Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:25, реферат
Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавать их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовывать их в своих интересах.
Изучая историю Земли,
геологи открыли законы, по которым
образуются в земной коре скопления
полезных ископаемых. Зная эти законы,
можно предвидеть, где, в сочетании
с какими породами должны находиться
залежи того или иного минерала,
природного топлива, руды и газа. Известный
советский геолог И. М. Губкин в течение
многих лет изучал закономерности залежей
нефти. Он нашел, что образование
нефтяных месторождений связано
с определенным строем пластов земной
коры. Руководствуясь своими выводами,
ученый предсказал, что в районе
между Волгой и Уралом должны находиться
большие запасы нефти. Проведенные
уже после смерти Губкина геологические
исследования недр этого района блестяще
подтвердили его научное
В полной мере возможность научного предвидения распространяется и на область социальной жизни людей. Глубоко изучив законы общественного развития, Маркс и Энгельс доказали, что развитие общества с неизбежностью приведет человечество к коммунизму Они показали, что дело здесь не просто в пожелании людей, а в объективной закономерности. Частная собственность изжила себя. Производство стало в полной мере общественным. И это требует замены частной собственности и частной формы распределения — общественной.
Предвидение — постоянный фактор социальной жизни людей. Оно является условием их успешной деятельности С углублением познания объективного мира область явлений, которые возможно предсказать, расширяется.
Частные предсказания, не касающиеся отдаленного будущего и не носящие глубокого характера, человек может делать на основе опыта, научно не осмысленного. Предсказания такого рода основаны на наблюдении постоянства связи определенных событий, хотя причинные связи оказываются неустановленными. Например, существует народная примета: если ласточки летают низко над землей, то быть дождю. Это наблюдение подтверждается опытом. Для объяснения же связи между этими двумя событиями не хватает промежуточных звеньев, а именно того, что перед дождем изменяется давление воздуха, повышается его влажность, при этом - насекомые опускаются ниже к поверхности земли, а вслед за ними устремляются ласточки, которые питаются этими насекомыми. Таким образом, многие народные приметы основаны на правильном, хотя и поверхностном, отражении действительности.
В отличие от них суеверные
приметы связывают друг с другом
такие явления, которые в действительности
не связаны причинно-
Для успешного научного предвидения
надо хорошо знать наиболее общие
законы развития природы и общества,
руководствоваться таким
Только таким путем мы получаем возможность предвидеть то, что произойдет при определенных условиях в жизни природы, в жизни человеческого общества. И чем глубже и точнее знание объективных, независимых от нашего сознания законов, по которым живет природа, развивается человеческое общество, чем лучше, полнее мы раскрываем причины явлений, тем достовернее наши предсказания, тем с большей точностью они сбываются.
Спекуляция религии на нерешенных вопросах науки
Подлинное отношение религии к истине довольно наглядно проявляется в ее оценке нерешенных вопросов науки.
Ссылаясь на факты, когда наука не в состоянии была еще решить ту или иную проблему, защитники религии пытаются доказать, что на науку нельзя полагаться целиком и полностью, что есть проблемы, решить которые наука бессильна, поскольку эти проблемы зачастую относятся к сфере скорее религии, чем науки. В этом отношении очень показателен пример с раскрытием сущности духовной жизни человека.
Долгое время наука
не могла правильно решить вопрос
о том, что представляет собой
психическая деятельность людей. Если
в мире материальных вещей и явлений
было ясно, где искать причину для
их объяснений, то здесь - в области
духовной жизни людей - требовалось
найти иной подход. Этим воспользовалась
религия. Она объявила область духовной
жизни людей особой областью, не
подчиняющейся земным закономерностям.
Поэтому якобы наука и терпит
здесь неизбежный провал. Духовная
жизнь людей, по утверждениям богословов,
может быть правильно объяснена
только с религиозных позиций. А
именно: сущность человека имеет двойственную
природу: во-первых, это его бессмертная
душа и, во-вторых, смертное, материальное
тело. Душу человек получает от бога.
Она не зависит от бренного тела.
Более того, душа, вселившись в тело,
делает его живым, управляет телом.
Душа предопределяет независимость
человека от природы, его свободу
воли, его умственные способности, его
главные индивидуальные черты. И
когда она отделяется от тела, чтобы
переселиться в потусторонний мир,
человек умирает, тело его разлагается.
Но такое толкование психических
явлений отвергается всеми
То, что люди многие тысячи
лет называли душой, — это не что
иное, как деятельность головного
мозга, наше сознание. Русский ученый
И. М. Сеченов еще в прошлом
веке, изучая головной мозг, доказал, что
так называемая душа — это не
что-то самостоятельное, непознаваемое
в нашем организме. Ее материальным
органом является мозг. И работу
мозга как материального органа
можно исследовать. Результаты своих
научных исследований ученый изложил
в книге "Рефлексы головного мозга".
Эта книга открыла новую
Идеи И. М. Сеченова о психической деятельности человека были развиты знаменитым физиологом И. П. Павловым. Его учение о высшей нервной деятельности окончательно разрушило веру в "божественную душу". Спинной и головной мозг — наша центральная нервная система - регулирует всю жизнедеятельность организма, управляет работой всех частей нашего тела. В ней главная роль принадлежит головному мозгу. Каждое мгновение он принимает множество различных возбуждений - сигналов о том, что происходит внутри организма и в окружающей среде. Сигналы поступают по нервным волокнам от всех органов тела. В ответ на них из мозга идут по нервам обратные сигналы - приказы, которые и регулируют работу организма. Ответная деятельность организма, осуществляемая при помощи нервной системы, называется рефлексом.
Известен редкий случай: ребенок родился, не имея больших полушарий головного мозга. Прожил он около пяти лет. За это время он ничему не научился, никого не узнавал и не говорил.
В медицине хорошо изучены также факты, когда поврежденный мозг, например при ранении, перестает работать нормально. При этом человек теряет все то, что якобы связано с его душой. Он перестает говорить и соображать. Значит, все психические способности человека зависят не от какой-то неведомой души, независимой от тела, а от головного мозга.
Наука убедительно показала, что в основе духовной деятельности людей лежат материальные процессы, происходящие в мозгу человека, что психика, которую религия выдает за проявление души, причинно обусловлена внешним материальным миром. Психическая деятельность людей также подчинена объективным закономерностям, она управляется материальным миром.
Учение о высшей нервной деятельности позволило объяснить с научной точки зрения многие явления, с помощью которых религия пыталась доказать истинность своих положений. В частности, перестали быть таинственными такие явления, как сновидения, гипноз, самовнушение и основанные на нем "чудесные исцеления".
Цепляясь уже лишь за отдельные
явления психической жизни, богословы
пытаются доказать, что если область
психических явлений в
Не менее характерны для религии попытки паразитировать и на других нерешенных в опросах науки.
При этом "забывается" о том, что наука не в состоянии сразу полностью отразить мир. Она идет от раскрытия менее сложных явлений действительности к раскрытию ее более сложных сторон, идет от познания сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Поэтому нет никакого основания для того, чтобы ставить под сомнение силу науки и пытаться спекулировать на нерешенных ею вопросах. То, что неясно для науки в настоящем, будет выяснено в будущем. Справедливость этого утверждения доказывается всем развитием науки.
В каждом открытии, в каждом законе, в каждом свойстве неисчерпаемой материи скрыты еще неизвестные нам на данном этапе познания особенности, черты, количественные и качественные характеристики явления. Обозревая с высот современной науки окружающий нас мир, мы видим все более четко сущность происходящих в природе процессов, лучше, чем прежде, понимаем сложную диалектику его развития, глубину его содержания. Но перед нами по-прежнему остаются вопросы, на которые нужно искать ответы. Такова сама сущность научного познания.
Очень хорошо сказал об этом
К. Э. Циолковский: "Ведь не может
же быть никем прочтена вся книга
природы от начала до конца! Вот цель
бытия: читать ее как можно больше,
прочитать как можно дальше. Чем
больше перевертываем страницы, тем
она интереснее и отраднее для
всего существующего и
Здесь особенно зримо видна принципиальная грань между наукой и религией. Окружающий нас мир можно изучать, исследовать, все глубже познавая его явления, или же принимать на веру все те догмы, которые, возникнув в эпоху младенчества человеческой мысли, выдаются религией за "истины в последней инстанции".
Противоречия религиозного мировоззрения
Любое религиозное мировоззрение
противоречиво по своему существу.
Противоречия могут быть как внутренними,
присущими внутренней структуре
религиозного вероучения, когда одно
религиозное положение
Противоречивость религиозного
мировоззрения обусловлена
Необходимо иметь в
виду и то обстоятельство, что, раз
возникнув, религиозные положения
обретают святость и благодаря этому
становятся неприкосновенными (поскольку
религия претендует только на абсолютную
истину в ее последней инстанции).
И то, что однажды было выдано
за "божественную" истину, должно
оставаться незыблемым, чтобы не подорвать
религиозного учения о непогрешимости
и абсолютной мудрости бога. Поэтому,
когда благодаря открытиям
К внутренним противоречиям религиозного вероучения можно отнести, например, утверждение, будто помимо бога существует дьявол, на которого возлагается вина за все порочные, безнравственные поступки людей. Премудрый бог создает дьявола, хотя заранее знает, что тот ослушается его и будет творить ему козни. Бог всесилен, но вместе с тем он не в состоянии побороть дьявола, хотя он и ведет против него ожесточенную борьбу. Бог мог бы одним словом повергнуть дьявола во мрак небытия, но он не делает этого, хотя дьявол и является его злейшим врагом, из-за которого для большей части человечества уготована геенна огненная.
Крайне противоречиво религиозное учение о дьявольском искушении. Его абсурдность очень точно определил Гольбах, который писал: "Бог иногда искушает людей, чтобы доставить себе удовольствие покарать их, если они имеют глупость попасться в расставленную им ловушку. Но обычно он при искушении пользуется дьяволом, единственная обязанность которого на земле - издеваться над богом и развращать его верных рабов. Это таинственное поведение свидетельствует о том, что божеству иногда доставляет удовольствие своими неисповедимыми действиями водить самого себя занос".
Противоречия религиозного вероучения принципиально отличаются от тех противоречий, которые встречаются в научном мировоззрении, в науке. Если в научном мировоззрении возникновение противоречий связано с неизбежной ограниченностью человеческих знаний, определяемой рамками общего развития социальной жизни, и поэтому по мере углубления представления человека о мире эти противоречия разрешаются, устраняются (в данном случае не принимаются во внимание диалектические противоречия, служащие источником развития действительности), то религиозные противоречия не могут быть устранены.
Таким образом, все высказанные мысли о научном и религиозном мировоззрениях позволяют нам сделать однозначный вывод: наука и религия непримиримы.