Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа
Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.
Текст работы
Контрольная работа №6
Тема: «Гносеология
–
философское учение о познании»
Задание 1.
Абстракция
– отвлеченное
понятие, теоретическое обобщение опыта.
Агностицизм –
учение о реальности недоступных познанию
вещей.
Восприятие –
целостный образ, отражающий непосредственно
воздействующие на органы чувств
предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика
–
направление в философии, которое исследует
теорию и практику истолкования,
интерпретации, понимания.
Гипотеза
– научное
предположение, выдвигаемое для объяснения
какого-либо явления.
Гносеология
–
философская теория познания.
Заблуждение
–
знание, не соответствующее своему предмету,
не совпадающее с ним.
Глупость
– умственная
ограниченность, неспособность к здравому рассуждению;
неумный поступок; неумное
высказывание, неумная мысль без проверки.
Знание
–
результаты познания, научные сведения.
Незнание
– область
преимущественно рационального планирования
познавательной деятельности.
Интуиция
– это
непосредственное неосознанно
полученное знание.
Иррационализм
–
философское учение, настаивающее на ограниченности
познавательных возможностей
разума, мышления и признающее основным
родом познания интуицию, чувство,
инстинкт и т.п.
Истина
–
знание, соответствующее своему предмету, совпадающее
с ним.
Категория
–
общее понятия, отражающее наиболее существенные
связи и отношения реальной
действительности и познания.
Критерий
истины
– объективность: конечная обусловленность
реальной действительностью, опытом,
практикой и независимостью содержания
истинного знания от отдельных людей.
Метод
– способ
познания.
Методология
–
учение о методах.
Моделирование
–
метод исследования определенных объектов
путем воспроизведения их характеристик
на другом объекте – модели, которая представляет собой
аналог того или иного фрагмента
действительности.
Наблюдение
–
целенаправленное пассивное изучение
предметов, опирающиеся в основном на
данные
органов чувств.
Наука
–
выработка и теоретическая систематизация
знания.
Объект
– то,
что существует вне нас и независимо
от нашего сознания, явление внешнего
мира.
Субъект
–
познающий и действующий человек, существо,
противостоящее внешнему миру как
объекту познания.
Парадигма
–
совокупность убеждений, ценностей, технических
средств, принятых научным
сообществом и обеспечивающих научную
традицию.
Парадокс
– это
неожиданное высказывание, апория – это
затруднение, недоумение,
трудноразрешимая задача.
Понимание
– постижение
смысла того или иного явления, его места
в мире, его функции в системе целого.
Предметная
область – множество объектов, рассматриваемых
в пределах данного контекста.
Представление
–
это образы тех предметов, которые когда-то
воздействовали на органы чувств
человека и потом восстанавливаются по
сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм –
направление в философии, согласно которому
основой как бытия, так и познания
является разум.
Рефлексия
– размышление
о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция
– переход,
сведение сложного к простому.
Сенсуализм
– философское
направление, признающее ощущения, восприятия
единственным источником познания.
Скептицизм
теория – философское направление, подвергающее
сомнению возможность познания
объективной действительности.
Факт
– явление
материального или духовного мира, ставшее
удостоверенным достоянием нашего
знания, это фиксация какого-либо явления,
свойства отношения.
Эксперимент
–
активное и целенаправленное вмешательство
в протекание изучаемого процесса,
соответствующее изменение объекта или
его воспроизведение в специально
созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический
– 1.
Прил. к «», свойственный
эмпиризму.
2. Прил.
к «», опытный,
данный в опыте.
Эмпиризм
–
философское направление, признающее
чувственное восприятие и опыт единственным
источником познания, недооценивающее
значение понятий, теоретических обобщений
при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема
– структура,
существенно обусловливающая возможность
определенных взглядов, концепций,
научных теорий и собственно наук в тот
или иной исторический период.
Эпистемология
–
то же, что теория познания.
Задание второе
Познавательный
процесс как единство чувственного и абстрактно
мысленного (сочинение)
1. Процесс
познания как движение мысли от «живого
созерцания» к абстрактному мышлению
и от
него к практике.
В недалеком
прошлом считалось, что познание имеет
две ступени: чувственное отражение
действительности и рациональное отражение.
Затем, когда все больше прояснялось,
что у человека чувственное в ряде моментов
пронизывается рациональным, стали
приходить к мнению, что ступенями (или
уровнями, этапами) познания являются
эмпирическое и теоретическое, а чувственное
и рациональное – это способности,
на базе которых формируются эмпирическое
и теоретическое.
С нашей
точки
зрения, такое представление более адекватно
реальной структуре познавательной
деятельности, однако оно нуждается в
дальнейшей конкретизации и терминологическом
уточнении. При таком подходе не замечается еще один,
причем исходный уровень
познания – «живое созерцание»; этот этап
познания оказывается не выделенным из
эмпирического. Между тем живое созерцание
имеет место при обыденном и
художественном познании, в то время как
эмпирический уровень характерен только
для особого вида познавательной деятельности
- научного познания. Да и научное
познание невозможно без опоры на живое
созерцание.
Живое
созерцание – это скорее не познавательная
способность, а результат реализации
этих способностей или сам процесс познания
указанной стороны объектов [7].
Процесс
познания во всех своих существенных моментах
связан с практикой.
Практика
– это
основа формирования и развития познания
на всех его ступенях, источник знания,
критерий истинности результатов процесса познания [1].
Таким
образом,
познавательное и практическое взаимосвязаны,
друг без друга не существуют.
2. «Живое
созерцание», или чувственное познание,
его особенности, формы и роль в процессе
познания
Чувственное
познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством
органов чувств –
зрения, слуха, осязания и др., которые
у человека есть «продукты всемирной
истории», а не только биологической эволюции.
Кроме
того, у
человека имеются возможности для значительного
расширения диапазона
чувствительности. Во-первых,
это изготовление и применение приборов,
позволяющих воспринимать рентгеновские
лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что
в повседневной практике не требуется
воспринимать и что не характеризует его
уже только как биологическое существо.
Во-вторых, это мышление, мыслительная
деятельность человека, обладающая по
сути дела, неограниченными возможностями
для познания объективной действительности.
Мысль стала направлять органы чувств
на отражение таких сторон, которые в других
ситуациях не могли стать объектом
отражения.
Будучи
моментом
чувственно-предметной деятельности (практики),
живое созерцание осуществляется
в трех формах: ощущения, восприятие, представление.
Ощущения
представляют собой отражение в сознании
человека отдельных сторон, свойств
предметов и явлений материального мира,
а также внутренних состояний организма,
непосредственно воздействующих на органы
чувств. Ощущения подразделяются на
зрительные (играющие наиболее важную
роль), слуховые, осязательные, вкусовые
и
обонятельные. В зависимости от других
оснований выделяют ощущения тактильные
(ощущения прикосновения), температурные,
болевые, вибрационные, ощущения
равновесия, ускорения и др. Ощущения,
как правило, выступают в качестве
компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие –
это целостный образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании в
совокупности всех сторон, синтез данных
отдельных ощущений [7]. При этом
восприятие не сводится к суме отдельных
ощущений, а представляет собой
качественно новую ступень чувственного
познания с присущими ей особенностями.
Среди последних наиболее важными считаются
предметность, целостность,
структурность, константность и осмысленность.
Следует
иметь в
виду, что восприятие зависит не только
от раздражителя, но и от самого
воспринимающего субъекта,
от его прошлого опыта: при восприятии
какого-либо
предмета активизируются и следы прошлых
восприятий. Кроме того, содержание
восприятия определяется и поставленной
перед человеком задачей и мотивами его
деятельности. Из видов восприятий чаще
всего выделяют восприятие пространства,
времени и движения.
Представление
–
это обобщенный чувственно-наглядный
образ предмета, воздействовавшего на
органы
чувств в прошлом, но не воспринимаемого
в данный момент. Сюда относят образы
памяти , образы воображения и др.
По сравнению с восприятием в представлении
отсутствует непосредственная связь с
реальным объектом. Это обычно
расплывчатый, усредненный, нечеткий образ
предмета, но уже в нем совершается
элементарное обобщение с выделением
некоторых общих признаков и отбрасыванием
несущественных, случайных.
Для живого
созерцания в целом характерно отражение
внешнего мира в наглядной форме,
наличие непосредственной связи человека
с реальной действительностью, отражение
преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения
внутренних
зависимостей на основе первоначального
обобщения чувственных данных.
В заключение
отметим, что роль чувственного отражения
действительности в обеспечении всего
человеческого познания очень значительна:
-органы
чувств
являются единственным каналом,
который непосредственно связывает человека
с
внешним предметным миром;
- без
органов
чувств человек не способен вообще ни
к познанию, ни к мышлению;
- потеря
части
органов чувств затрудняет, осложняет
познание, но не перекрывает его
возможности;
- рациональное
базируется на анализе того материала,
которые дают нам органы чувств;
- регулирование
предметной деятельности осуществляется,
прежде всего, с помощью информации,
получаемой органами чувств;
- органы
чувств
дают тот минимум первичной информации,
который оказывается необходимым, чтобы
многостороннее познать объекты, чтобы
развивать научное знание.
3.
Абстрактно-мысленное постижение мира,
его особенности, формы и роль в познании
Значение
способности человека к чувственному
отражению действительности
велико. Но ее
сила является и ее слабостью: человек
остается привязанным к конкретной
ситуации. Хотя он и может ориентироваться
в окружающей обстановке, все же этого
недостаточно, чтобы преобразовывать
природу, предметы окружающего мира в
своих
интересах.
В связи
с этим
возникает потребность в отграничении
того, что свойственно объектам самим
по
себе, от того, что связано с состоянием
человеческого организма. Все это
требовало, в свою очередь, развития способностей
к свободным представлениям, к
выходу за рамки непосредственно данной
в органах чувств ситуации.
Практическая,
трудовая
деятельность и в этом случае оказалась
основой процесса перерастания
сенситивной способности в новую, связанную
с зачатками разума. Так, трудовые
операции требовали все большего
умения отчленять, т.е. абстрагировать
одни
признаки вещей от других.
Большую
роль в
развитии способности к абстракциям сыграло
возникновение и формирование языка в
целях общения.
Итак, благодаря
выработке способности к свободным представлениям, связанным
со словом,
способность к сопоставлению представлений,
их анализу, выделению общих
признаков предметов и их синтезу, стало
возможным формирование особого рода
представлений.
Исходной
и
ведущей формой абстрактно-мысленного
отражения объектов является понятие.
Понятие – форма мышления, отражающая
общие закономерные связи, существенные
стороны, признаки явлений, которые закрепляются
в их определениях [1]. Сами
понятия подлежат обобщению. В научном
познании функционируют частнонаучные,
общенаучные и всеобщие (философские)
понятия. Понятия выражаются в языковой
форме – в виде отдельных слов.
Наряду
с
понятиями абстрактно-мысленная способность
человека включает и другие формы
рационального освоения действительности,
такие как, суждение и умозаключение.
Суждение – это форма мысли, в которой
посредств понятий утверждается или
отрицается что-либо о чем-либо.
Понятие
и
суждение выступают «кирпичиками» для
построения умозаключений, которые
представляют собой моменты движения
мышления от одних суждений и понятий к
другим, выражают процесс получения новых
результатов в познании. Умозаключение
–
рассуждения, в ходе которых логически
выводится новое суждение (заключение
или
вывод).