Мораль и политика в учениях Кофуция и Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:45, реферат

Краткое описание

Конфуций открывает собою эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. Его учение было отправной точкой для последующих мыслителей; одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их яростной критике. Но никто не остался равнодушным.
Множество столетий спустя появляется ещё один политический деятель, который тоже хотел довести свои идеи до исполнения. Его имя знают все, он написал философию для своего времени, но это не значит, что его философия не действует за границами Возрождения, напротив, политики, дипломаты, философы до сих пор спорят о его книгах, разбираются в его идеях, не всегда соглашаются с ним, но всё равно следуют его рекомендациям.

Вложенные файлы: 1 файл

«Мораль и Политика в учениях Конфуция и Макиавелли».doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Изречения Макиавелли и о Политике и о  Морали

 

«Фортуна всё равно  что женщина, и тот, кто хочет  ее покорить, должен спорить с ней  и бороться, как борьба с женщиной требует битья ее и помыкания ею».

 

«Большая часть людей  довольны жизнью, пока не задеты их честь  или имущество».

 

«Люди - враги всяких затруднительных  мероприятий».

 

«Добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов».

 

«Это сила легко получает наименования, а не наименования силу».

 

«Кому не ведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и  что находит?»

 

«Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а  потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство».

 

«Не стоит лишь надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует сразу примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую, однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо».

 

«И сколько в аду дивных людей! И разве стыдно тебе будет очутиться  в их обществе? Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не сможешь его избежать - сноси ожидающую  тебя расплату как мужчина».

 

«Всегда недруг призывает отойти в  сторону, тогда как друг зовет открыто выступить за него с оружием в руках. Нерешительные государи, как правило, выбирают невмешательство, чтобы избежать ближайшей опасности, и, как правило, это приводит их к крушению».

 

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло».

 

«Человек не может заставить  себя свернуть с пути, на котором  он до сих пор неизменно преуспевал».

 

«Люди, привыкнув к определенному  укладу жизни, не любят его менять, особенно когда они не сталкиваются со злом лицом к лицу...».

 

«Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто  отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо  погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру».

 

«Война есть единственная обязанность, которую правитель  не может возложить на другого. Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны  не избежишь, а преимущество в ней  утратишь».

 

«Добрыми делами можно  навлечь на себя ненависть точно  так же, как и дурными».

 

«Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением  широты души, до которой они не в состоянии подняться».

 

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а  успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает  враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, на чьей стороне — законы; отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено положительным опытом. Когда приверженцы старого видят возможность действовать, они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло».

 

«Хотя новые порядки  и изменяют сознание людей, надлежит стараться, чтобы в своём изменении  порядки сохраняли как можно  больше от старого».

 

«Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной  наших поступков, но управлять другой половиной или около того она  предоставляет нам самим».

 

«Когда человеческие коварство  и злодейство доходят до крайних  пределов, следует по необходимости, чтобы мир очищался от людей посредством одного из трех способов, будь то чума, неурожай или потоп: дабы люди, оставшись в малом числе и настрадавшись, зажили бы благополучней и стали бы лучше».

 

«Древние, единодушно восхваляющие мудреца, способного изменить даже течение планет, говорят не о светилах, ибо в вечном невозможны изменения, но о нем самом - он постоянно чередует и приноравливает к ним свою поступь».

 

«Мы должны раз и навсегда отвергнуть взгляд, будто дела мира управляются  судьбой и Богом и что люди, с их умом ничего изменить в этом не могут».

 

«Хорошо то, что приносит добро  наибольшему числу людей и  чем наибольшее число людей довольно».

 

«Фортуна - это лишь пока непознанные, естественные закономерности: времени  и истории, но которые могут быть познаны и таким образом подчинены человеку».

 

«Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу».

 

«Свидетельство моей честности  и верности - моя бедность».

 

«Цель - вот что надо иметь в  виду при всех обстоятельствах».

 

«Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами».

 

«Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и  в особенности - мог поправить  справедливость».

 

«После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами».

 

«Заблуждается тот, кто думает, что  новые благодеяния могут заставить  великих мира сего позабыть о старых обидах».

 

«Люди, веря, что новый  правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте  убеждаются, что обманулись, ибо  новый правитель всегда оказывается  хуже старого».

 

«Достойную осуждения  ошибку совершает тот, кто не учитывает  своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой»

 

«Человеку разумному  надлежит избирать пути, проложенные  величайшими людьми, и подражать  наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться  ее духа».

 

«С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю».

 

«Государю нет необходимости  обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть  обладающим ими».

 

«Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу. Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным».

 

«Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале».

 

«Государства приобретаются  либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью».

«Об уме правителя  первым делом судят по тому, каких  людей он к себе приближает».

 

«Пусть судьба растопчет  меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно».

 

«Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать  добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен».

 

«Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается  половиной наших поступков, но управлять  другой половиной или около того она предоставляет нам самим».

 

«Хотя новые порядки  и изменяют сознание людей, надлежит стараться, чтобы в своем изменении порядки сохраняли как можно больше от старого».

 

«В наши времена уже  очевидно, что те государи, которые  мало заботились о благочестии и  умели хитростью заморочить людям  мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность».

 

«Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать  смело».

 

«Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может  понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может».

 

«Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле».

 

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а  успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

 

«Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо  не истинна та победа, которая добыта чужим оружием».

 

«Кто имеет хорошее  войско, найдет и хороших союзников».

 

«Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели».

 

«Войны начинают, когда  хотят, но кончают - когда могут».

 

«Кто хочет жить в  мире, тот должен готовиться к войне».

 

«Кто меньше полагался  на милость судьбы, тот дольше удерживался  у власти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования — как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом «Диалоге о нашем языке». Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.

 

ВЕЛИКАЯ НАУКА

 

Сущность китайского учения такая:

Истинное (великое учение) научает  людей высшему добру – обновлению людей и пребыванию в этом состоянии. Чтобы обладать высшим благом, нужно 1) чтобы было благоустройство во всем народе. Для того чтобы было благоустройство во всем народе, нужно 2) чтобы было благоустройство в семье. Для того чтобы было благоустройство в семье, нужно 3) чтобы было благоустройство в самом себе. Для того чтобы было благоустройство в самом себе нужно 4) чтобы сердце было чисто, исправлено. (Ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше.) Для того чтобы сердце было чисто, исправлено, нужна 5) правдивость, сознательность мысли. Для того чтобы была сознательность мысли, нужна 6) высшая степень знания. Для того чтобы была высшая степень знания, нужно 7) изучение самого себя (как объясняет один комментатор).

Все вещи имеют корень и его последствия; все дела имеют конец и начало. Знать, что самое важное, что должно быть первым и что последним, есть то, чему учит истинное учение. Усовершенствование человека есть начало всего. Если корень в пренебрежении, то не может быть хорошо то, что должно вырасти из него.

 

УЧЕНИЕ СЕРЕДИНЫ

 

Путь следования своей природе  таков, что всякое отступление лишает жизни, и потому мудрый человек старается  узнать путь прежде, чем он видит  вещи, и боится сбиться с пути прежде, чем слышит о них, потому что нет ничего важнее того, как то, что невидимо, и то, что незаметно. В то время как человек находится вне влияний удовольствия, досады, горя, радости, он находится в состоянии равновесия и в этом состоянии может познать самого себя (свою природу и свой путь). Когда же чувства эти возбуждены в нем после того, как он познал самого себя, то чувства эти проявляются в должных пределах, и наступает состояние согласия. Внутреннее равновесие есть тот корень, из которого вытекают все добрые человеческие деяния; согласие же есть всемирный закон всех человеческих деяний. Только бы состояния равновесия и согласия существовали в людях, и счастливый порядок тогда царствовал бы в мире и все существа процветали бы. И потому мудрый человек внимателен к себе тогда, когда он один, и всегда держится равновесия и согласия. И хотя его не знает мир и не уважает, он не жалеет о том. То, что он делает, совершается тайно, но достигает самых далеких пределов.

Поступки его просты в отношениях с людьми, но в последствиях своих  они неизмеримы. Знать же, как  достигнуть этого совершенства, человек всегда может. Вытесывающий топорище имеет всегда образец перед собою. То же и с самосовершенствованием: образец совершенства человек находит всегда в себе и себя же творит по этому образцу. Если человек на основании своей природы понимает, что не должно делать другому того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, то он близок к истине. Добродетельный человек исправляет себя и ничего не требует от других, так что для него не может быть ничего неприятного. Он не ропщет на людей и не осуждает небо.

И потому добродетельный человек спокоен  и тих, сообразуясь с предписаниями  неба, тогда как низкий человек, хотя ложными путями, всегда тревожен, ожидая счастливых случайностей. Человек, чтобы  быть добродетельным, должен поступать  так же, как поступает стрелок из лука: если он промахивается, то ищет причину неудачи не в цели, а в себе. Человек, совершенствующийся подобен путнику, который должен всегда сначала пройти близкое расстояние и восход на гору должен начинать снизу.

Небо действует сознательно. Человек должен стремиться к достижению сознательности. Тот, кто обладает сознательностью, тот без усилия знает, что справедливо, и, понимая все без усилия мысли, легко вступает на путь истины. Тот, кто достиг сознательности, избирает то, что хорошо, и твердо держится того, что избрал. Для достижения же сознательности нужно изучение того, что добро, внимательное исследование этого, размышление о нем, ясное различие его и серьезное исполнение его. Пусть человек делает это, и, если он был глуп, он станет умен, и, если он был слаб, он сделается силен.

Если у человека есть разум, вытекающий из сознательности, это должно приписать  природе, если же у него есть сознательность, происшедшая от разума, то это должно быть приписано учению. Будь сознательность – и будет разум. Будь разум – и будет сознательность.

Только тот, кто достиг высшей сознательности, может дать полное развитие своей  природе. А как скоро он может  дать полное развитие своей природе, он может дать полное развитие и  природе других людей, природе животных, природе всего существующего. Когда он достиг этого, он делается посланником неба. Близок к этому тот, кто развивает в себе ростки добра. Посредством их он может достигнуть высшей сознательности. Сознательность в нем становится явной; становясь явной, становится блестящей; становясь блестящей, влияет на других. Так что только тот, кто обладает высшей сознательностью, не только восполняет себя, но и других людей. Себя он восполняет добродетелью, других он восполняет знанием. Добродетель и знание суть свойства природы человека. И таким образом совершается соединение внешнего и внутреннего. От этого сознательности естественна бесконечность. Сообщаясь другим, она не прекращается. Она делается явной; делаясь явной и не прекращаясь, достигает самых дальних пределов; достигая же дальних пределов, он становится бесконечной, истинно существующею. Так что и тот, кто обладает ею, становится бесконечно и истинным существующим.

Информация о работе Мораль и политика в учениях Кофуция и Макиавелли