Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:29, реферат
Новые проблемы, возникшие в науки в 20-30-е годы ХХ в., привели к возникновению – неопозитивизма. Суть этих проблем заключалась в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Неопозитивизм сформировался почти одновременно в трех европейских странах – Австрии (“Венский кружок”), Англии (Б.Рассел), Польше (Львовско-Варшавская школа).
1.Неопозитивизм и постпозитивизм 20 века о природе и формах познания, о соотношении философии и науки. Неопозитивизм. Позитивизм - философское учение, обосновывающее фундаментальную ценность эмпирического научного знания, эмпирических методов исследования, предлагающее инструментальное истолкование статуса теоретического знания.
Новые проблемы, возникшие в науки в 20-30-е годы ХХ в., привели к возникновению – неопозитивизма. Суть этих проблем заключалась в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Неопозитивизм сформировался почти одновременно в трех европейских странах – Австрии (“Венский кружок”), Англии (Б.Рассел), Польше (Львовско-Варшавская школа).
Неопозитивизм сделал собственного
рода эволюцию, в какой можно выделить
несколько стадий, когда он был
представлен определенными
Рассел и Л. Виттгенштейн разрабатывали концепцию логического атомизма. Их цель заключалась в том, чтобы создать логически совершенный язык, который обеспечит однозначное соответствие между словами и фактами. Эта концепция смыкалась с концепцией логического эмпиризма: все наше знание из опыта. противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Традицион-ные философские вопросы объявлялись бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдо-понятиями, так как их определения не допускают какой-либо опытной проверки (например, «абсолют», «субстан-ция»). Именно условие обязательной опытной проверяемости знания стало основанием для введения принципа верификации – установления истинности всех суждений, претендующих на научный статус
Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, то есть “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Особенности течения: 1)он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. 2) отождествление понятия “объективный факт” и “научный факт”. Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их. Все философские предложения также являются бессмысленными высказываниями и не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной “факт”. Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса: - осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке; - бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.
Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность.
Следующее течение философия лингвистического анализа, доминирующая в послевоенные годы в философской жизни Англии. В противовес логическому позитивизму лингвистические аналитики подчеркивают, что актуально использующийся язык содержит множество различных подразделений, областей. Принципиальным для лингвистического анализа является не просто указание на существование в обыденном языке различных, не сводимых друг к другу слоев, контекстов и т. д., а признание того, что количество этих контекстов, в сущности, необозримо. Лингвистические аналитики считают, что философские проблемы возникают в результате непонимания логики естественного языка. Поэтому и решены они могут быть лишь путем анализа именно этого языка, путем тщательного выявления и кропотливого описания многообразных контекстов словоупотреблений. Лингвистические аналитики считали, что “метафизические” псевдоутверждения возникают в результате нарушения правил употребления некоторых слов обычного языка. При этом философские дискуссии порождаются отнюдь не всеми, а лишь некоторыми словами нашего языка. Поэтому свою задачу аналитические философы видели в том, чтобы вскрыть источник “метафизических” псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл слов, неправильно употребляемых философами-метафизиками”.
Аналитическая философия – это своеобразная “философия философии”, занятая лишь теми проблемами, которые предложены ранее жившими или ныне существующими философами, и не имеющую ни потребности, ни нужды в том, чтобы заниматься вопросами, которые волнуют представителей специальных наук, или же пытаться решать социально-этические проблемы, поставленные современным социальным развитием.
Подводя итого по данному этапу развития философии науки можно отметить следующие характерные черты, присущие неопозитивизму: понимание логико-математических наук как неэмпирических и аналитических; стремление к объединению всех эмпирических наук на основе физического языка; сведение всех гуманитарных наук к психологии и социологии, понимаемых в обоих случаях бихевиористски; ликвидация метафизики, проблемы которой являются мнимыми, а утверждения – бессмысленными; ликвидация иных философских наук – теории познания, этики, эстетики и понимание философии как логического анализа языка науки. Самым общим образом позицию неопозитивистов можно сформулировать так: истинным знанием является только эмпирическое знание, которое сводится к отчетным предложениями; кроме него существует тавтология (в математике) и анализ языка (в философии). Утверждения, которые принципиально не могут быть верифицированы, являются бессмысленными; из таких утверждений, согласно неопозитивизму, и состоит традиционная философия.
Постпозитивизм. Представители постпозитивизма обращались к истории науки, к анализу ее движущих сил. Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм использует факты реальной истории развития науки, демонстрируя зависимость познавательного процесса общества и от познающего индивида. Особое внимание в постпозитивизме стали уделять аномалиям и тупиковым ситуациям в науке, конкуренции теорий.
Происходит отказ от обезличивания
науки, игнорирования традиций и
авторитетов научных
Исторически первым учением был Карла Поппера, который подверг критике стандартную позитивистскую модель познания, в частности идею «чистого эмпиризма», утверждая, что эмпирические высказывания не менее подвержены ошибкам, чем теоретические. Верификационному принципу он противопоставляет принцип фальсификации – научной является такая теория, применительно к которой всегда найдется факт, ей противоречащий. При этом, если теория фальсифицирована, она должна быть целиком видоизменена или заменена более успешной теорией. Термин «факт» трактуется Поппером широко – это не только факты, но и все мыслимые утверждения о фактах. Поскольку результатом фальсификации теории является выдвижение другой, то в научном исследовании мы должны стремится не к спасению теории, а наоборот, пытаться любыми средствами опровергнуть ее. Принцип фальсификации Поппера был призван не только отделять научные теории от ненаучных, но и сравнивать научные теории по степени их предпочтительности.
В методологии Поппера акцент делался на негативных примерах, аргументах, фактах, опровержениях, то есть на критике существующих и выдвигаемых теорий, с целью нахождения истинных научных знаний.
Попперу принадлежит концепция
трех миров: мир вещей, мир человеческого
знания, мир объективного знания. В
познавательном смысле данные миры не
сводимы друг к другу: человек, создав
теорию и закрепив ее в научном
языке, дает ей объективное существование
и с этого момента она
Вторая основная линия постпозитивизма восходит к историческим исследованиям Т. Куна, которые привели к появлению понятий «научная парадигма» и «научная революция». Научное исследование строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой, причем выбор парадигмы диктуется не неким «прогрессом знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами. История науки, таким образом, предстает у Куна как постоянная смена нормальных периодов ее развития революционными переворотами.
Наибольшая его заслуга состоит в том, что он нашел новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему «человеческий» фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.
Фейерабенд, как и другие
постпозитивисты, начинает свое творчество
с попыток улучшения
Наука Фейерабенда есть продукт
произвольного человеческого
Создание универсальных научных правил, научных традиций, их общественное закрепление и использование в процессе образования, по мнению Фейерабенда, несовместимо с гуманизмом, поскольку принуждает людей следовать определенным стандартам, что препятствует развитию индивидуальности, свободы человека. История науки демонстрирует, что любые методологические правила рано или поздно нарушаются, ибо рискуют стать помехой в развитии науки и это, естественно, необходимо для прогресса науки.
Таким образом, понятие «постпозитивизм» охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций.
2.Проблема бытия,существования,жизни человека в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм (существование)- это философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Данное направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
Идеи экзистенциализма восходят к воззрениям датского философа С. Кьеркегора и «философии жизни». Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905-1907 гг. в работах Н.А. Бердяева, а также в трудах Л.И. Шестова. получил развитие в Германии. Здесь его главными представителями были К. Ясперс и М. Хайдеггер. во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в трудах А. Камю и Ж.П. Сартра.
Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. По Сартру Существование предшествует сущности, человек обретает свою сущность сам, за счет индивидуальных усилий сам проектирует и реализует себя. Т.е. обретает себя и свою судьбу. Человек свободен, поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего «Я». Следствием этого является ответственность человека и за свои поступки, Т.о., экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу, которая состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, а «выбирал» самого себя. По Камю любая общественная и социальная деятельность подавляет личность, его «Я» всегда противостоит безличная сила, масса, стремящаяся затруднить этот выбор, стереть индивидуально особенное в человеке, сделать его таким же, как все в обезличенной массе. Истинное существование поэтому – это одинокое существование.
проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смертью, в ситуациях, которые К. Ясперс назвал пограничными, смысл внимания к ним не только в том, что философствовать – значит учиться умирать, но и в другом: в том, чтобы привлечь внимание человека к высшей ценности, которая ему дана, к самой жизни.
Вопрос о бытие Хайдеггер говорил, что предметом философии должно стать «бытие», причем бытие по его мнению становится зависимым от человека, предмет науки-«сущее». Под «сущим» подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от которого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, т.е. через экзистенцию.
3.Религиозная философия XX о смысле, ценностях и нормах человеческой жизни.
Основная особенность религиозно-философских учений – содержание в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Т.к. религиозная антропология включает в себя теологическое решение актуальных общественно-политических и социальных проблем. При этом человеческая деятельность сопрягается с действием вечных, абсолютных причин, божественным провидением, вечной моралью.