Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Образование – это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение законности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 83.88 Кб (Скачать файл)

     Деятельность  человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. Главные отношения, характеризующие мотивационную  сферу личности, – отношения иерархии мотивов. А. Маслоу выстроил иерархию мотивов  по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. 

     
    1. Базовые потребности Маслоу
 

     Позитивная  холистическо-динамическая теория мотивации  американского психолога А. Маслоу выделяет пять базовых потребностей:

  • Физиологические потребности они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей,
  • Потребность в безопасностипотребность в безопасности, стабильности, защите, структуре и порядке,
  • Потребность принадлежности и любвиона включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе,
  • Потребность в признании - она включает в себя стремление связанное с понятием достижение – достижение уважения других и самоуважения,
  • Потребность в самоактуализациистремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенциала. [13]

     Позднее за предложенной пятистадиальной моделью  потребностей, Маслоу выделил еще  две потребности: потребность в познании и понимании и эстетические потребности.

     Иерархия  фундаментальных потребностей (по А. Маслоу) 

       

     Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она связана с потребностей в  истине, влечением к непознанному, необъясненному. Эта потребность  очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с  конативными и с когнитивными потребностями. 

     
    1. Интерес - один из мотивов обучения
 

     Интерес - один из постоянных и сильнодействующих  мотивов деятельности человека. Интерес  является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо  важная причина. Познавательный интерес  проявляется в эмоциональном  отношении обучаемого к объекту познания.

     Формирование  интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

     1.Прежде  чем ты хочешь призвать учащегося  к какой-либо деятельности, заинтересуй  его ею, позаботься о том, чтобы  обнаружить, что он готов к  этой деятельности, что у него  напряжены все силы, необходимые  для неё, и что учащийся будет  действовать сам, преподавателю  же остаётся только руководить  и направлять его деятельность». [14]

     2. «Весь вопрос в том, насколько  интерес направлен по линии  самого изучаемого предмета, а  не связан с посторонним для  него влиянием наград, наказаний,  страха, желания угодить и т.п.  Таким образом, закон заключается  в том, чтобы не только вызвать  интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [14]

     3. «Третий, и последний, вывод  использования интереса предписывает  построить всю педагогическую  систему в непосредственной близости  к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с  того, что им знакомо и естественно  возбуждает их интерес». [14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Мотивация к обучению
 

     Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходима в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

     Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация). [15]

     Учебная мотивация определяется, как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. [16] http://www.psychological.ru

     Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

     Учебная деятельность учащихся побуждается  иерархией мотивов, в которой  доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием  этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их своеобразной иерархизацией. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). [17]

     Становление мотивации есть не простое возрастание  положительного или усугубление  отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры  мотивационной сферы, входящих в  нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоит  сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной  сферы человека. Мотивационная сфера  или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека…  включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки  или диспозиции, идеалы и т.д.

     Мотивация основное средство, которое даст возможность  повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знаний, ни к  развитию науки самой. Учебный процесс  относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться  отдельно в каждом человеке, но и  сливаться воедино, формируя сложные  мотивационные системы.  
 

     
  1. Структура мотивации обучения
 

     Мотивации студентов долгое время не уделяли  внимания. На самом деле в ХХI веке это один из наиболее эффективных  способов улучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий. Мотивы и мотивация  является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация является основным средством, которое дает возможность  повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволяет  повысить их личный научный и творческий потенциал. 

     
    1. Классификация мотивов по качеству
 

     Мотивы  возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный  – слабый), но и качественно. В  этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

     При этом возможно говорить об отношении  мотива к содержанию деятельности.

     Пример: Можем выделить познавательную потребность  саму по себе – потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации.

     Если  с учебой связана потребность  увеличения социального престижа, зарплаты, тогда надо говорить об внешних мотивах.

     Кроме того, сами внешние мотивы могут  быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

     Развитие  человеческой деятельности ведет к  раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). 

     
    1. Классификация мотивов по направленности и содержанию
 

     Говоря  о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы в соответствии с их направленностью и содержанием:

  • социальные – (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
  • познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);
  • профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
  • эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
  • коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),
  • статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);
  • традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
  • утилитарно – познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);
  • неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

     Эти мотивы могут сливаться, образуя  общую мотивацию для обучения.

    1. Классификация по включённости в процесс ОБучения
 

     Первичное представление о преобладании и  действии тех или иных мотивов  учения даёт отношение обучаемого к  учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс  учения:

     Отрицательное отношение к обучению, возможно охарактеризировaть, как бедность и узость мотивов. Здесь необходимо исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

     Нейтральное (безразличное) отношение  к обучению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так же говорить о способном, но ленивом учащемся.

     Положительное отношение к обучению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования [18]. Отношение обучающегося к обучению преподавателя характеризует активность, которая определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности. 
 
 
 
 

Информация о работе Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации