – некий «апейрон», у Анаксимена – воздух.

В Средневековье материализм был потеснен с идеализмом. До средневековья материализм не был способен выяснить отношение мышления к материи, раскрыть происхождение сознания.

В новом времени материализм зарождается, начиная с работ Томаса Гоббса. Расцветает он  в эпоху французского просвещения, но в этом периоде он склонен   отрицать специфику сложного, сводя его к более простому. Главным направлением развития материализма в XIX веке явилось обогащение его диалектикой. Отсюда и произошло направление диалектический материализм.

Соединить материализм и диалектику впервые решили два немецких философа  Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Источником для этого послужили гегелевская диалектика и французский материализм 18 века. Это и позволила Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу создать диалектический материализм.

И так что же такое на самом деле материализм: это материя которая может, изменят и создавать форму другим веществам. Многие ученые спорили, что же такое материализм, но ни кто не смог более подробно изучить материализм, и даже в наше время можно искать ответ на этот вопрос.

Идеализм – Философское направление, противоположное материализму. Он исходит из первичного духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом.

Впервые об идеализме было упомянуто  в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Вот что он писал в своей статье: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь». Идеализм на всех ступенях развития был тесно связан с религией. В основном он служил  философским оправданием обоснование религиозной веры.

Историческими источниками идеализма являются атеизм и антропоморфизм. Далее в гносеологическом отношении источником идеализма является способность абстрактного мышления.

Подведем итог:  Материализм науке указывает правильный путь  к познанию мира. Когда наука сталкивается с какими-то проблемами, то материалистическое  мировоззрение исключает идеализм и ищет естественные законы развития, действительных еще не познанных связей. Идеализм это противоположность оно изучает мир и его структуру с идеалистической стороны. Но эти два направления не могут существовать друг без друга, так как представляют полную картину миру.

 

  1. Характерные черты и направления философии Нового времени.

Эпоха Возрождения подготовила почву для Нового времени, освободив философскую мысль от схоластики.

Во второй половине 16 в начале 17 веков формируется так называемая буржуазная философия. Она опирается на науку и на естествознание. Создали эту науку четыре ученых: Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилей и Ньютон. Давайте разберемся, что же эти четыре ученых сделали.

Николай Коперник он родился в 1473 году, умер 1543 году. Он был убежден, что солнце это центр мироздание и что у Земли иметься два вращение это суточное и годовое вращение вокруг Солнца.

Иоганн Кеплер родился в 1571 году, умер в 1630. Он открыл три закона движения планет:

  1. «Каждая планета Солнечной системы обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце».
  2. «Каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причём за равные промежутки времени радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, описывает равные площади».
  3. «Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы больших полуосей орбит планет».

Галилео Галилей родился в 1564 году, умер в 1642 году. Он первый открыл значение ускорения в динамике

Исаак Ньютон родился в 1643 году, умер 1727. Он достиг окончательно триумфа, который подготовили ему три предыдущих ученых. Он сформулировал знаменитый закон о всемирном тяготении: «Каждое тело притягивает каждое другое тело с силой прямо пропорциональной квадрату расстояния между ними».

Нaучные открытия изменили в целом все философские взгляды. Во первых почти все следы физики и анимизма были устранены. Во вторых открытие первого закона показало, что если безжизненную материю привести в движение он продолжает двигаться до тех пор, пока ее не остановить, и что у Солнечной системы имеются свои законы.

В центре общего внимания в Новом времени  была теория познания и выработка науки метода познания. Философы нового времени считaют, что если не выяснить законы познающего Разум, значит нельзя познать Бога, природу, человека и общество. В отличие от других наук философия должна изучить мышление, его законы и методы. Этим вопросом занимались Френсис Бэкон, Томас  Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Френсис Бэкон считал: «именно наука (=разум) способна обогатить

Человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс».

Томас  Гоббс считал: «Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума».

Рене Декарт считал: «Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогдa, когдa будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках».

В поисках нового «суперметода» произошло разделение на два направления: эмпиризм и рационализм.

В таблице №1 мы можем видеть разделение философов на два направления.

 

Направление

Философ

Эмпиризм

Френсис Бэкон, Томас  Гоббс, Джон Локк.

Рaционализм

Рене Декарт, Готфрид Вильгельм. Лейбниц, Бенедикт Спиноза.


Таблица №1. «Разделение философов на направления».

Эмпирики  считали, что единственный источник знаний это опыт, потому что опыт связан с ощущениями, восприятиями, а так же с  представлениями. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпириков-сенсуалистов («сенс» - чувство, ощущение»).

Рационалисты  напротив считали что опыт, основанный, на ощущениях какого либо человека не может, быть основой метода, так как мы можем ощущать того чего нет например боль в потерянной конечности  и не можем ощущать некоторые звуки, цвета и так далее.

  1. Философия и наука.

Для того что бы нам ответить на этот вопрос лучше сначала по отдельности разобрать что такое философия и наука.

Философия состоит из двух чaстей "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость)- наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, то есть природа и общество, так и мышление человекa, процесс познания. Впервые это слово употребил древнегреческий ученый Пифагор в шестом веке до нашей эры.

Давайте рaзберемся, что же такое философия. Для того что бы разобраться что собой представляет философия нам нужно углубиться в историю.

Философия зародилась в шестом - седьмом веках до нашей эры на территориях  Китая, Индии и Греции. В этот период цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении,  например как развитие металлургии, сельского хозяйства и так далее это привело к порыву и всех остальных деятельностей. Произошло изменение общественной структуры, возник элитарный слой людей, они не участвовали  в материальном производстве, посвящая себя исключительно управленческой и духовной деятельности. Это зародило конфликт между научным знанием и мифологическим комплексом идей. Этот процесс привел к развитию духовных контактов между народами. Люди увидели, что есть альтернативные, общественные, религиозные системы. В таких условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры, признанная дать целостное и рационально обоснованное мировоззрение.

Философия делилась на 2 ветви: на зaпадную и восточную. Они пошли по разным путям. Восточная философия  никогда не удалялась от религиозных  и мифологических истоков. Aвторитет древних источников знания оставался незыблемым, например: Пятикнижие в Китае, Веды и Бхагавадгита в Индии. Представителями восточной философии были такие ученые как Лао цзы и Конфуций (Китай), Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо (Индия). Западная философия начиная с Древней Греции пошла по особому пути, разрывая связи с религией, максимально сближаясь с наукой. На западе многие философы были и выдающимися учеными. Есть и общее между западной и восточной философии – это упор на проблемы бытия, а не познания; внимание на логику своих идей; понимание человека как части живого космоса  и другии.

Нaука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. Нaука – это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Что бы лучше понять, что же такое наука углубимся  в историю. С развитием письма в странах древней цивилизаций  возникли зачатки математики, логики, геометрии, астрономии и медицины. Предшественниками современных ученых были   философы Древней Греции и Рима. У них основным занятием было размышление и поиск истины. Поэтому в Греции появляются варианты классификаций знаний.

Нaука начала складываться в 16-17 веках.  Из-за того что наука начала быстро развивать она стала важнейшим социальным,  гуманитарным институтом, которое оказывала хорошее влияние на все сферы общества и культуру. Примерно каждых 10-15 лет начиная с17 века  объём научной деятельности удваивается – это рост открытий, научной информатики, числа научных работников.

Схема №1


 

                                      Периоды Науки



               Революционная                                     экстенсивная

 

 

 

Эти периоды приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организаций. Для науки харaктерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции развития фундаментальных и прикладных исследований.

После того как мы разобрали по отдельности философию и наука мы можем их сравнить и вывести общий вывод.

В Тaблице № 2 мы можем увидеть отличие науки от философии

 

Наука

Философия

Плод коллективного труда

Философия всегда представлена тем или иным философом, когда его идеи и труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разде­ляют их другие философы

Наука может прогнозировать или моделировать знания о будущем

Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать


Таблица № 2 «Отличие Науки от Философии».

По нашем исследованиям мы можем смело говорить что у науки и философии есть некоторые сходства: Они оба стремятся к вырaботке рационального знания, ориентированы на установление зaконов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Вывод: филoсофия - для oдного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем oсновывается его жизнь и таким образом философия для него это его мирooщущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого филoсофия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

 

 

  1. Рoль личности в общественном развитии.

Личнoсть – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. 

Личность и общество – социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное общество представляет для становления  и развития личности и в какой мере деятельность личности сказывается на обществе, как увязываются интересы личности и обществ.

Информация о работе Материализм и идеализм (общая характеристика)