Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:36, доклад
Писатель. Его значительные произведения - "Князь", "Рассуждение". Они носят республиканский и либеральный характер.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
человек обладает изначально злой природой;
движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату.
Макиавелли (1467 - 1527). Его отец - юрист. Сам он родился во Флоренции, не был ни богат, ни беден. Он занимал небольшой пост в правительстве Флоренции, иногда выезжал с дипломатическими миссиями. Подвергся аресту, но был оправдан и получил разрешение жить в деревне, не далеко от Флоренции. Стал писателем. Его значительные произведения - "Князь", "Рассуждение". Они носят республиканский и либеральный характер.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);
• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Макиавелли (1469-1527). "Государь" - 1 самостоятельное политическое исследование. Главное в государстве - человек. Макиавелли провозглашает новый для политики лозунг: "Политика для политики". Основные идеи:
15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н.Макиавелли).
Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) - это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.
Наряду с антропоцентризмом специфика Возрождения представлена также секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс - время безбожия или безразличия к религии. Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов. Просто авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. Просто от Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.
Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.
Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть. И, надо сказать, в этом направлении она продвинулась далеко вперед. В созданных ими образах времени ярко представлены все цвета жизни.
Один из самых заметных переходов от Средних веков к Новому времени, в рассматриваемом нами плане, обозначен творчеством великого флорентийца Никколо Макиавелли (1469-1527). Им были заложены основы нового подхода к политике и политической мысли - как к чему-то автономному, свободному от философских спекуляций (традиций Аристотеля, Цицерона, Аквината), религии, морали. Макиавелли - сторонник политики как политики или даже "политики для политики". Он настаивает на рассмотрении и утверждении того, что есть, реальной политической практики, а не того, что могло бы или должно быть. Вот как сам Макиавелли очерчивает свое видение политики и задач государя в ней: "Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от тех многих, кто изображал республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности".
Для Аристотеля, как помним, предпочтительны средние пути. Макиавелли же демонстрирует активное неприятие всякой половинчатости и "срединности", всяких компромиссов - они губительны для государства.
Согласно Макиавелли, государь в своих действиях должен исходить из "злой" природы человека, из того, что люди "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Государство для того, собственно, и создается, чтобы насильственным образом обуздать этот природный эгоизм человека, обеспечить порядок в обществе. В установлении такого государства Бог, естественно, никакого участия не принимает. Государство, по Макиавелли, - дело рук человеческих, главным образом мудрого (хитрого как лис и сильного как лев) государя. Государство - высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни. Церкви в данной связи отводится роль лишь духовного утешителя народа. Это - принципиальный разрыв с господствовавшей мировоззренческой установкой Средневековья: религия, церковь как основа-интегратор всей общественной жизни. На место "страха Божьего" новый государь ставит страх и трепет перед олицетворяющим им Государством.
Сила для Макиавелли - основа правления и права. Однако она не самодостаточна; не о силе ради силы здесь речь. Сила призвана наказывать, где нужно - сокрушать, но и исправлять, воспитывать, поднимать. Вообще надо сказать, что жестокость государя, по Макиавелли, во многом вынужденная. Конечно, было бы хорошо, чтобы его любили и боялись, чтобы он был в одно и то же время и обожаемым и внушающим страх. Но поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись, чем любили. Так вернее, надежнее и безопаснее - для государя и государства. В конце концов государь - не Бог, только последнего можно и любить и бояться одновременно. "Любовь, - пишет Макиавелли, - поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно". Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Особое, отнюдь не средневековое отношение у Макиавелли и к судьбе, или фортуне. Он не согласен с теми, кто считает, что все в мире и нашей жизни направляется судьбой и Богом. Скорее уж так: "судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям". Если всецело полагаться на судьбу, то нельзя выстоять против ее ударов. Словом, на судьбу надейся, но и сам не плошай. Государь должен следить за временем и теми изменениями, которые оно вносит в жизнь общества. Хорошо ориентироваться в реальной политической ситуации, вовремя и умело приспосабливаться к новым тенденциям, в ней наметившимся. И действовать, действовать, а не созерцать и вздыхать, примиряясь тем самым со своим жребием. Вот тогда фортуна будет действительно благоприятствовать ему, государю.
Смелость и натиск лучше осторожности. "...Фортуна - женщина, - утверждает Макиавелли, - и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают". Итак, судьбе не подчиняются, ей сопротивляются, ею овладевают.
Политический идеал Макиавелли - государство, в котором перемешаны "все три правительственных начала": монархическое (самодержавное княжество), аристократическое и демократическое (народное собрание). Он ссылается, как на пример и образец, на Ликурга, легендарного законодателя Спарты, который сумел создать государственный строй, просуществовавший свыше восьмисот лет. А все потому, что каждому из названных начал там было отведено соответствующее место.
Жесткость и бескомпромиссность социально-политических идей Макиавелли, а именно: прагматизм и активизм, пронизанные принципом "цель оправдывает средства", возведение насилия в закон политической жизни общества, настаивание на эгоистичности человеческой природы, призыв к непокорности судьбе - все это будоражило общественную мысль и несомненно стимулировало ее дальнейшее развитие.
Макиавелли - виднейший представитель политической философии эпохи Возрождения, наследие которого неизменно привлекает к себе интерес, вызывая ожесточенные споры и дискуссии. Маленькое по объему сочинение «Государь» заключает в себе столько парадоксов, противоречий и одновременно глубочайших прозрений и гениальных догадок, что «обречено» на то, чтобы привлекать к себе интерес все новых и новых читателей, делить их на восторженных поклонников и непримиримых оппонентов. С одной стороны, перед нами блистательный аналитик политических процессов современной ему Италии и античного мира. «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», отчеты, докладные записки и письма, написанные за четырнадцать лет работы в должностях канцлера второй канцелярии Сеньории флорентийской республики и канцлера секретаря Совета десяти, дают нам основание считать Макиавелли основоположником политической науки Нового времени.
С другой стороны, политическая философия Макиавелли - это непрерывное стремление освободить политику от нравственных оценок, постоянное противоборство сущего и должного, аморальные рекомендации осуществления политической власти. Названные нравственные коллизии получили синтетическое наименование макиавеллизма, ставшего синонимом коварства, двуличия, жестокости в политике. Примеров подобного рода коллизий в «Государе» можно обнаружить более чем достаточно. Вот некоторые из них: «удержать завоеванное не трудно, в особенности, если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя»[24]; «жестокость применена хорошо в тех случаях, если позволительно дурное называть хорошим, когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных»[25], «обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше»[26]; «сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу и пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером. Люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить»[27]; «добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными, поэтому государь нередко вынужден отступать от добра, ради того, чтобы сохранить государство»[28]; «государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность»[29].
В политико-философской литературе многократно предпринимались попытки объяснить это парадоксальное противоречие, которое многие именуют феноменом творчества Макиавелли.
Согласно следующему подходу, Макиавелли выступает в «Государе» как беспощадный критик современной политической власти, точнее тех, кто являлся ее носителем. Не случайно в поле его зрения попадали политические деятели, не слишком привлекательные в нравственном, человеческом отношении, беззастенчиво лживые и лицемерные. Это обстоятельство послужило основанием для возникновения мнения, согласно которому «Государь» Макиавелли - это не что иное, как критический разбор современных форм государственности и политических отношений. Первым эту точку зрения высказал Дж.М. Тоскано в 1578 году, вскоре ее повторил А. Джентиле в 1585 г. Позже этот подход стал традиционным, а в ряде работ чуть ли не единственным способом интерпретации политической философии Макиавелли. В русле такого подхода парадоксы нравственности в политической философии Макиавелли объясняются тем, что Макиавелли создал сочинение, которое «является убийственной сатирой на деспотов, имеющей целью вызвать против них карающих мстителей и побудить народы к восстанию»[35]. Сторонники названного подхода ссылаются на тот резонанс, который вызвало сочинение Макиавелли у новых правителей Флоренции. «Государь», будучи напечатанным и распространенным в ограниченном количестве, вызвал негодование у правящих лиц, которые увидели в нем скрытое стремление разоблачить характер установившегося режима, а в нелицеприятном портрете верховного политического деятеля - самих себя.
Между тем, достаточно внимательно прочитать «Государя», чтобы понять, что ни одна фраза, ни одна мысль, ни одна идея не дают повода считать, будто в нем заключен какой-то тайный сатирический или разоблачительный смысл. О том, что не разоблачение явилось главной целью трактата, свидетельствует хотя бы тот факт, что «Государь» был написан с явным намерением Макиавелли возвратиться к государственной деятельности. Он посвящает это сочинение сначала Джулиано Медичи, а затем, после его смерти, Лоренцо Медичи. Впрочем, стремясь привлечь внимание правящих лиц Флоренции к своей персоне, мыслитель сочиняет еще и «Песнь блаженных духом», приуроченную к избранию нового папы, посылает Джулиано Медичи сонеты и певчих дроздов. Было бы наивно полагать, что, создавая сатиру на современную политическую власть, Макиавелли пытается вручить свое творение лицам, которые эту власть олицетворяли.
Скорее всего, названное сочинение является подтверждением блестящего применения метода реализма. Именно это обстоятельство позволило ему с такой деловой откровенностью и талантом запечатлеть типические черты тиранических деятелей всех времен и народов: древних и современных, светских и религиозных, итальянских и французских и т.д. Не случайно этот анализ привел к результату, совершенно отличному от того, который предполагалось поначалу достичь: не расположения флорентийских властей добился автор, а их неприязни, а в дальнейшем и полного безразличия к себе. «Анализ Макиавелли не знал никаких преград, проникал до дна, доискивался до последних начал,- справедливо отмечал А.Дживилегов. Никто не умел с таким неподражаемым искусством изолировать вопрос и обнажить его имманентную сущность»[36]. И далее не менее примечательное замечание: «события были таковы, что необходимо было политические вопросы ставить и разрешать с величайшей, беспощадной прямотой и смелостью, для этого надо было отбросить все, что мешало свободному анализу, в том числе моральные и религиозные соображения. И Макиавелли дерзнул. Именно за это его проклинали больше всего и при жизни и особенно после смерти»[37]. Политический реализм Макиавелли не знает преград, он идет до конца, до предельного обнажения жестокостей своего времени, до постановки политических вопросов с максимальной откровенностью и прямотой. Мыслитель изучает политические процессы современности объективно и беспристрастно, подобно тому, как естествоиспытатель изучает природу. Для него важнее раскрытие истины, какой бы неприглядной она ни была, раскрытие действительных механизмов осуществления власти в суровых условиях своей эпохи. Отмечая эту особенность политической философии Макиавелли, исследователь проблем соотношения политики и морали Э.Я. Баталов пишет: «Н.Макиавелли и других писателей, выставлявших эту «кухню» напоказ, нередко обвиняют в аморализме. С равным успехом можно обвинять в садизме авторов учебника по хирургии, описывающих, как обычно производится трепанация черепа или удаление конечностей, или иные операции, при одном виде которых люди непривычные лишаются чувств»[38].