Многообразие видов и форм любви. Их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:58, реферат

Краткое описание

Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.
Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.

Содержание

Введение
Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
Образы любви в Древней Греции
Типы любви
Понятие любви в средние века.
Тема любви в эпоху Ренессанса.
Философия любви в Новом времени.
Взгляд на любовь в немецкой классической философии.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 65.95 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

Многообразие видов и форм любви. Их классификации.

Образы любви в Древней Греции

Типы любви

Понятие любви в средние века.

Тема любви в эпоху Ренессанса.

Философия любви в Новом  времени.

Взгляд на любовь в немецкой классической философии.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Любовь является ведущей  потребностью человека, одним из главных  способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему  нужны человеческие корни , столь же глубокие и прочные как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

В повседневной речи мы часто  встречаемся со словами “высшие  человеческие чувства”, “любовь”, как  правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Любовь  – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую  душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как  бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким  душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится  в предмете любви. В состоянии  любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.

Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.

Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни  человека. На первых порах формируется  стремление к объекту любви, а  затем формируется само это чувство. Любовь к противоположному полу предусматривает  не просто чувственное влечение, а  глубокое восприятие всей личности объекта  любви. В нравственном отношении  этот человек начинает представлять высшую ценность. Его интеллект, эмоциональные  и моральные качества – все  воспринимается как доброе и прекрасное. В отличие от любви чувственное  влечение – это лишь биологический  источник ее возникновения.

Любовь  основана, прежде всего, на тесной духовной близости. Даже без непосредственного  контакта, любящие люди склонны к  внутреннему диалогу друг с другом, они сверяют свои желания, помыслы  и поступки через систему ценностей  объекта своей любви. В любви  люди как бы растворяются друг в  друге и формируют новые личности с качествами, присущими им обоим. Недаром в христианской Библии записано, что любящие люди прилепятся друг к другу и станут как бы одной  плотью.

Если  любовь эротическая захватывает  всю жизнь человека и подчиняет  ее себе, то другие виды любви могут  составлять только ее часть, например, любовь к детям. А любовь к своему делу, деньгам, славе – вообще только один из аспектов существования личности. Разные виды любви имеют и разную оценку их восприятия. Так любовь Родине в глазах общества имеет более  высокую оценку, чем любовь к славе.

У каждого свое представление  о ней, о любви - это естественно  и понятно.  
Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Вот она: 
«Эрос» – главным образом, страстная любовь, способная дойти до безумия; 
«Филия» – приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию.

«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная; 
«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему». 
 
Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура). 
 
Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня любви занимает центральное место в космосе, определяя процессы рождения, взаимовлечения, связи земного и небесного миров. 
Правда, здесь стоило бы упомянуть еще и, как минимум, Гермеса - не только покровителя торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного «вестника богов». 
 
Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что все в мире состоит из первоэлементов земли, воды, воздуха и огня, объяснял их сочетание действием двух противоположных сил – Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые друг без друга не могут существовать.

В платоновском диалоге «Пир» (хотя настоящее имя автора - Аристокл) приводятся сразу два отличных друг от друга взгляда на понятие любви. Один из них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то землю населяли «двойные» люди, имевшие по четыре руки и ноги, две «срамные части», два лица, глядевшие в разные стороны. А полов у них было и вовсе три: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также «обоеполого» – от Луны, совмещающей оба начала. 
 
Платон считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос»

 
По мере обретения мудрости человек  начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви  более высркого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

Многообразие видов и форм любви. Их классификации.

Духовный  мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных  наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых  является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в  ней сливаются в одно целое  и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

Что соединяет до крайностей разнообразные  страсти, влечения, привязанности под  общим названием “любовь”? Как  они соотносятся? На все эти вопросы  о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная  с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей  день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление  о сложности деления любви  на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

любовь-страсть (эрос), граничащую с  безумием, и более спокойную любовь (филиа).

Широкое истолкование древними философами понятия  любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов  любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на “ранговых” отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

любовь  высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)

любовь  низших существ к высшим (например, почитание) и

любовь  равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую  трактовку понятия любви новые  идеи. Сфера определения влияния  этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;

родительская  любовь к маленькому ребенку, в которой  родитель обладает высокой властью  и низким статусом, а ребенок наоборот;

братская  любовь, при которой оба члена  пары имеют малую власть дуг над  другом, но идут навстречу один другому;

харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким  уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;

“поклонение”  литературному или какому-либо другому  герою, с которым нет реального  взаимодействия и у которого нет  власти, но есть статус, а у его  поклонника нет ни власти, ни статуса;

влюбленность  или односторонняя любовь, когда  один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

“измена”, когда один обладает и властью  и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской  изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом “любовь”: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с “влюбленностью”, безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь  на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или  так называемые “модусы”. К видам  любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви  в виде девяти “ступеней” или “кругов”. Рассмотрим эту теорию более подробно.

К “первому кругу” можно отнести  эротическую любовь и любовь к  самому себе. Эти два вида - парадигмы  всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда  слово “любовь” встречается вне  контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую  любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему  такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто  другое.                              

Любовь  человека к самому себе является важной предпосылкой его существования  как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, “если кто-то любит  ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,”-пишет Э.Фромм. А так как любовь “основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.”

Мысль о первостепенной важности любви  к самому себе прочитывается и  в трудах Эразма Роттердамского: “Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.” Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют.

Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных  интересов интересам других. Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой  недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как “действительное упразднение эгоизма” и “действительное оправдание и спасение индивидуальности”

Второй  “круг любви” - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему “зачатком истинной любви”; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий  “круг любви” - любовь к человеку, которая включает любовь человека к  самому себе, любовь к ближнему и  любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к  будущим поколениям и связанная  с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего  как качественно, так и количественно.

Информация о работе Многообразие видов и форм любви. Их классификации