Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:55, контрольная работа
Само понятие «немецкая классическая философия» было введено немецким мыслителем, общественным деятелем, одним из основоположников марксизма Фридрихом Энгельсом (1820-1895). И именно в марксистских работах это понятие утвердилось, обозначая ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. – первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
ВВЕДЕНИЕ
Само понятие «немецкая классическая философия» было введено немецким мыслителем, общественным деятелем, одним из основоположников марксизма Фридрихом Энгельсом (1820-1895). И именно в марксистских работах это понятие утвердилось, обозначая ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. – первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение.
Развитие немецкой
классической философии было одним
из важнейших выражений
Целью настоящей работы является рассмотрение основных аспектов немецкой классической философии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При выполнении данной работы использовались следующие источники: учебники, учебные пособия, справочники, ресурсы сети Интернет.
1.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской фило-софии вообще. Перечислим по крайней мере некоторые из ее характерных черт.
В философии
Канта нашло свое выражение теоретическое
отражение рефлексии
Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля раз-рабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.
Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоз-зренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает опре-деленный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.
Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической по-зиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и сред-невековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия дол-жна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онто-логической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.
Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея ми-ровой целостности). Другой причиной этой ориентации является так на-зываемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743—1819) «Об учении Спинозы», изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реа-билитацию философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в спи-нозовской дискуссии своим трактатом «Бог» (1787), в котором попытался мо-дернизировать спинозизм (заменил «распространенность» «органическими силами», моделью для которых служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации Спинозы, которую пред-принял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия по-казывает, что послекантовская философия включала в себя и те философские направления в Германии, которые развивались независимо от Канта[2, с.89].
В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного про-буждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.
Таким образом, если попытаться кратко описать основные черты немец-кой классической философии в отношении ее направлений, то можно представить их так:
Нельзя не отметить тот неоценимый вклад, который внесла в мировую философскую мысль немецкая классическая философия. Так, во-первых, учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; во-вторых, немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; и наконец, в-третьих, она стала рассматривать историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
2.ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ В
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от прими-тивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проник-новению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто не-исчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жиз-ни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с рас-цветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма со-циальной наследственности, культуры.
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.
Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании.[7, с.45]
В «критический» же период Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Теория развития Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.
В теории познания Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспри-нимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отно-шение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.
Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические взгляды Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» – художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.
Социально-политические взгляды Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.
Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
3.СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО
В позднем средневековье философ Н.Кузанский замечает, что реальный
процесс познания не может быть теоретически изображен в понятиях классиче-
ской (аристотелевской) логики. Фрэнсис Бэкон в XVII в. прямо ставит задачу создания «нового метода», положив начало разработке индуктивной логики. И.Кант тоже заявляет о необходимости создания «новой логики», актуализируя вопрос о «содержательной» логике. По существу, систематическое решение вопроса о создании нового метода познания, новой логики предложил в начале XIX в. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. [7, с.47]
Так, Гегель создал идеалистическое учение, исходным понятием которого было понятие Абсолютной идеи. Абсолютная идея – это безличное духовное начало всего существующего, которое содержит в себе в свернутом виде сущности всех природных, общественных и духовных явлений. В процессе диалектического саморазвития Абсолютная идея проходит три этапа – логики, природы и человеческого духа. Завершением этого процесса, по Гегелю, стала его философская система. В противоречии с консервативной идеалистической системой находился разработанный Гегелем диалектический метод как наиболее полное и всестороннее учение о развитии, не признающее каких-либо ограничений. Диалектика Гегеля была идеалистической по форме, поскольку подлинным развитием в его философии обладала только Абсолютная идея.[4,с.15]