Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:58, реферат
Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.
Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.
Введение
Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
Образы любви в Древней Греции
Типы любви
Понятие любви в средние века.
Тема любви в эпоху Ренессанса.
Философия любви в Новом времени.
Взгляд на любовь в немецкой классической философии.
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
Образы любви в Древней Греции
Понятие любви в средние века.
Тема любви в эпоху Ренессанса.
Философия любви в Новом времени.
Взгляд на любовь в немецкой классической философии.
Заключение
Список литературы
Введение:
Любовь является ведущей
потребностью человека, одним из главных
способов укоренения его в обществе.
Человек лишился природных
В повседневной речи мы часто встречаемся со словами “высшие человеческие чувства”, “любовь”, как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.
Любовь
– высшее нравственно-эстетическое
чувство, которое означает крепкую
душевную привязанность и бескорыстное
стремление к другому человеку. Любовь
строится на таких качествах, как
бескорыстие, самоотверженность, самоотдача.
Любовь очень эмоциональное чувство,
она характеризуется высоким
душевным подъемом, расцветом желаний,
высокой готовностью
Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.
Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни человека. На первых порах формируется стремление к объекту любви, а затем формируется само это чувство. Любовь к противоположному полу предусматривает не просто чувственное влечение, а глубокое восприятие всей личности объекта любви. В нравственном отношении этот человек начинает представлять высшую ценность. Его интеллект, эмоциональные и моральные качества – все воспринимается как доброе и прекрасное. В отличие от любви чувственное влечение – это лишь биологический источник ее возникновения.
Любовь
основана, прежде всего, на тесной духовной
близости. Даже без непосредственного
контакта, любящие люди склонны к
внутреннему диалогу друг с другом,
они сверяют свои желания, помыслы
и поступки через систему ценностей
объекта своей любви. В любви
люди как бы растворяются друг в
друге и формируют новые
Если любовь эротическая захватывает всю жизнь человека и подчиняет ее себе, то другие виды любви могут составлять только ее часть, например, любовь к детям. А любовь к своему делу, деньгам, славе – вообще только один из аспектов существования личности. Разные виды любви имеют и разную оценку их восприятия. Так любовь Родине в глазах общества имеет более высокую оценку, чем любовь к славе.
У каждого свое представление
о ней, о любви - это естественно
и понятно.
Само понятие любви в античную эпоху редко
становилось предметом исследования (хотя
таковое и случалось). Но по поводу того,
какая она бывает, была построена целая
классификация. Вот она:
«Эрос» – главным образом, страстная любовь,
способная дойти до безумия;
«Филия» – приязнь к самым разнообразным
«вещам», охватывающая любовь к родителям,
к детям, к родине, друзьям, к познанию.
«Сторге» - любовь-привязанность,
особенно семейная;
«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная,
снисходящая к «ближнему».
Для античных философов любовь как космическая
сила была фундаментом, объясняющим все
миросоздание и мироустройство. Это находит
отражение в мифологических образах, прежде
всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).
Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня
любви занимает центральное место в космосе,
определяя процессы рождения, взаимовлечения,
связи земного и небесного миров.
Правда, здесь стоило бы упомянуть еще
и, как минимум, Гермеса - не только покровителя
торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного
«вестника богов».
Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что
все в мире состоит из первоэлементов
земли, воды, воздуха и огня, объяснял их
сочетание действием двух противоположных
сил – Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые
друг без друга не могут существовать.
В платоновском диалоге «Пир»
(хотя настоящее имя автора - Аристокл)
приводятся сразу два отличных друг от
друга взгляда на понятие любви. Один из
них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то
землю населяли «двойные» люди, имевшие
по четыре руки и ноги, две «срамные части»,
два лица, глядевшие в разные стороны.
А полов у них было и вовсе три: мужского
– от Солнца, женского – от Земли, а также
«обоеполого» – от Луны, совмещающей оба
начала.
Платон считает земную любовь ступенью
на пути к любви небесной, не отвергая
«низший эрос»
По мере обретения мудрости человек
начинает ценить душевную красоту выше
телесной и «созревает» до любви
более высркого порядка, которая есть
суть творчество. Собственно, отсюда и
произошло название «платонической любви»
- от платоновской теории эроса.
Многообразие видов и форм любви. Их классификации.
Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.
Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием “любовь”? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.
Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.
Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.
Древние греки выделяли две основные категории:
любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и более спокойную любовь (филиа).
Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.
В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на “ранговых” отношениях между людьми.
Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:
любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)
любовь низших существ к высшим (например, почитание) и
любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.
Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.
Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:
романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;
родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;
братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;
харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;
“поклонение” литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;
влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;
“измена”, когда один обладает и властью и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской изменой.
Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом “любовь”: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с “влюбленностью”, безответной любовью.
Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.
Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые “модусы”. К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.
Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти “ступеней” или “кругов”. Рассмотрим эту теорию более подробно.
К “первому кругу” можно отнести эротическую любовь и любовь к самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово “любовь” встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.
В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое.
Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, “если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,”-пишет Э.Фромм. А так как любовь “основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.”
Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в трудах Эразма Роттердамского: “Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.” Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют.
Эгоизм,
себялюбие - это внимание лишь к самому
себе и предпочтение собственных
интересов интересам других. Проистекая
из недостатка любви к себе, эгоизм
является попыткой компенсировать такой
недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал
любовь как “действительное
Второй “круг любви” - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему “зачатком истинной любви”; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.
Третий “круг любви” - любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно.
Информация о работе Многообразие видов и форм любви. Их классификации