Метофизическое представление об устройстве мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А одной из форм формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности самых разнообразных проявлений бытия и мира. Именно эта претензия на познание закономерностей провоцирует вывод о том, что философия может бьпь уподоблена частным наукам. Возникают варианты «научной» философии, что приводит к массе противоречий в трактовке самой философии, ее истории.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

Общая гносеологическая проблематика также дает нам самые разнообразные  варианты ее решения в философии; Есть философские направления, представители  которых не признают познаваемости  мира. Есть философские концепции, исходящие  из познаваемости мира, хотя и выводящие  эту познаваемость из разных начал, как материалистических, так и  идеалистических. Имеются философские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя его к воздействию объекта на субъект или отрицающие возможность познания части бытия, например социального.

Однако все они затрагивают  именно предельные характеристики и  условия процесса познания, выявляя  смысл познавательной деятельности как таковой. Для представителей частных наук такие вопросы могут  показаться, с точки зрения предмета их наук, просто бессмысленными. Здесь  вопрос о том, возможно познание или  нет, не может даже ставиться, ибо  тогда не будет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе сомневаться в  ее реальности.

Аксиологический уровень. Человек, живя в мире, является существом  одухотворенным. Он не только познает  мир, но и живет в нем как  его часть, эмоционально переживая  свое существование, взаимоотношения  с другими людьми, свои права и  обязанности. Познавая и переживая  мир, человек в некоторых ситуациях  осознает целый ряд, если так можно  выразиться, трагических компонентов  своего существования: невозможность  абсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериев  добра, красоты, истины и пр. Человеку свойственно в ряде случаев ориентироваться  на абсолютные мировоззренческие установки, на веру. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого  существования, их обоснованность и  необходимость.

Таким образом, аксиология -- это раздел метафизики, который направлен  на выявление всеобщих ценностных оснований  бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое  и не законы его познания (хотя и  это ей может быть интересно), а  прежде всего человеческое отношение  к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которой  это отношение формируется и  развивается. Иначе говоря, аксиология -- философское учение о бытии  истинных ценностей, выступающих прочным  основанием целеполагающей и оценочной  деятельности человека и позволяющих  ему вести творческое и гармоничное  существование в мире.

Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем в летний полдень березу, растушую на берегу Волги. Если мы задаемся вопросами о  причинах возникновения березы, о  соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение  березы будет типично онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными  на закономерностях существования  березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: а каково соотношение  чувственного и рационального в нашем постижении березы или доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе, то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным. Но, глядя на березу, я могу отнестись к ней с сугубо аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурса ее видения. Береза на берегу Волги может выступить для меня символом России -- воплощением ее воли, необъятной шири и нравственной чистоты. Впрочем, я могу отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь сочной зеленью ее кроны на фоне синевы волжских вод и полдневных, залитых солнцем небес. Наконец, мое человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если я прозаически прикидываю, сколько из нее может получиться дров на зиму.

Ясно, что жесткие границы  между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, однако в историческом плане налицо любопытная закономерность: хотя все  разделы метафизики наличествуют в  философии с самого ее начала; тем  не менее первоначально формируется  онтология (в рамках европейской  традиции -- уже у греков); позднее, с XYІ--XVІІ вв., начинается бурное развитие гносеологии; а аксиология кристаллизуется  как относительно автономный метафизический раздел философского знания очень поздно -- на рубеже ХІХ--XX вв.

Праксеологический уровень. Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром  и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для  своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески  использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя  познанные им закономерности, может  направить течение каких-то событий  в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления  о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить  и такие преобразования, которые  становятся угрозой существованию  самого человечества. Философия в  этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании  познания истины и ее сочетания с  общечеловеческими ценностями и  интересами некую общую систему  норм данной деятельности, ее параметры  и ограничения.

Для разных уровней философии  характерны определенные философские  дисциплины. Однако, поскольку философия  представляет целостное знание, не все они однозначно можно отнести  к какому-то одному уровню, а кроме  того, имеются как бы вспомогательные, но необходимые для философии  дисциплины. Помимо онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие  основные дисциплины, существуют и отдельные дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Некоторые из них были в составе философии всегда (например, логика), а некоторые сформировались относительно недавно (например, философия языка или философия техники).

Таким образом, метафизика есть, по существу, фундаментальное основание  философии в целом, философии  в ее чистом виде, и дальнейшая дифференциация философских дисциплин реализуется  лишь внутри общего метафизического  пространства, ибо в той или  иной степени любая конкретная философская  дисциплина (от эстетики до философии  религии) представляет собой ту или  иную конкретизацию общих метафизических ракурсов исследования (онтологического, гносеологического, аксиологического и праксеологического), а также  сложившихся в истории философии  фундаментальных метафизических (или  философско-теоре-тических) ходов мысли. В представленном учебнике мы рассмотрим в первую очередь онтологический и гносеологический уровни метафизики, являющиеся определяющими по отношению  к двум другим, хотя проблематика послалистических, так и идеалистических. Имеются философские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя его к воздействию объекта на субъект или отрицающие возможность познания части бытия, например социального.

Однако все они затрагивают  именно предельные характеристики и  условия процесса познания, выявляя  смысл познавательной деятельности как таковой. Для представителей частных наук такие вопросы могут  показаться, с точки зрения предмета их наук, просто бессмысленными. Здесь  вопрос о том, возможно познание или  нет, не может даже ставиться, ибо  тогда не будет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе сомневаться в  ее реальности.

Аксиологический уровень. Человек, живя в мире, является существом  одухотворенным. Он не только познает  мир, но и живет в нем как  его часть, эмоционально переживая  свое существование, взаимоотношения  с другими людьми, свои права и  обязанности. Познавая и переживая  мир, человек в некоторых ситуациях  осознает целый ряд, если так можно  выразиться, трагических компонентов  своего существования: невозможность  абсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериев  добра, красоты, истины и пр. Человеку свойственно в ряде случаев ориентироваться  на абсолютные мировоззренческие установки, на веру. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого  существования, их обоснованность и  необходимость.

Таким образом, аксиология -- это раздел метафизики, который направлен  на выявление всеобщих ценностных оснований  бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое  и не законы его познания (хотя и  это ей может быть интересно), а  прежде всего человеческое отношение  к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которой  это отношение формируется и  развивается. Иначе говоря, аксиология -- философское учение о бытии  истинных ценностей, выступающих прочным  основанием целеполагающей и оценочной  деятельности человека и позволяющих  ему вести творческое и гармоничное  существование в мире.

Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем в летний полдень березу, растушую на берегу Волги. Если мы задаемся вопросами о  причинах возникновения березы, о  соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение  березы будет типично онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными  на закономерностях существования  березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: а каково соотношение  чувственного и рационального в  нашем постижении березы или доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе, то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет  теоретико-познавательным. Но, глядя  на березу, я могу отнестись к  ней с сугубо аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и  от онтологического, и от гносеологического  ракурса ее видения. Береза на берегу Волги может выступить для  меня символом России -- воплощением  ее воли, необъятной шири и нравственной чистоты. Впрочем, я могу отнестись  к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь сочной зеленью  ее кроны на фоне синевы волжских вод  и полдневных, залитых солнцем  небес. Наконец, мое человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если я прозаически  прикидываю, сколько из нее может  получиться дров на зиму.

Ясно, что жесткие границы  между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, однако в историческом плане налицо любопытная закономерность: хотя все  разделы метафизики наличествуют в  философии с самого ее начала; тем  не менее первоначально формируется  онтология (в рамках европейской  традиции -- уже у греков); позднее, с XYІ--XVІІ вв., начинается бурное развитие гносеологии; а аксиология кристаллизуется  как относительно автономный метафизический раздел философского знания очень поздно -- на рубеже ХІХ--XX вв.

Праксеологический уровень. Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Для разных уровней философии  характерны определенные философские  дисциплины. Однако, поскольку философия  представляет целостное знание, не все они однозначно можно отнести  к какому-то одному уровню, а кроме  того, имеются как бы вспомогательные, но необходимые для философии  дисциплины. Помимо онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие  основные дисциплины, существуют и  отдельные дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Некоторые из них были в  составе философии всегда (например, логика), а некоторые сформировались относительно недавно (например, философия  языка или философия техники).

Таким образом, метафизика есть, по существу, фундаментальное основание  философии в целом, философии  в ее чистом виде, и дальнейшая дифференциация философских дисциплин реализуется  лишь внутри общего метафизического  пространства, ибо в той или  иной степени любая конкретная философская  дисциплина (от эстетики до философии  религии) представляет собой ту или  иную конкретизацию общих метафизических ракурсов исследования (онтологического, гносеологического, аксиологического и праксеологического), а также  сложившихся в истории философии  фундаментальных метафизических (или  философско-теоре-тических) ходов мысли. В представленном учебнике мы рассмотрим в первую очередь онтологический и гносеологический уровни метафизики, являющиеся определяющими по отношению  к двум другим, хотя проблематика последних  также будет вплетена в ткань  изложения.

Информация о работе Метофизическое представление об устройстве мира