Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. В наше время развитие цивилизации требует компетентности и доброй воли людей.
Развитие ж человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).

Содержание

1. Научное познание и его структура.
2. Понятие метода.
3. Общелогические приемы познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

Наблюдение –  целенаправленное восприятие явлений  объективной действительности.

Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение – сравнение  объекта по каким-либо сходным свойствам  или сторонам.

Эксперимент -  наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления при повторении условий.

Существует несколько   видов эксперимента:

1)    лабораторный,   2) естественный,  3)  исследовательский,  4)  проверочный,  5)  воспроизводящий,  6)  изолирующий,   7)  количественный,  8) физический, 9) химический  и т.д.

Среди научных методов  теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический  метод  и гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация –  это отображение содержательного  знания в знаковой  форме (формализованный  язык).

Аксиоматический метод -  способ построения научной теории, основанный на некоторых  исходных положениях – оксиомах  (постулатах), из  которых остальные все утверждения  этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для  вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других)  формулируются  специальные правила вывода.

Гипотетико-дедуктивный  метод -      это создание системы дедуктивно связанных  между  собой гипотез, из которых  в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических  (опытных)  фактах. (Дедукция – выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.

Гипотеза исследования  -  это научно обоснованное предположение  о структуре изучаемого явления  или о характере  связей  между  его компонентами.

Таким образом, эмпирический  и теоретический  уровни исследования различны. Это различие  основано на неодинаковости:

1. способов (методов) самой познавательной активности;

2. характером достигаемых научных  результатов.

Для эмпирического  познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские  программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание  экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение.

Теоретическое ж  познание – это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием  выступают  понятия, категории, законы, гипотезы и др.  Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.

В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом – рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх»,  ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.  
 

   
 
 
 
 
 
 

 Использованные  материалы: 

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г. 

2. В.В. Ильин. Теория познания. Эпистемалогия. Москва. Изд-во мгу, 1974 

3. Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru

Информация о работе Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания