Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:50, шпаргалка
1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
• был сторонником
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.
Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения — "Феноменология духа" (1807 г.), "Наука логики" (1812—1816 гг.), "Энциклопедия философских наук" (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права — "Философия права" (1821 г.).
Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система", — подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика — метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания.
Гегель создал грандиозную
философскую систему, которая охватывала
всю совокупность теоретических
знаний того времени. Основными частями
гегелевской философии
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.
"Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права — единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности.
В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной в философии называется соответствие понятия реальности". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.
Задачу философии Гегель
видел в том, чтобы постигнуть
государство и право как
Свое понимание предмета
и метода философии права Гегель
выразил в знаменитом афоризме, который
воспринимался многими
В политической литературе XIX
в. это суждение Гегеля вызвало прямо
противоположные интерпретации. Представители
леворадикальных течений
Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы — противопоставления естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Представлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.
Идеей права философ считал
всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся
в идеологии антифеодальных революций,
Гегель наделял человека абсолютной
свободой и выводил право из понятия
свободной воли. "Система права
есть царство реализованной свободы"
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.
Процесс утверждения всеобщей
свободы, по Гегелю, составляет содержание
всемирной истории. На страницах "Философии
права" Гегель анализирует состояние
свободы в современную ему
эпоху, т.е. в Новое время (историческое
развитие свободы он прослеживал
в философии истории). Будучи теоретической
наукой, философия права освещает
концептуальное (понятийное) содержание
проблемы всеобщей свободы. В соответствии
с принципами диалектики развитие свободы
до степени всеобщности
Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.
Первая ступень — абстрактное
право. Свободная воля первоначально
является сознанию человека в качестве
индивидуальной воли, воплощенной в
отношениях собственности. На этой ступени
свобода выражается в том, что
каждое лицо обладает правом владеть
вещами (собственность), вступать в
соглашение с другими людьми (договор)
и требовать восстановления своих
прав в случае их нарушения (неправда
и преступление). Абстрактное право,
иными словами, охватывает область
имущественных отношений и
Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.
Основное внимание в этом
разделе "Философии права" уделено
обоснованию частной
Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.
Вторая ступень в развитии
идеи права — мораль. Она является
более высокой ступенью, потому что
абстрактные и негативные, предписания
формального права в ней
На данной ступени свобода
проявляется в способности
Третья, высшая, ступень осмысления
права человеком —
Гегель рассматривает
гражданское общество и государство
как несовпадающие сферы
Отождествляя гражданский
строй с буржуазным, Гегель изображает
его как антагонистическое