Ницше и «философия жизни»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью нашего исследования является комплексное изучение философских взглядов Фридриха Ницше, его оригинального миросозерцания. Из поставленной цели вытекают задачи нашего исследования, которые можно сформулировать следующим образом:
изучить… в таких аспектах, как «дионисийское» и «аполлоновское» начала в человеке и искусстве, «вечное возвращение», воля к власти, дать их общую характеристику;
исследовать «переоценку всех ценностей» по Ф. Ницше, выявить истоки идеи имморализма, определить мораль рабов и господ, проследить за генезисом христианской морали и могуществом аскетического идеала и его исторического значения;
изложить учение Ницше о сверхчеловеке

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 60.04 Кб (Скачать файл)

Введение

Основной целью нашего исследования является комплексное изучение философских взглядов Фридриха Ницше, его оригинального миросозерцания. Из поставленной цели вытекают задачи нашего исследования, которые можно сформулировать следующим образом:

  • изучить… в  таких аспектах, как «дионисийское» и «аполлоновское» начала в человеке и искусстве, «вечное возвращение», воля к власти, дать их общую характеристику;
  • исследовать «переоценку всех ценностей» по Ф. Ницше, выявить истоки идеи имморализма, определить мораль рабов и господ, проследить за генезисом христианской морали и могуществом аскетического идеала и его исторического значения;
  • изложить учение Ницше о сверхчеловеке

В своей работе мы использовали труды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ницше и «философия  жизни»

 1.1 «Дионсийское» и «аполлоновское» начала

 В Лейпциге Ницше  прочитав книгу «Мир как воля и представление», воспринял идеи Шопенгауэра. «Я нашел книгу в антикварной лавке старика Рона... дома, лежа на софе, я почувствовал, как этот угрюмый, но мощный гений начал точить меня изнутри. На каждой странице отказ, протест, смирение подавали свой голос. Предо мной было зеркало, в котором я видел... мир, жизнь и мою собственную душу. Подобно солнцу, мне являлся от всего отъединенный глаз искусства: я видел в нем болезнь и избавление, убежище и изгнание, ад и рай». Вслед за Шопенгауэром Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность, боль и разрушение. Способность противостоять страданию можно обрести только в мире искусства. В «Рождении трагедии» (1872) он пытается найти в античной трагедии мощный источник пьянящей радости жизни, мужественное приятие жизненных ценностей. Трагическое искусство умеет возвышенно сказать «да» жизни. Ницше переворачивает романтический образ греческой культуры. Не классическая Греция Сократа, Платона и Аристотеля, а досократики и трагики IV в. до н. э. — вот «настоящая» Греция. Тайну греческого мира Ницше связывает с цветением «дионисийского духа», инстинктивной силой здоровья, буйством творческой энергии и чувственной страстью в полной гармонии с природой.

Рядом с «дионисийским» рос и креп дух Аполлона, рождались попытки выразить смысл вещей в терминах меры и соразмерности. Наличие двух этих начал, по Ницше, стала источником контраста, необычайно важным как в начале, так и в конце греческой цивилизации, контраста пластического искусства (Аполлон) и непластического, музыки (Дионис). Два этих инстинкта, один рядом с другим, выступают в открытом диссонансе, пока каким-то неведомым чудесным образом не соединяются в одном виде искусства, которое и есть аттическая трагедия.

Но если Еврипид попытался потеснить дионисийский элемент из своих трагедий в пользу морали рассудка, то Сократ объявился со своей претензией понять все при помощи разума, с ним же и господствовать. От Сократа и Платона и начинает отсчет по лестнице, ведущей вниз, Ницше, называя их «псевдогреками», «антигреками». Последнее, что остается в руках того, у кого нет другого оружия, — диалектика. Таков суровый приговор Платону. Правда в том, что философы и моралисты обманывают самих себя, веря, что декаданс можно остановить, объявив ему войну. То, что им представляется лекарством, на деле новая форма упадка: они меняют способ падения, но не перестают падать. Сократу сложно доверять, да и вся мораль нравственного совершенствования двусмысленна. Яркий свет разума, рациональность любой ценой, сознательность без инстинктов, вопреки им, — это лишь еще одна болезнь, и уж никак не возвращение к «добродетели», «здоровью», «счастью». Можно ли считать здоровым Сократа, если ему опостылела жизнь? Сказав «нет» жизни, он стал первым декадентом. Борясь с «диони-сийским культом», Сократ «забыл», что он восстанавливает утраченные связи не только человека с человеком, но и с природой, празднуя * возвращение блудного сына домой. Колесница Диониса украшена цветами и гирляндами, а несут ее вперед пантера и тигр.

 

Нигилизм, вечное возвращение и «Amor fati»

Нигилизм, с точки зрения Ницше, неизбежное следствие из христианства, морали и философского понятия истины. Когда иллюзии разоблачены, остается ничто, пропасть небытия. Во-первых, нигилизм есть психологическая замена необходимости. Как если бы того, кто всегда и во всем искал «смысл», которого на самом деле нет, покинуло самообладание. Таким смыслом мог бы стать рост и реализация моральных ценностей (любви, гармонии, счастья или чего-то подобного). Но вместо этого мы должны мужественно признать, что разочарование в поисках осмысленности жизни и есть причина нигилизма. Во-вторых, тотальной систематизации и организации, придуманных человеком для собственного удобства, в реальном мире просто не существует. Достижимо для него лишь чувство непоправимой утраты ценностей, когда становится ясно, сколь беспочвенны эти разговоры о всеобщем характере сущего с привлечением понятия «цели», концепции «единства» и даже «истины».

Вековая ложь разоблачена, иллюзии утрачены, и человек, оставшись один, боится взглянуть в лицо действительности. Абсолютных ценностей нет, рациональной универсальной структуры, обязывающей человека к пониманию, также нет, как нет ни провидения, ни космического порядка. Положение мира отныне и навсегда — хаос, не в смысле отсутствия необходимости, а в смысле утраты порядка, структуры, формы, красоты, мудрости. В мире нет смысла, нет порядка. «Я нашел в вещах эту счастливую определенность: оказывается, они предпочитают плясать на острие случая», — признается Ницше. Итак, прощай, необходимость, — и да здравствует необходимость, необходимость воли!

В мире — с момента его рождения и поныне — всегда господствовала воля примириться с собой и воля повторить себя. Эту теорию «вечного возвращения» Ницше заимствует у раннегреческой и восточной традиции. Линеарную модель развития христианства и гегелевскую схему прогресса он заменяет фигурой круга: «Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз, и все вместе с нами». Всякая боль и радость, каждая мысль и вздох, всякая вещь, большая и маленькая, непременно возвратятся: «И эта тонкая паутина, и блик луны средь деревьев, и даже этот миг и я в нем — все будет снова».

Мир, не отвергающий, а принимающий и повторяющий сам себя, — такова космология Ницше. Ее можно назвать «amor fati», «любовь к року». Мир в отсутствие онтологических оснований нуждается в любви. Человек, принявший мир, открывает, что воля — его сущность. В вечном возвращении он сливается с миром, его воля, принимающая мир, узнает себя в примирении с самой собой. Такой человек добровольно следует по пути, по которому другие бредут слепо. Все бывшее — фрагмент, загадка, случай, пока творящая воля не добавит: это то, чего я хотела, то, чего хочу и буду хотеть, чтобы было всегда. Так учит Заратустра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Идея воли  к власти

Идеей воли к власти пронизано все творчество философа-пророка, начиная с его первой работы «Рождение трагедии…» , а также с его последней книгой «Воля к власти». Наибольшее идейное сходство с «Волей к власти» прослеживается в произведении, написанном в поэтической форме «Так говорил Заратустра».

Воля к власти, или воля к могуществу, силе выступает, равно как и шопенгауэрова воля к жизни, в качестве воли метафизической. А это значит, что подобно первой, которая воплощала собою волю вообще, ницшеанская воля к власти так же есть воля таковая, единая воля, она есть «глубочайшая сущность бытия» [], по отношению к которой воля к жизни есть ее только частный случай. Потому, по Ницше, иметь волю вообще – это то же самое, что желать стать сильнее. А сама жизнь ценится им как инстинкт роста, устойчивости, накопление сил, власти.

Метафизический характер воли к власти философ-пророк выразил в том, что он именует перспективизмом. «Я представляю себе его так, - пишет Ницше, - что каждое специфическое тело стремится к тому, чтобы овладеть всем пространством, возможно шире распространить свою силу (его воля к власти) и оттолкнуть все то, что противится его расширению. Но тело это постоянно наталкивается на такие же  стремления других тел и кончает тем, что вступает в соглашение («соединяться») с теми, которые достаточно родственны ему – таким образом, они все вместе составляют тогда заговор, направленный на завоевание власти [].  Но явнее всего это стремление к власти обнаруживается в живых существах, природа которых насквозь «эгоистична». Их «эгоизм» проявляется в самой жизненной силе, которую Ницше определяет как «длительную форму процессов уравновешения силы, в течение которых силы борющихся, в свою очередь, растут в неодинаковой степени» [].

Стало быть, Жизнь получает свое выражение, прежде всего, в ненасытном стремлении к проявлению власти или в ее применении, пользовании властью как творческим инстинктом. Тем самым Ницше пытается вывести все влечения живого из воли к власти [], с помощью которой стремящиеся к господству, образующие, повелевающие силы все время расширяют область своей власти. Это расширение власти выражается в том, что более слабое влечется к более сильному, оно хочет воспользоваться его прикрытием, слиться с ним. Более сильное, наоборот, стремится отделаться от него: оно не хочет из-за этого погибнуть. Потому можно сказать, что воля к власти обнаруживается «во всякой комбинации сил, обороняющаяся против более сильного, нападающая на более слабое… Воля к власти может проявиться только тогда, когда встречает противодействие» [].

Благодаря противодействию осуществляется развитие и совершенствование всего живого, в ходе которого прослеживается не только его усложнение, но и увеличение, умножение его власти. По отношению к человеку и человечеству в целом Ницше усматривает их совершенствование в создании наиболее могучих индивидов, орудием которых делаются массы: «бесчисленное количество индивидов приносится в жертву немногим» [], «слабые неудачники должны погибнуть» [].

Вопреки дарвиновской теории эволюции, которая, как известно, утверждает борьбу за существование, в ходе которой вымирают слабые существа, а выживают наиболее сильные, Ницше отстаивает позицию, согласно с которой, во-первых, борьба за жизнь идет на пользу как слабым, так и сильным; во-вторых, в ходе этой борьбы никакого совершенства существ нет, ибо у каждого типа живых существ есть своя граница: за ее пределами нет развития. Потому, по словам философа-пророка, «человек как вид не прогрессирует… не представляет прогресса в сравнении с каким-нибудь иным животным» []. Стало быть, весь животный и растительный мир, вопреки Дарвину, не развивался от низшего к высшему. А это значит, что в ходе борьбы за существование не было отбора в пользу более сильных, не наблюдался прогресс вида. Этот факт Ницше объясняет тем, что в силу присущности всем живым существам воли к власти, которая есть последнее основание и сущность всякого изменения, наиболее сильные оказывались слишком слабыми, когда им противостояли организованные стадные инстинкты. Все это в конечном итоге и привело к возникновению типов декаданса и к метаморфозу высших моральных ценностей: «средние более ценны, чем исключения, продукты декаданса более ценны, чем средние, воля к «ничто» торжествует над волей к жизни» []. В дальнейшем этот факт и был возведен христианством в мораль, на которую философ обрушил с присущей ему смертельной ненавистью свои гнев и проклятие.

Таким образом, вопреки дарвиновской теории эволюции, согласно которой виды являются носителями прогресса, развитие идет от низшего к высшему и могучим стимулом в этом развитии выступает инстинкт самосохранения, Ницше полагает, что рост власти некоторого вида менее гарантирован преобладанием его сильных, чем преобладанием средних и низших типов. С первыми он связывает скорое вымирание, быстрое уменьшение численности вида, последние же имеют сильную плодовитость, устойчивость. И, казалось бы, это состояние устойчивости должно стремиться к самосохранению, но, как показывает практика жизни, «все живое, - по словам Ницше, - … стремится к максимуму чувства власти, в существе своем она есть стремление к большему количеству власти; всякое стремление есть не что иное, как стремление к власти; эта воля остается самым основным и самым подлинным фактом во всем совершающемся» [].

 

2. «Переоценка всех ценностей» по Ницше

2.1 Истоки идеи имморализма

   Одной из основополагающей идей миросозерцания «философа неприятных истин» является идея имморализма, предлагаемая им в качестве противовеса христианской морали. Свой поход против морали, точнее морали самоотречения (т. е. христианской морали) философ-пророк начал со своей книги «Утренняя заря. (Мысли о морали как о предрассудке)». После того как Ницше разрешил утверждающую часть своей задачи, он перешел к ее негативной половине – великой переоценке всех ценностей, впервые провозглашенной им в книге «По ту сторону добра и зла. (Прелюдия к философии будущего)» и нашедшей свое продолжение в работах «К генеалогии морали. (Полемическое сочинение)» и «Воля к власти».

   Задачу переоценки ценностей Ницше выводил из необходимости апробировать ценности морали, для чего он ставил эту ценность под вопрос. Исходной в этом плане является его мысль о том, что мир, в котором живет человек, небожественен, неморален, «бесчеловечен». Человек в течение долгого времени толковал тот мир лживо, в угоду своему почитанию, а стало быть, в угоду некой потребности, ибо, по словам философа-пророка, «человек – почитающее животное» []. Таким образом, человечество уже изначально не находится на верном пути, оно «управляется вовсе не божественно… напротив, среди его самых священных понятий о ценности соблазнительно господствует инстинкт отрицания, порчи, инстинкт decadence» [], выражающийся в морали decadence. Последняя, по Ницше, ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой неэгоистическому началу и враждебной всякому эгоизму. В физиологическом пане ослабление и разрушение инстинкта самосохранения свидетельствует о вырождении человеческого организма, в нравственном – о вырождении всего человечества, в рамках которого такие понятия морали как «душа», «дух», «свободная воля», «Бог» теряют всякий смысл, ибо презрение к телу, т. е. к жизни, нарушает равновесие, что и ведет к христианской морали самоотречения.

Информация о работе Ницше и «философия жизни»