Мировоззренческие и методологические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 09:59, реферат

Краткое описание

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский
философ Н. А. Бердяев: "Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски" ("Самопознание". М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Содержание

§ 1. Мировоззренческие функции философии
§ 2. Методологические функции философии

Вложенные файлы: 1 файл

мировоззренческая функция.docx

— 62.44 Кб (Скачать файл)

разобщению, а, наоборот, - к их взаимному  цементированию. Однако разобщение наук

далеко не преодолено, а на отдельных  участках научного знания оно иногда даже

усиливается. И, несмотря на это, тенденция  к интеграции, к синтезу наук

становится не только все более  заметной в наше время, но и доминирующей.

ровне науки в целом  философия выступает в качестве одного из необходимых

факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов  и уровней

интеграции. Ученые, специально исследовавшие  интегративные факторы, разделяют  их

по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется

такая их иерархия: закон - метод - принцип - теория - идея - метатеория -

конкретная наука - метанаука - смежная наука - комплексная наука - научная

картина мира - философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет

интегрирующую роль по отношению к  предыдущему. Интегрирующая сила каждого

фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и

свойств той предметной области, которая  им отражается. Поэтому любой из

конкретных интеграторов имеет  свои определенные границы. В каждом отдельном

случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указанные

интегративные факторы, что отмечает Н. Р. Став-ская, координируют и

субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство,

обусловливая специфический механизм их взаимопроникновения.

 

Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно

(путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во

все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и

т.п.), с другой - опосредованно, через  серию интеграторов разной степени

общности (благодаря участию в  создании связующих, синтетических, проблемных

наук, частнонаучных картин мира и т.п.). Философия выступает самым общим

интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая функция составляет лишь

разновидность общей интегрирующей  функции. Сюда входит, помимо того,

общекультурная интегрирующая  функция. Она нацелена также на преодоление

разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации

и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства

и духовной культуры, умственного  и физического труда, идеологии  и науки,

искусства и науки, не говоря уже  о разобщенности человечества по экономическому,

классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

 

Логико-гносеологическая функция  философии. Она заключается в  разработке самого

философского метода, его нормативных  принципов, а также в логико-

гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур

научного знания.

 

Выработка информации, необходимой  для совершенствования элементов  всеобщего

метода, сочетается с применением  ее для развития общенаучных методов  познания,

например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к

построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в  состав их

логических (или гносеологических) оснований.

 

Частные науки специально не изучают  формы мышления, его законы и логические

категории. Вместе с тем они постоянно  сталкиваются с необходимостью выработки

логико-методологических средств, которые  позволяли бы, "отходя" на время  от

объекта, в конечном счете "приходить" к нему, обогащая свое истинностное о нем

представление. Частные науки нуждаются  в логике, гносеологии, всеобщей

методологии познания. Эту функцию  выполняет диалектика как логика.

 

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости  адекватного

научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной

логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает

средства наиболее полного, точного  отражения развивающейся, непрерывно

изменяющейся сущности объекта.

 

Диалектика задает общие ориентиры  познавательной деятельности в различных

областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических

принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших

достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость

общеметодологической функции  философии.

 

Итак, мы рассмотрели методологические функции философии, коснулись далеко не

всех сторон философского метода. Но и изложенное достаточно, как мы полагаем,

для того, чтобы дать определенный ответ на вопрос: "Нужна ли философия?"


Информация о работе Мировоззренческие и методологические функции