Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:25, реферат
Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавать их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовывать их в своих интересах.
Освятив примитивные взгляды
человека прошлого, выдав их за откровение
божие, религия тем самым
Время не изменило враждебного отношения религиозного мировоззрения к науке. Однако в современных условиях, когда авторитет науки, вопреки всем усилиям церкви, для большинства людей стал непререкаемым, защитники религии во многом изменили свою позицию. В настоящее время лишь наиболее консервативные слои духовенства продолжают в категорической форме отрицать науку. Что касается остальных, то они, учитывая дух времени, объявляют о своем признании естественных наук, но взамен требуют, чтобы эти науки не делали из своих открытий атеистических выводов и, более того, чтобы они служили вере, доказывая бытие божие.
Другим "новшеством" является утверждение, что религия и наука имеют свои особые области исследования: наука - то, что доступно органам чувств человека, религия — область сверхъестественного, область души. В этом легко видеть попытку возрождения теории двойственной истины.
В свое время теория двойственной истины носила прогрессивный характер, поскольку она отражала факт завоевания наукой права на самостоятельное, независимое от церкви развитие. В наши дни она призвана оградить религию от разрушающего воздействия науки.
Несостоятельность теории двойственной истины очевидна. Сама жизнь доказала, что науке подвластно проникнуть в любые тайники вселенной, что научное исследование не имеет границ.
Наука и религия о строении Вселенной
Характерной особенностью религиозного учения о строении вселенной является его антропоцентризм. Сущность антропоцентризма (от греч. аnthrороs — "человек") сводится к тому, что человек - это венец божьего творения, конечная цель бога. Поэтому все, что существует в мире, создано богом ради человека.
Религиозный антропоцентризм непосредственно связан с геоцентризмом, согласно которому место обитания людей, т. е. Земля, является центром вселенной. "Подобно тому, как человек создан ради бога, для того, чтобы служить ему, — писал один из богословов средних веков, — так и вселенная сотворена ради человека, чтобы служить ему; поэтому человек помещен в центре вселенной". Вокруг этого "центра", который неподвижен, вращаются небесные светила.
В течение многих столетий
богословы проповедовали и
В далеком прошлом человек знал лишь небольшой мирок, который он видел своими глазами. Все первые представления о вселенной и отражали в себе мысль: Земля является основой мира.
А небо? Оно было недоступно для изучения, и люди верили религиозным утверждениям, что небо — это иной мир, ни в чем не похожий на "грешную землю", мир вечный, неизменный и совершенный - тот мир, в котором живут боги. Только развитие научных данных о звездной вселенной раскрыло человеку глаза на окружающий мир.
Изучение природы показывает
нам, что не существует никакого другого
мира, кроме мира бесконечной материи,
закономерно развивающегося во времени
и пространстве; в мире нет никаких
сверхъестественных, нематериальных сил,
все, что в нем существует, порождено
движущейся материей. Так, изучая состав
различных тел на Земле, ученые установили,
что самые различные вещи, предметы,
организмы состоят из немногих простых
веществ -химических элементов: кислорода,
азота, углерода, фосфора и др. Соединяясь
друг с другом в различных комбинациях,
они и дают все многообразие мира.
Из одних и тех же веществ состоят
все мертвые тела природы и
все живые организмы. И это
понятно. Ведь между живыми организмами
и неживой природой нет непереходимой
грани. Условия жизни растительных
и животных организмов, их питание
определяются средой, в которой они
существуют. Живой мир существует,
развивается среди неживой
Изучение химического состава Солнца, звезд, комет также подтверждает материальное единство вселенной. Все небесные тела состоят из тех же химических элементов, из которых состоят и тела на Земле. Например, на Солнце найдены водород, гелий, углерод, натрий, железо и другие элементы. Из этих веществ состоят и звезды и планеты солнечной системы.
Неисчерпаемо разнообразие вселенной. Мировое пространство заполняют и мельчайшие частицы материи, и огромные небесные тела, и гигантские звездные объединения. Нет предела разнообразию тел природы. Но что бы мы ни встретили в мире, все это лишь разнообразные формы единой изменяющейся материи, кроме которой ничего во вселенной не существует. Поэтому философы-материалисты говорят, что единство мира состоит в его материальности.
Нет в природе двух ни в чем не похожих миров — земного и небесного. Есть только один мир — вселенная, космос. В нем живем мы. Как и все другие тела вселенной, Земля наша находится в космосе, во вселенной. Изучая природу, наука пришла также к другому очень важному выводу, какие бы изменения ни совершались в окружающем нас мире, в нем никогда не происходит уничтожения или возникновения из ничего того вещества, из которого состоят небесные и другие тела природы. Материю нельзя ни создать, ни уничтожить. Это великий, абсолютный закон природы. Он подтверждается всей нашей практикой, всей наукой. Ни в одном явлении природы, ни на одном физическом или химическом опыте мы не наблюдаем случая, чтобы материя совершенно исчезала или возникала из ничего.
Непрерывно изменяясь, принимая все новые формы, она никогда не исчезает бесследно. Материя всегда существовала и будет существовать вечно. Отсюда понятно, что все древние сказки о сотворении мира ложны. Говорить о "начале" или "конце" вселенной — это значит отрицать всю науку о природе, отрицать законы природы.
Многовековое изучение природы неоспоримо показывает, что ее явления закономерны, каждое имеет свои естественные материальные причины. Источником закономерностей в природе является сама материя, которая находится в вечном движении, развитии. И законы природы не могут быть нарушены, отменены кем-либо. Поэтому в мире нет и не может быть никаких иудее. Всюду в природе действуют законы развития материи, и ни одно явление не может происходить вопреки этим законам. Вся бесконечная вселенная — это мир без чудес, в котором нет места сверхъестественным силам, нет места богу.
Единство окружающего нас мира заключается не только в том, что он материален, что в нем нет ничего, кроме вечно изменяющейся в своем развитии материи, но и в том, что явления природы находятся в тесной взаимной связи, в тесном взаимодействии. Всеобщая связь явлений, их взаимная обусловленность подтверждается всеми открытиями науки, всей нашей жизнью, практикой. Если рассматривать то или иное явление природы вне связи с другими явлениями, его нельзя понять. Изолированное явление будет казаться загадочным, непонятным, чудесным. Например, человек видит редкое явление - затмение Солнца. Вне связи этого явления с другими явлениями, с движением небесных тел затмение будет казаться непонятной загадкой. Но если рассматривать это явление в неразрывной связи с другими явлениями, с тем, что мы знаем о строении вселенной и о законах движения небесных тел, то причина солнечного затмения станет ясной, от загадки не останется и следа.
Если бы в окружающем нас мире не было закономерного чередования явлений, вся наша жизнь, трудовая деятельность представляла бы собой полный хаос. Никто не мог бы знать, к чему может привести тот или иной труд, то или иное явление. За весной могло бы наступить то лето, то снова зима. Снег таял бы то при 0, то при 20 градусах и т д. В действительности этого нет и не может быть, потому что всюду в природе мы сталкиваемся с закономерностью явлений.
Конечно, далеко не всегда видим
мы закономерные, причинные связи
в природе, не всегда замечаем, в
какой зависимости находится
от других то или иное явление. И
это вполне понятно. Взаимная связь
явлений в природе имеет очень
сложный характер. Одно и то же явление,
его развитие очень часто зависит
от множества других природных явлений,
от множества причин. Задача науки
в том и состоит, чтобы находить
те существенные связи между явлениями,
предметами, которые необходимо вызывают
какое-либо определенное явление природы,
изучать закономерности, по которым
одно явление природы неизбежно
вызывает другое. Ну, а если нет в
природе нарушений
Наука и религия о происхождении и сущности человека
Согласно религиозным воззрениям, человек появился в результате единовременного акта божественного творения. Он был создан сразу в готовом, законченном виде. Человек — это "творение, существенно отличное от всех прочих земных тварей и несравненно выше их... образ и подобие божие".
Научное мировоззрение, основывающееся
на данных конкретных наук, отвергает
эти религиозные домыслы. Наука
дает ряд бесспорных доказательств
родственности анатомических
Однако в распоряжении
ученых в настоящее время находится
уже множество вещественных доказательств
животного происхождения
Решающую роль в этом процессе
сыграл труд, общественно-трудовая деятельность.
"Только благодаря труду... — писал
Ф. Энгельс, - человеческая рука достигла
той высокой ступени
Чем дальше развивался человек, тем все более решающим для его дальнейшего формирования становился социальный фактор. В противоположность религиозному вероучению, рассматривающему человека вне времени, вне конкретной исторической обстановки, научное мировоззрение исходит из того, что нет человека вообще, что каждый человек есть продукт своей эпохи, что в нем воплощаются господствующие в данном обществе социальные отношения. Изменяя условия материальной жизни общества, иначе говоря, свое общественное бытие, человек тем самым изменяет и свою сущность.
Пытаясь дискредитировать научное мировоззрение, богословы доказывают, что оно принижает значение человека, поскольку низводит его в разряд животных. В действительности научное мировоззрение всегда подчеркивало и подчеркивает качественные отличия человека от животного. Главнейшие из этих отличий - трудовая деятельность, речь и мышление. Если животное пассивно приспосабливается к природе, то человек активно изменяет ее в своих интересах.
Научное предвидение и религиозное пророчество
Наука не только постигает
тайны мироздания, но и предвидит
будущее, предсказывает те или иные
явления природы и общественной
жизни. Научное предвидение
Все явления природы и
общества имеют свои естественные причины,
подчиняются определенным законам.
Мир - единое, неразрывное целое. Окружающие
нас явления неразрывно связаны
друг с другом. Одни явления вызываются
другими и сами в свою очередь
вызывают новые явления. Познавая их
возникновение и развитие, изучая
их взаимные связи, мы выясняем сущность
и причины происходящего, устанавливаем,
от чего зависит то или другое явление,
чем оно вызвано. Вместе с тем
мы узнаем, как и в какой
Выяснив внутренние необходимые связи различных явлений, мы устанавливаем закономерности в природе. Изучив отдельные вещи и явления, мы находим в них общие стороны, выделяем наиболее существенные, устойчивые признаки. Обобщая затем их, мы открываем, находим объективные законы, которым подчиняется ход явлений в природе и обществе.
История знает много примеров научного предвидения.
Так, например, детально изучив закономерности движения небесных тел, ученые выявляют пути движения комет и на основании этого, производя математические расчеты, заранее определяют, в каком месте та или иная комета будет находиться в то или иное время. Так, английский ученый Галлей предсказал, что появившаяся у Солнца в 1682 г. комета будет вновь видна на небе примерно через 76 лет. А французский математик Клеро, произведя более точные расчеты, определил более точную дату появления этой кометы. Он ошибся всего на один месяц.
В 1846 г. учеными путем математических
расчетов, на основе знания законов
природы была открыта неизвестная
ранее планета - Нептун. Ф. Энгельс
назвал это открытие научным подвигом.
Солнечная система Коперника, писал
он, в течение 300 лет оставалась гипотезой,
в высшей степени вероятной, но все-таки
гипотезой. Когда же Леверрье на основании
данных этой системы не только доказал,
что должна существовать еще одна
неизвестная до сих пор планета,
но и определил посредством