Неоплатонизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:15, доклад

Краткое описание

Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой
западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма
возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм
связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Вложенные файлы: 1 файл

неоплатонизм.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

ничто. Плотин, правда, не называет Единое ничем, но в  сущности это  так.  По

Плотину, единое, будучи вечным началом всего  существующего, само по себе  не

существует. Во всяком случае, о нем  нельзя  сказать,  что  оно  существует.

Сказать, что Единое существует, – значит его ограничить,  поставить рамки,

определить. Единое же нельзя заузить, так как  оно беспредельно.

      Плотин взял  диалектику  единого   и  многого  у  Платона   и  превратил

горизонталь «единое  –  многое»  в  вертикаль.  Единое  не  познается  через

многое, потому что единое выше, а  многое  ниже,  а  высшее  не  постигается

через низшее, низшее не может быть ключом  к пониманию высшего.  В высшем

всегда  есть то, что низшему не доступно, на то оно и высшее.

      Единое есть абсолютное единство  и в том смысле, что не содержит  в себе

многого,  оно,   естественно,   не   содержит   в   себе   и   различия,   и

противоположности, и противоречия.

      Нет в едином и субъектно-объектного  отношения,  и саморефлексии,  и

самопознания. Единое себя знает, но оно знает себя без познания, потому  что

познание  есть переход от незнания к  знанию,  что  предполагает  в  качестве

исходного состояния  состояние  незнания,  т.е.  несовершенства,  неполноты,

ущербности,  недостатка,  –  а  все  это  чуждо  Единому,  потому  что   оно

совершенно  целостно, самодовлеюще и едино.

      Единое ни к чему  и не  стремиться.  Ведь  всякое  стремление  также

предполагает   исходную   ущербность,   которая   должна   быть   восполнена

достижением цели.  Единое,  ничего  не  желая  и  не  к  чему  не  стремясь,

следовательно,  абсолютно  счастливо,  если  под  счастьем  понимать  вечный

покой.  И  в  самом  деле,  в  Едином  нет  времени,  оно  вневременно.  Это

нетронутая  временем вечность.

      Однако тезис Плотина о непознаваемости  Единого, о его непостижимости  и

несказанности,  имеет  трещину,  ведь  Плотин  только  и  делает,   что   на

протяжении  всех своих трактатов говорит  о Едином. Да и сказать, что оно не

существует  и непознаваемо, что оно выше всякого  ума и интеллекта, не  значит

ли сказать  о Едином главное, существенное?

      Плотин сравнивает Единое с Солнцем как источником света и тепла.  Он

говорит, что Единое есть Благо и Свет и  тем  самым  опять  противоречит  сам

себе.

      Говоря о генезисе мира из  Единого, Плотин отвергает идею  творения мира

богом из ничего. Ведь здесь опять-таки бог  есть  некий  деятель,  который  к

чему-то стремиться, чего-то  хочет,  который  как-то  даже  ограничен своим

творением,  которое  ведь  может  восстать  против  своего  творца.   Плотин

понимает  творение мира Единым  как абсолютно немотивированный  объективный

процесс. И называть этот  процесс  принято  латинским  словом  эманация  (от

emanare – течь,  литься).  Но  у Плотина текущее,  вытекающее  Единое  не

убывает. Оно, творя  мир,  ничего  не  утрачивает,  оно  остается  неизбывно

целостным, и этот процесс происходит вне времени, от вечности.

      Единое, будучи светом, светит вокруг  себя, оно сияет. Единое не  может

не производить  вокруг  себя  освещенность,  которая,  как  и  всякий  свет,

убывает по мере удаления от своего  источника.  Свет  светит  необходимо.  И

Единое  также производит все иное, чем  оно,  необходимо.  Идея  необходимости

Плотина состоит в том, что высшее порождает  низшее,  а  низшее  должно  быть

порождено высшим. 
 

      Ум.

      Первым, что с необходимостью  происходит от Единого, есть Ум  (Нус).  В

отличие от небытийного Единого Ум бытиен. Ум  у Плотина и аристотелевский

бог как  само  себя  мыслящее  мышление,  и  платоновский  демиург,  который,

однако, не имеет перед собой идей,  как нечто ему заданное  в качестве

образцов, а содержит их в себе как свое внутреннее состояние.

      Ум не только  бытиен,  но  и множествен  в том смысле,  что в нем

существует  многое как идеально многое, как  множество  идей.  Ум  имеет  две

стороны: ту,  которая  обращена  к  Единому,  и ту,  которая отвращена от

Единого. Как обращенное к Единому Ум един. Как отвращенное  от  Единого Ум

множествен.  В  целом   же   Ум   есть   саморефлексия   систематизированной

совокупности  идей.  Ум,  в  отличие  от  Единого,  делится на  познающее и

познаваемое. Ум познает самого себя. В этом его  ограниченное  единство.  Как

и Единое, Ум существует вне времени. И процесс познания  Умом  самого  себя

как системы  идей является вневременным процессом. Ум, мысля свое  содержание

(идеи), одновременно  и творит их. Ум мыслит сам   себя,  начиная  с  наиболее

общих идей, с категорий: бытие, движение и покой, тождество и  различие.  От

них происходят в процессе мышления Умом самого себя все остальные идеи.

      У Плотина Ум парадоксален  в том отношении, что он содержит  в  себе  не

только  идеи общего, но и индивидуального. Например, идея льва  как  такового

и идея каждого  льва. 

      Мировая душа.

      Распространяемый   Единым   свет   весь   не   поглощается   Умом,   а

распространяется  и  дальше.  Его  результатом  является  душа,  которая,  в

отличие от Единого и Ума, существует во времени. Время появляется  благодаря

Душе. Душа происходит от ума непосредственно, а от Единого – опосредованно.

Душа, как  и Ум, имеет две стороны.  Одной  она  обращена  к  Уму,  а  другой

отвращена от Ума. Это различие в Душе столь существенно, что можно говорить

о двух Душах: верхней и нижней. Верхняя Душа ближе к Уму (Нусу) и не  имеет

непосредственного контакта с чувственным феноменальным  миром.  Нижняя  Душа

имеет  такой  контакт.  В  целом  Душа  является  связующим   звеном   между

сверхчувственным  и чувственным мирами. Она сама  по  себе  бестелесна  и,  в

сущности,  неделима.  Душа  созерцает идеи  как нечто для нее   внешнее.

Отражение  идей  в  Душе  есть  логос.  Каждой   идее   соответствует   свой

сперматический логос, который бестелесен.

      Душа является источником движения. Существуя во  времени,  Душа  имеет

уже не категорию  движения, как Ум, а само движение. 
 
 

        Природа.

      По Плотину, природа – это   мир  явлений,  которые  реальны   настолько,

насколько они отражают  в  себе  идеи  Ума.  Природа  у  Плотина  имеет  две

стороны. Своей лучшей стороной она  есть  не  что  иное,  как  низшая  часть

мировой души, как  низшая  душа.  Именно  она  через  сперматические  логосы

порождает в ней вещи, которые, в конечном счете, есть отражения  неубывающих

идей Ума. В феноменальном мире Душа дробится. Есть душа неба, души звезд,  у

Солнца, у  Луны, у планет, у Земли есть свои деепричастные души.  Душа  земли

рождает души растений, животных, низшие части  душ людей, через которые  люди

как раз  и заземляются, тяжелеют, попадают в  кабалу к телу.

      Итак, природа  с  лучшей  своей  стороны  является  затененной  частью

мировой Души. С худшей же стороны природа  – порождение материи. 

      Материя.

      Плотин понимал  материю   как  «небытие»,  т.е.  как   «абсолютное   не-

существование, но только то, что отлично от реального  существования».

      У Плотина материя существует  вечно, как вечно Единое и   его  свечение.

Материя не есть какое-то самостоятельное начало  наряду  с  Единым.  Материя

Плотина противоречива: она  и  то,  что  противостоит  Единому,  и то,  что

производится  им. Материя есть результат угасания света.  Там,  где  свечение

Единого угасает, там, где смыкается тьма, там и вечно возникает материя.

Материя –  это  отсутствие  должного  быть  света.  Она  является  погасшим,

источившимся  светом. Но все-таки она не абсолютное ничто, а  нечто.  Но  это

такое нечто, которое почти что ничто. И  это такое ничто, которое содержит  в

себе нечто. Ведь согласно Плотину, Единое везде и нигде.  И,  будучи  везде,

оно, по-видимому, должно быть и в материи,  поскольку  она  ведь  тоже  есть

единое  как отличное от реально существующего  и от Сверхсущего (Единого).

      Противостоя свету, как тьма, материя  противостоит Единому (Благу)  как

Зло. Для  Плотина источник зла  содержится  в  материи.  Так  как  материя  у

Плотина - не позитивное в смысле своей самостоятельности  начало,  то  и  зло

не есть нечто равномощное добру, благу, а недостаток  должного  быть  добра.

Зло имеет  причину не  достаточную,  а  не  достающую.  При  всех  изменениях

материя остается неизменной,  равной  самой  себе.  В  отличие  от  Единого,

материя познаваема, но  только  с  помощью  искусственного  и даже  ложного

силлогизма. 

      Восхождение к Единому. Экстаз.

      У Плотина Единое не только  нисходит во многое, но и многое  восходит  к

нему, стремясь стать единым, преодолеть свою разобщенность и приобщиться к

благу, ведь Единое есть еще и благо. Все, что  ни  есть,  даже,  по-видимому,

материя, нуждается во благе и стремится  к Благу.

      Наиболее осознанно это  стремление  проявляется  у  человека.  Человек

низменный никуда по вертикали не стремится. Это двухмерный  человек,  и он

живет по горизонтали. Но эта ситуация  не  безнадежна.  У  каждого  человека

Информация о работе Неоплатонизм