Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:35, реферат
Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:
1.Определить понятие науки, ее функций в обществе;
2.Рассмотреть основные этапы развития науки и научного знания;
3.Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;
4.Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
5.Рассмотреть место философии в системе научного познания.
I.Введение……………………………………………………………..2
II.Что есть наука? Каковы ее функции?.............................................5
III.Основные этапы развития науки и научного знания……………...8
IV.Философия и наука………………………………………………...13
V.Заключение…………………………………………………………18
VI.Список использованной литературы…………………………….21
Любая наука – это некоторый отрывок знания, а все науки в их простом сложении - сумма таких обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто суммированием всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее задача - не одна какая-либо сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".[29]
«Главная причина бедности
Проблема веры и знания является и теологической, и научной, и философской проблемой, которая вместе с тем носит также и вненаучный характер. Плюрализм философских учений свидетельствует о том, что философские идеи, в особенности принципы философских систем, не устаревают, не теряют своей актуальности в ходе истории. Это принципиально отличает историко-философский процесс от истории научных знаний. М. Геру, лидер французской философии, не без основания утверждает, что прошлое науки, в отличие от прошлого философии, постоянно обесценивается его настоящим. Поэтому проблема истории философии - это проблема "возможности философии как множества философий, несводимых друг к другу, неразрушимых, так как они вечно остаются ценными для философской рефлексии".[16]
Философский скептицизм, констатируя наличие множества исключающих друг друга философских убеждений, постоянно приходил к пессимистическому выводу о принципиальной несостоятельности философии. На этом примере мы видим, как правильная констатация фактов приводит к ошибочному выводу. Развитие философии опровергает философский скептицизм и его пессимистический вывод, так как благодаря этому развитию философия обогащается новыми идеями.
Заключение
В заключение нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».
Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.[15]
Однако
даже при отсутствии возможности
претендовать на роль науки наук, философия
может рассматриваться как
Обобщая
все вышесказанное, мы пришли к выводу,
что все науки в своих
Если мифологическое
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.[22]
Во-вторых,
специфика философского знания заключается
в том, что оно имеет дело с
вопросами вечными. Это вопросы,
которые нельзя решить, как математическую
задачу, раз и навсегда, и ответы
на них не содержатся в конце задачника.
Что есть окружающий нас мир, может
ли человек познать его, в чем смысл жизни?
Что такое свобода, счастье, творчество,
любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается
ли с ней жизни, может ли человек надеяться
на жизнь вечную? Куда идет человечество
в своем развитии? Все эти вопросы и многие,
подобные им, человечество заново осмысливает
на каждом новом этапе и вносит новое в
их решение. Более того, каждый человек,
пользуясь философскими знаниями, должен
самостоятельно решать эти вопросы, возвращаясь
неоднократно с ним в течение своей жизни.
Бывает, что в определенные исторические
периоды некоторые философские вопросы
теряют остроту, или, наоборот, приобретают
особую актуальность, или вырастают до
значения глобальных.[24] Философское знание
постоянно открыто изменениям и поэтому
чутко улавливает новое и нередко дает
основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает
все более проявляющейся тенденцией к
объективации — воплощению в деятельности,
поступках людей и таким образом — в вещном
или знаковом мире культуры, при этом философские
идеи могут стать огромной не только духовной,
но и материальной силой, если будут восприняты
человеком в качестве убеждений. В этом
плане одновременно с усилением значения
философии в жизни общества возрастает
ответственность философов за смысл своих
теорий и идеалов, а политиков — за способы
реализации этих идеалов.[26]Философия
формирует систему знаний, научную картину
мира, абстрактно-объективный образ мира,
что позволяет в итоге повышать теоретический
уровень и эффективность последних научных
изысканий. Философия помогает более оптимальным
образом развивать все науки, преодолевать
в них возможные методологические трудности
и кризисы. Философия формирует у человека
диалектический метод мышления, стимулирующий
критическое и творческое отношение к
окружающему миру.
Список используемой литературы