Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:15, доклад
Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой
западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма
возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм
связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.
ничто. Плотин, правда, не называет Единое ничем, но в сущности это так. По
Плотину, единое, будучи вечным началом всего существующего, само по себе не
существует. Во всяком случае, о нем нельзя сказать, что оно существует.
Сказать, что Единое существует, – значит его ограничить, поставить рамки,
определить. Единое же нельзя заузить, так как оно беспредельно.
Плотин взял диалектику единого и многого у Платона и превратил
горизонталь «единое – многое» в вертикаль. Единое не познается через
многое, потому что единое выше, а многое ниже, а высшее не постигается
через низшее, низшее не может быть ключом к пониманию высшего. В высшем
всегда есть то, что низшему не доступно, на то оно и высшее.
Единое есть абсолютное
многого, оно, естественно, не содержит в себе и различия, и
противоположности, и противоречия.
Нет в едином и субъектно-объектного отношения, и саморефлексии, и
самопознания. Единое себя знает, но оно знает себя без познания, потому что
познание есть переход от незнания к знанию, что предполагает в качестве
исходного состояния состояние незнания, т.е. несовершенства, неполноты,
ущербности, недостатка, – а все это чуждо Единому, потому что оно
совершенно целостно, самодовлеюще и едино.
Единое ни к чему и не стремиться. Ведь всякое стремление также
предполагает исходную ущербность, которая должна быть восполнена
достижением цели. Единое, ничего не желая и не к чему не стремясь,
следовательно, абсолютно счастливо, если под счастьем понимать вечный
покой. И в самом деле, в Едином нет времени, оно вневременно. Это
нетронутая временем вечность.
Однако тезис Плотина о
несказанности, имеет трещину, ведь Плотин только и делает, что на
протяжении всех своих трактатов говорит о Едином. Да и сказать, что оно не
существует и непознаваемо, что оно выше всякого ума и интеллекта, не значит
ли сказать о Едином главное, существенное?
Плотин сравнивает Единое с Солнцем как источником света и тепла. Он
говорит, что Единое есть Благо и Свет и тем самым опять противоречит сам
себе.
Говоря о генезисе мира из
Единого, Плотин отвергает
богом из ничего. Ведь здесь опять-таки бог есть некий деятель, который к
чему-то стремиться, чего-то хочет, который как-то даже ограничен своим
творением, которое ведь может восстать против своего творца. Плотин
понимает творение мира Единым как абсолютно немотивированный объективный
процесс. И называть этот процесс принято латинским словом эманация (от
emanare – течь, литься). Но у Плотина текущее, вытекающее Единое не
убывает. Оно, творя мир, ничего не утрачивает, оно остается неизбывно
целостным, и этот процесс происходит вне времени, от вечности.
Единое, будучи светом, светит вокруг себя, оно сияет. Единое не может
не производить вокруг себя освещенность, которая, как и всякий свет,
убывает по мере удаления от своего источника. Свет светит необходимо. И
Единое также производит все иное, чем оно, необходимо. Идея необходимости
Плотина состоит в том, что высшее порождает низшее, а низшее должно быть
порождено
высшим.
Ум.
Первым, что с необходимостью происходит от Единого, есть Ум (Нус). В
отличие от небытийного Единого Ум бытиен. Ум у Плотина и аристотелевский
бог как само себя мыслящее мышление, и платоновский демиург, который,
однако, не имеет перед собой идей, как нечто ему заданное в качестве
образцов, а содержит их в себе как свое внутреннее состояние.
Ум не только бытиен, но и множествен в том смысле, что в нем
существует многое как идеально многое, как множество идей. Ум имеет две
стороны: ту, которая обращена к Единому, и ту, которая отвращена от
Единого. Как обращенное к Единому Ум един. Как отвращенное от Единого Ум
множествен. В целом же Ум есть саморефлексия систематизированной
совокупности идей. Ум, в отличие от Единого, делится на познающее и
познаваемое. Ум познает самого себя. В этом его ограниченное единство. Как
и Единое, Ум существует вне времени. И процесс познания Умом самого себя
как системы идей является вневременным процессом. Ум, мысля свое содержание
(идеи), одновременно и творит их. Ум мыслит сам себя, начиная с наиболее
общих идей, с категорий: бытие, движение и покой, тождество и различие. От
них происходят в процессе мышления Умом самого себя все остальные идеи.
У Плотина Ум парадоксален
в том отношении, что он
только идеи общего, но и индивидуального. Например, идея льва как такового
и идея каждого
льва.
Мировая душа.
Распространяемый Единым свет весь не поглощается Умом, а
распространяется и дальше. Его результатом является душа, которая, в
отличие от Единого и Ума, существует во времени. Время появляется благодаря
Душе. Душа происходит от ума непосредственно, а от Единого – опосредованно.
Душа, как и Ум, имеет две стороны. Одной она обращена к Уму, а другой
отвращена от Ума. Это различие в Душе столь существенно, что можно говорить
о двух Душах: верхней и нижней. Верхняя Душа ближе к Уму (Нусу) и не имеет
непосредственного контакта с чувственным феноменальным миром. Нижняя Душа
имеет такой контакт. В целом Душа является связующим звеном между
сверхчувственным и чувственным мирами. Она сама по себе бестелесна и, в
сущности, неделима. Душа созерцает идеи как нечто для нее внешнее.
Отражение идей в Душе есть логос. Каждой идее соответствует свой
сперматический логос, который бестелесен.
Душа является источником
уже не категорию
движения, как Ум, а само движение.
Природа.
По Плотину, природа – это мир явлений, которые реальны настолько,
насколько они отражают в себе идеи Ума. Природа у Плотина имеет две
стороны. Своей лучшей стороной она есть не что иное, как низшая часть
мировой души, как низшая душа. Именно она через сперматические логосы
порождает в ней вещи, которые, в конечном счете, есть отражения неубывающих
идей Ума. В феноменальном мире Душа дробится. Есть душа неба, души звезд, у
Солнца, у Луны, у планет, у Земли есть свои деепричастные души. Душа земли
рождает души растений, животных, низшие части душ людей, через которые люди
как раз и заземляются, тяжелеют, попадают в кабалу к телу.
Итак, природа с лучшей своей стороны является затененной частью
мировой
Души. С худшей же стороны природа
– порождение материи.
Материя.
Плотин понимал материю как «небытие», т.е. как «абсолютное не-
существование, но только то, что отлично от реального существования».
У Плотина материя существует вечно, как вечно Единое и его свечение.
Материя не есть какое-то самостоятельное начало наряду с Единым. Материя
Плотина противоречива: она и то, что противостоит Единому, и то, что
производится им. Материя есть результат угасания света. Там, где свечение
Единого угасает, там, где смыкается тьма, там и вечно возникает материя.
Материя – это отсутствие должного быть света. Она является погасшим,
источившимся светом. Но все-таки она не абсолютное ничто, а нечто. Но это
такое нечто, которое почти что ничто. И это такое ничто, которое содержит в
себе нечто. Ведь согласно Плотину, Единое везде и нигде. И, будучи везде,
оно, по-видимому, должно быть и в материи, поскольку она ведь тоже есть
единое как отличное от реально существующего и от Сверхсущего (Единого).
Противостоя свету, как тьма, материя противостоит Единому (Благу) как
Зло. Для Плотина источник зла содержится в материи. Так как материя у
Плотина - не позитивное в смысле своей самостоятельности начало, то и зло
не есть нечто равномощное добру, благу, а недостаток должного быть добра.
Зло имеет причину не достаточную, а не достающую. При всех изменениях
материя остается неизменной, равной самой себе. В отличие от Единого,
материя познаваема, но только с помощью искусственного и даже ложного
силлогизма.
Восхождение к Единому. Экстаз.
У Плотина Единое не только нисходит во многое, но и многое восходит к
нему, стремясь стать единым, преодолеть свою разобщенность и приобщиться к
благу, ведь Единое есть еще и благо. Все, что ни есть, даже, по-видимому,
материя, нуждается во благе и стремится к Благу.
Наиболее осознанно это
низменный никуда по вертикали не стремится. Это двухмерный человек, и он
живет по горизонтали. Но эта ситуация не безнадежна. У каждого человека