Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:18, контрольная работа
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. В наше время развитие цивилизации требует компетентности и доброй воли людей.
Развитие ж человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).
1. Научное познание и его структура.
2. Понятие метода.
3. Общелогические приемы познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание - фиксация
средствами естественного или
Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько видов эксперимента:
1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический и т.д.
Среди научных методов
теоретического исследования выделяют
формализацию, оксиомотический метод
и гипотетико-дедуктивный
Формализация –
это отображение
Аксиоматический метод
- способ построения научной теории,
основанный на некоторых исходных
положениях – оксиомах (постулатах),
из которых остальные все
Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция – выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:
1. способов (методов) самой познавательной активности;
2. характером достигаемых научных результатов.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое ж познание – это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.
В эмпирическом познании
преобладает чувственный
Любое научное исследование
предполагает не только движение «вверх»,
ко всему более совершенному, разработанному
теоретически аппарату, но и движение
«вниз», связанное с ассимиляцией
эмпирической информации.
Использованные
материалы:
1. П.В. Алексеев, А.В. Панин.
Теория познания и диалектика. Москва,
Высшая школа. 1991г.
2. В.В. Ильин. Теория познания.
Эпистемалогия. Москва. Изд-во мгу, 1974
3. Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru
Информация о работе Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания