Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:21, реферат
Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.
1)Психоаналитическая философия
2) Современные представления об уровнях организации материи.
3)Предмет гносеологии.
4) Смысл проблемы сознания
5) Насилие и ненасилие в истории культуры.
6) Общество как совокупность отношений.
7) Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.
Когда же мы говорим
о человеческом обществе в целом,
то имеем в виду такое объединение,
которое включает в себя всех людей.
Без этого общество было бы лишь
известным количеством
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
Общество на любой
ступени его развития – это
многостороннее образование, сложное
сплетение множества
Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации людей. Не смотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.
В заключение ещё
раз можно подчеркнуть, что общество
– это целостная система
Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.
Под глобальными проблемами человечества
понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом,
а вместе с ним и отдельные регионы и страны.
Глобальные проблемы следует отличать
от региональных, локальных и частных.
Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.
Первая группа глобальных проблем – интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мира в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений – это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.
Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.
Третья группа глобальных
проблем – это проблемы, связанные
е взаимодействием человека и
общества (проблемы народонаселения, здравоохранения,
образования). В данном случае проблема
природы и общества – это проблема
биологических основ жизни
В 1968 году небольшая группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб, международную неправительственную организацию, цель которой – понимание проблем современного мира в их совокупности, рекомендации правительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами. Глобальные проблемы сцепились между собой, как щупальца огромного спрута, опутав всю планету. Уже нельзя отделить экономику от экологии, психологические проблемы от политических. Необходимо совершенно новое, планетарное мышление, способное уловить связь между социальной несправедливостью и инфляцией, неграмотностью и голодом, психическими расстройствами и социальной нестабильностью, энергетическим кризисом и демографическими проблемами.
Антропосоциогенез – двуединый процесс становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез).
Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции.
Натурализм (от лат. Naturalis – созданный природой) – приверженность не ко всей жизни, не к действительности вообще, а преимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той стороне человеческой природы, которая роднит нас с животными.
Библиография
1. Гуревич П.С. Основы философии:
2. Канке В.А. Философия.
Исторический и
2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
3. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. В.Н.Лавриенко. Москва.: ЮНИТИ . 1997 г.
4. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 576 с.
5. Поршнев Б.Ф.
О начале человеческой истории.
6. Спиркин А.г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
7. Халин К.Е. Философия: Учебник для ссузов. – М.: «Приор-издат». 2004. – 234 с.
8. Яценко Н.Е.
Толковый словарь
Информация о работе Место и роль философии в человеческой культуре