Нанотехнологии и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Цель статьи состоит в первую очередь в том, чтобы попытаться дать общее представление о той новой области философско-методологических исследований, которая сейчас формируется в непосредственном сопряжении с развитием комплекса современных высоких технологий, ядром которого является, прежде всего, его нанотехнологический кластер.

Вложенные файлы: 1 файл

Кузнецова 241.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Синергетика наводит мосты  между разными уровнями описания сложных развивающихся систем, включая и нейроподобные коммуникативно-связанные автопоэтические системы, одним из примеров которых является человеческий мозг, а также сообщество мозгов. Конструктивное познание таких систем представляет собой существенный шаг в понимании перспектив использования нанотехнологий в области нейрофизиологии, возможности реализации искусственного интеллекта, установления физических связей между «живыми» нейронами и наночипами и т.д.

Фундаментальный вопрос, поставленный еще И. Пригожиным – вопрос о противоречии между статической картиной мира динамики и эволюционной парадигмой термодинамики. Классическая и квантовая  физика описывают мир как обратимый, статичный. В их описании нет места  эволюции ни к порядку, ни к хаосу. Единицы, используемые в статическом  описании, которое дает динамика, отличаются от единиц, которые понадобились для  создания эволюционной парадигмы, выражаемой ростом энтропии. Переход от одних  единиц к другим приводит к новому понятию материи. Материя становится «активной»: она порождает необратимые  процессы, а необратимые процессы организуют материю. Именно это свойство «активной» материи отличает сегодня  нанотехнологии. Мир атомов – это  не есть мир кусочков вещества, как  в явном или в неявном виде считалось в период господства классической и неклассической парадигм. При стохастических процессах, будь то процессы эволюции или мышления, новому неоткуда взяться  кроме как из случайного. И чтобы  выхватить новое из случайного –  при условии, что оно вдруг  обнаружится, – требуются некие  механизмы отбора, объясняющие последующее  выживание новой идеи. Именно такие  механизмы предлагает нам синергетика.

К изучению детерминированного хаоса приводит нас и вопрос о  том, как человек создает сам  себя в процессе своей активности и активности своего мозга. Уровнем, подходящим для исследования восприятия, познания и сознания, является уровень  макроскопической популяции нейронов, так как у живых существ  – от насекомых до людей –  организация восприятия и целенаправленного  поведения по отношению к внутреннему  окружению присутствует именно на этом уровне. Динамика этих популяций формируется  путем научения сенсорным последствиям интенсивной деятельности, и использует хаотические аттракторы в коре головного  мозга для обеспечения скрытой, «спонтанной» активности, которая требуется  для новых попыток активности и обучения методом проб и ошибок. И здесь важно четко провести различие между областью, где синергетика  «работает» и где она лишь формально  пытается перенести принципы естественнонаучных дисциплин в область гуманитарных. Как справедливо предостерегал  В.И. Аршинов, представление синергетики  как новой универсальной трансдисциплинарной  науки, обещающей дать рецепты того, как малыми воздействиями получить большие результаты или некоего  универсального все объясняющего инструмента, недопустимо. Следующий важный шаг  – расширение понятия Сознания и  выход за рамки как каких-либо форм физикализма и других форм редукционизма.

В этом ключе заслуживающей  особого внимания и дальнейшей разработки представляется развиваемая в последние  годы В.И. Аршиновым, В.Г. Будановым, Я.И. Свирским и др. идея синергийной  коммуникации. Как отмечал основоположник синергетики Г. Хакен, если синергетика  должным образом описывает принципы работы головного мозга, то онтология  феномена сознания лежит в области  коммуникации. Именно понятие коммуникации может стать как связующим  звеном, объединяющим различные аспекты  Сознания и объединяющее под собой  естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Ведь Сознание – это  всегда коммуникация, абсолютно с  любой точки зрения – будь то когнитивная, феноменологическая, трансперсональная, нейрофизиологическая или любая  другая точка зрения. Здесь же возникает  важнейший в свете развития нанотехнологий и когнитивных наук сюжет из области  нейробиологии – радикально новая концепция живых систем – концепция Аутопоэза. В основе ее лежит принцип: «Живые системы – это познающие системы, а жизнь – это процесс познания». Одним их центральных понятий данной концепции выступает онтогенез – история структурных изменений конкретного живого существа без потери этим единством своей организации. Подобные структурные изменения, вызываемые либо взаимодействиями единства с окружающей средой, либо его внутренней динамикой, происходят непрерывно. При этом взаимодействие единства с окружающей средой носит рекуррентный характер. Подобного рода взаимодействия отличает то, что структура окружающей среды только запускает структурные изменения в аутопоэзных единствах, но не определяет их и не управляет ими. И наоборот, структурные изменения в аутопоэзных единствах вызывают структурные изменения в окружающей среде. Синергетика же в ее постнеклассическом междисциплинарном и, одновременно, трансдисциплинарном осмыслении это, прежде всего, наука о нелинейной (циркулярной) коммуникации, имеющей несколько уровней, где в итоге, на высшем уровне межличностной коммуникации, речь идет о коммуникации как обмене состояниями сознания.

Квантовая механика, первая из естественных наук (наук о природе), столкнувшаяся с феноменом сознания, вот уже почти 80 лет пытается его  осмыслить на естественнонаучной основе. Квантовые парадоксы, фундаментальный  вопрос о роли сознания наблюдателя  и проблема измерения сделали  проблемное поле феномена Сознания одним  из центральных в квантовой механике. Важным шагом в данном направлении  явилась предложенная Хью Эвереттом  многомировая интерпретация квантовой  механики и, в особенности ее расширенная  версия, предложенная М.Б. Менским. В  ней делается предположение, что Сознание – это тоже самое явление, которое в квантовой теории измерений фигурирует как редукция состояния или выбор альтернативы, а в концепции Эверетта – как разделение квантового мира на классические альтернативы. Мир – один – квантовый, и он представляет собой суперпозицию бесконечного множества классических миров. Сознание наблюдателя – способность живых существ к выбору той или иной классической альтернативы, которую они приобрели в процессе эволюции. Эта модель, при всей ее непривычности, оказывается весьма эвристичной, способствуя становлению постнеклассического понимания субъективной реальности как реальности, находящейся в своеобразном дополнительном отношении к реальности объективной (в ее классическом понимании). Именно квантовая механика, взятая в контексте многолетних усилий понимания самой ее онтологии, ее интерпретации, и ставшая теперь во многом инженернокоммуникативной наукой, лежит сейчас в основе нанонауки и, таким образом, имеет крайне важное значение для новой, формирующейся прямо на наших глазах, нанонауки. И именно потому, что в эвереттовской интерпретации роль сознания наблюдателя как системно организованного множества дискретных его состояний оказывается решающей. Как справедливо отмечает М.Б. Менский, если наука хочет изучать явления, непосредственно связанные с человеком, она должна расширить свою методологию и научиться работать с теми данными, которые дает индивидуальное сознание.

Джон Серль писал: «Сознательным  ментальным состояниям и процессам  присуща особая черта, которой не обладают другие естественные феномены, а именно, субъективность. Как раз  эта черта сознания и делает его  изучение столь неподдающимся общепринятым методам биологического и психологического исследования, а также наиболее загадочным для философского анализа». Серль указывает на «субъективность» как онтологическую категорию, а не на эпистемологическую форму. Таким образом, любое состояние сознания всегда есть чье-то состояние сознания и все сознательные формы интенциональности, дающие информацию о независимом от индивида мире, всегда связаны с особенной точкой зрения этого индивида. Здесь же хочется упомянуть знаменитую фразу Альфреда Коржибски – «Карта не есть территория» – в качестве дополнительного аргумента в пользу онтологии субъективной реальности.

Мы не можем наблюдать  субъективность другого. Более того, мы не можем наблюдать свою собственную  субъективность. Для сознательной субъективности индивида не существует различия между  наблюдением и наблюдаемой вещью, между восприятием и воспринимаемым объектом. Любая интроспекция собственного сознательного состояния сама есть это сознательное состояние. Мир  сам по себе не имеет точки зрения, но мой доступ к миру с помощью  сознательных состояний всегда осуществляется в той или иной перспективе, всегда с моей точки зрения. Мы снова  приходим к идее куммуникативизма и  онтогенеза. Коммуникация – это  то, что делает мир живым, то, что  порождает различие. Определяя необходимые  условия работы разума и ментального  процесса, Грегори Бейтсон говорил  о различии: «Когда-то давно Кант утверждал, что этот кусок мела содержит миллион потенциальных фактов (Tatsachen), но только очень немногие из них  становятся фактами в полном смысле этого слова посредством воздействия  на поведение сущностей, способных  реагировать на факты. Кантовские Tatsachen я бы заменил «различиями» и заметил, что число потенциальных различий в этом куске мела бесконечно, однако очень немногие из них становятся действенными различиями в ментальном процессе какой-либо большей сущности. Информация состоит из небезразличных различий (difference that makes difference). А в  мире коммуникации, организации, мышления, обучения и эволюции «из ничего не будет ничего» без информации. Ноль может служить сообщением. В  контексте у нуля может появиться  смысл. Контекст же создает именно получатель сообщения». Интересно отметить, что  по Бейтсону способность создавать  контекст – это умение получателя, «а он должен приобрести это умение при помощи обучения или благодаря  счастливой мутации, т.е. удачному набегу на область случайного» . Другими  словами, образ, весьма ярко коррелирующий  с описанной выше многомировой интерпретации  Эверетта и вполне успешно вписывающийся  в синергетикую парадигму, но уже  с позиции антропологии, психологии и коммуникации.

  1. Нано философия

Нано философия – это  не просто философское сопровождение  нано проекта. Это еще и попытка  осознания смысла и значения этих технологий в жизни современного человека и будущих поколений. Нано философия – это философия  личности в условиях постиндустриализма и высоких технологий, того времени, когда будут господствовать не количественные показатели , а качественные, свойственные для информационного мира. Там, где  качество является главной ценностью, определяющей все и всех, там, как  правило, господствует принцип элитности.

Интересно было бы обратить внимание на то, что практически  во всех статьях о нано технологиях  затрагивается исключительно технологическая  сторона этого процесса и совершенно упускаются из вида проблема личности человека. Духовное бытие оказывается вновь вне сферы зрения этой науки, что вызывает заслуженную тревогу и подозрение в новом витке технократического мышления. А ведь именно кардинальные изменения, вызванные развитием нано технологий, станут причиной лавинообразных изменений и в духовной жизни человека. Вовремя не заметить это, значит, вызвать глубочайший системный кризис всего современного мировоззрения. Поэтому уже сегодня гуманитарная наука должна подумать о том, каким образом можно было б преодолеть этот возможный кризис, который сожжет приобрести воистину глобальный характер.

Несомненно, что нанотехнологии будут оказывать огромное влияние на людей и общество, и мы должны это влияние спрогнозировать и по возможности отрегулировать. Для этого необходимо будет произвести  переоценку всех ценностей в научной картине мира. Уже сегодня ясно, что продление срока жизни человека потребует дополнительных материальных средств, необходимых для его существования. При этом нам кажется важным, чтобы эти материальные изменения сопровождались и духовными преобразованиями человека. В будущем человечество  будет соотноситься с нынешним человеческим родом как сверхчеловечество «с древним человеством». В связи с этим должны произойти существенные культурные изменения в интеллектуальном облике человека. Наступит новая историческая эпоха, в корне меняющая современные представления о политике, экономике, социальной жизни.

Для нас вполне очевидно, что нанотехнологиии области естественных и технических наук рано ли поздно должны проникнуть и в область точных и, особенно, гуманитарных и социальных дисциплин. Сугубо техническое понимание нано технологий – это заведомое суждение ее возможностей. И напротив – наличие философского сопровождения означает открытие широких возможностей в деле преобразования всего духовного потенциала человечества. При этом речь действительно идет не об отдельном человеке, и не о какой – то конкретно политической и национальной группе лиц, а обо всем  человечестве в целом. Но со временем нанотехнологий достояния человеческого рода должны превратиться в достояние всей планеты и всего Космоса. И здесь нано философия с самым удивительным образом соприкасается и переплетается с такими, уже существующими, философскими концепциями, как платонизм, философия всей единства, русский космизм, персонализм, элитология. К этому необходимо также добавить теории постиндустриализма и глобализма, и тогда общая картина нано философии приобретает вполне конкретное очертание.

Нанотехнологии подтверждают выводы элитологов о том, что в эпоху господства высоких технологий значительно повысится уровень элитного образования и специалистов элитной квалификации. Нано философия должна поэтому стать философией жизни этой научной элиты, для того чтобы помочь ей как можно более адекватно адаптироваться к тем колоссальным переменам, которые произойдут  в мире в связи с распространением нано технологий. Но эта элита должна быть « не для себя», а « для всех», то есть должна быть ориентирована не на удовлетворение своих жизненных потребностей, а открыто служить всему человечеству. В этом заключается смысл элитологического идеализма нашей эпохи.

Вполне возможно, что нано философия станет базовой философией 21 столетья. Мы сегодня можем лишь прогнозировать и проектировать  основные параметры этой будущей  философской системы, но ее детальная  проработка все еще остается тайной. Поскольку нанотехнологии еще окончательно не оформились в цельную систему знаний. Очевидно, что это будет комплексная философия, «синтезированная»  на базе уже существующих философских систем. Какой принцип синтеза этих систем в единую область знаний восторжествует, непосредственно будет зависеть от того, каким путем пойдет развитие самой нано технологии. В любом случае в этом деле всегда недосказанного будет намного больше, чем сверхсказаного. 

Заключение

Жизнь неотделима от материи  и пространственно-временной структуры  нашего мироздания. Не исключено, что  квантовые эффекты играют в биохимии, а также в нервной деятельности большую роль, чем нам сегодня  об этом известно. Исследование первооснов и попытка повторить хотя бы частично элементы живых организмов – верный путь к их изучению, и в свете  учения атомистов жизнь не представляется чем-то исключительным в нашей Вселенной. Это, несмотря на всю свою сложность, распространенный процесс, и он –  всего лишь одна из составляющей огромного  механизма мироздания.

Вот почему нано технологии, развитие нано технологий и изучение фундаментальных свойств материи  сегодня так необходимы. В будущем  у философов появятся более интересные вопросы: что же представляет собой  материя? Какова роль жизни в процессах, проходящих во Вселенной? Является ли жизнь разумная всего лишь инструментом по самосознанию материи и Вселенной  в целом? Естественно, что разрешить  столь сложные проблемы можно  будет только с помощью междисциплинарных  достижений в биологии, физике, химии  и квантовой механике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Нанотехнологии и сознание